Наземный транспорт Москвы вслепую. Как начать ориентироваться

Тифлокомментарий: цветная фотография. Вечерняя Москва. На городских улицах безлюдно, на широком проспекте горят фонари и неоновые вывески. На перекрестке, перед пешеходным переходом с красным сигналом светофора, стоит человек в повседневной одежде. По проезжей части двигается современный низкопольный трамвай.

Корреспондент портала Павел Леонов в своей колонке рассказывает о доступности городской среды. В этом материале он рассуждает, насколько сложно человеку с нарушением зрения ориентироваться в общественном транспорте.

Передвигаться по Москве самостоятельно человеку с нарушением зрения — безусловно, возможно, но как? В столице, как и в любом крупном городе, есть все для полноценной жизни. Добираться до мест притяжения можно разными способами: личный автомобиль, каршеринг, электросамокат, велосипед и, конечно, общественный транспорт.

Однако для незрячих людей выбор способа передвижения ограничен. Как быть? Идеального рецепта для передвижения нет, все зависит от уровня зрения, степени реабилитированности и активности. Но вопрос остается открытым: может ли незрячий и слабовидящий человек ориентироваться в большом городе самостоятельно? Ведь запутаться в маршрутах наземного транспорта легко. Сегодня я поделюсь личным опытом, который поможет в большей степени слабовидящим пассажирам.

Почему я решил остановиться на своей истории? Люди, знающие меня давно, отмечают, что в Москве я ориентируюсь, как среднестатистический горожанин и даже передвигаюсь с такой же скоростью. Своей активной жизнью я доказываю, что слабовидящий человек уж точно, а незрячий — вероятно, сможет передвигаться по городу совершенно самостоятельно.

Мне 37 лет, наземный транспорт Москвы я видел разным: катался по закрытым трамвайным системам, которые в этом году решили восстановить, изучал маршруты и запоминал их. Даже в моей детской практике был эпизод, когда я, будучи первоклашкой, в нашем районе с уверенностью объяснял прохожему, как дойти до нужного транспорта, куда сесть и поехать. Кто бы мог подумать, что детская любовь к транспорту изменит всю мою жизнь?

Начнем с основ и с моей любимой темы — с урбанистики. Что такое транспорт для человека без нарушения зрения? Ты пришел на остановку, поднял глаза к табличке и увидел, что на ней останавливаются два маршрута трамвая и два автобусных. Память тебе для этого не нужна. Что делать незрячему человеку? Сейчас с этим попроще: есть различные приложения и «Говорящий город», который делает жизнь пассажиров наземного транспорта лучше.

Но это сейчас. В моем детстве этого не было, как же быть? Моя первая самостоятельная поездка в наземном транспорте случилась примерно тогда же, когда я спустился самостоятельно в метро. Мне было 17 лет. После этого я старался запомнить, какие маршруты и где ходят, куда идут. Однако этого мало. Необходимо найти нужную остановку. Лучший способ — изыскать возможность изучить местность и выучить, какая остановка тебе нужна. Но остановки могут переноситься, переименовываться, а транспорт, ко всему прочему, меняться.

Мой опыт показывает, что иногда лучше многое держать в голове, потому что незрячий или слабовидящий человек не вооружится картой и не пойдет уверенно с ней покорять незнакомые районы.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Ясный летний день в центре Москвы. На широкой остановочной платформе стоит современный низкопольный трамвай с панорамным остеклением. Пороги его дверей обозначены желтой широкой полосой.

Тут можно возразить: сейчас столько приложений, служба сопровождения, зачем вообще ориентироваться в транспорте? Вызвал службу, доехал из точки А в точку Б — и все. Но так ли это?

Я из тех людей, кто начинал ориентировку по городу без подручных средств в виде приложений и служб сопровождения. Мои козыри — остаточное зрение и любовь к транспорту. А в начале моего самостоятельного пути подспорьем служила знаменитая на всю Москву так называемая автоматизированная система контроля проезда, по которой вход осуществлялся через переднюю дверь и процесс посадки и высадки из транспорта сильно затягивался. За это время я смело успевал понять, подходит ли мне данный транспорт, правильно ли я пришел. Табличка с маршрутом висела всегда у нужной двери, можно было успеть словить номер. Система исчезла, а привычка клеить маршрутный лист у первой двери осталась, это важный лайфхак для слабовидящих.

Что может противопоставить такому способу современная система и иные возможности? Приложение «Московский транспорт» неплохо озвучивается и подгружает актуальную информацию об отмене, переименовании маршрутов и остановок, проговаривает, какие маршруты и какого вида транспорта останавливаются, куда они идут, но вот с синхронизацией данных у техники большие проблемы. Мной лично проверена ситуация, когда по карте пришел автобус на остановку, а на самом деле его не было — он еще не доехал.

Тут можно задать вопрос: а зачем вообще такие инструменты для передвижения? Незрячие и слабовидящие люди чаще ходят с кем-то, к тому же можно обратиться к прохожим. Зачем что-то учить? И тут мы возвращаемся к началу рассказа. Незрячие люди чаще реабилитированы, хотят и стремятся делать все — по возможности — самостоятельно. Служба сопровождения может привести к объекту из определенного списка. Перечень регламентирован, он зачастую не совпадает с потребностями пользователей. По этой причине просто необходимо принимать какое-то решение.

Как можно минимизировать риски и повысить самостоятельность? Сейчас большинство остановочных пунктов имеет новый дизайн и возможность прочитать крупным шрифтом и название остановки, и все маршруты. Если подготовиться более тщательно, то можно найти фото маршрутного указателя остановки, увеличить и прочитать. Это удобно слабовидящим пользователям, такой способ точно поможет передвигаться по городу самостоятельно.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Пасмурный день в Москве. На тротуаре стоит девушка в легком светлом пальто. Ветер развевает ее длинные темные волосы. По дороге друг за другом едут синие рейсовые автобусы.

В связи с этим просто необходимо поднять важный аспект современного наземного транспорта Москвы и, возможно, других городов. Несколько лет назад в московском транспорте устанавливали динамики с внешней стороны, информатор сообщал, что подъехал такой-то автобус и идет он туда-то, но жалобы местных жителей, как и в случае со светофорами, быстро свели эту услугу на нет.

Конечно, если вы передвигаетесь по городу с тростью, то пути для вас открыты куда шире. Вы можете зайти в любой транспорт и спросить, доедете ли вы до нужного места. Так когда-то начинал и я, будучи неуверенным, что автобус меня довезет до нужного места.

Главное помнить одно — самостоятельное передвижение, если вы в нем уверены, сделает вас мобильнее, вы не будете привязаны к окружающим. Крупные таблички на транспорте, техническое подспорье и ваша уверенность — залог успеха. Плюс — немного памяти. Да, удержать карту транспорта в голове кажется невозможным, но всегда можно посмотреть маршрут заранее и разобраться в тонкостях, особенно если этот маршрут вам потом понадобится не один раз.