Вот уже несколько лет Центр обеспечения мобильности пассажиров в Москве работает круглосуточно. Его сотрудники помогают передвигаться незрячим жителям не только в метро, но и наземным транспортом. Однако город удобен и для тех, кто ориентируется самостоятельно. В этом заслуга системы «Говорящий город», которая пришла в столицу из Санкт-Петербурга.
Помимо установки маяков на важных для незрячих людей объектах города (КСРК, дом просвещения ВОС и не только), разработчики вместе с городскими властями начали процесс адаптации наземного транспорта. Стартовали с краснопресненской трамвайной сети, расположенной на севере и северо-западе столицы.
Системой оборудовали часть подвижного состава всех имеющихся маршрутов, она позволяет найти вход в салон, понять, какой трамвай к тебе подошел и в какую сторону он едет.
Корреспондент «Особого взгляда» Павел Леонов поговорил о внедрении системы с заместителем директора по связям с общественностью «Говорящего города» Аленой Болдышевой.
Тифлокомментарий: цветная картинка. Изображение троллейбуса на фоне стилизованных стрелок светло-зеленого и голубого цвета. Изображение сопровождается надписью: «Говорящий город на транспорте».
Как внедряют «Говорящий город»
Она добавила, что компания «Говорящий город» уже более десяти лет занимается развитием собственной системы, которая позволяет повысить уровень доступности общественного транспорта. В арсенале этого разработчика есть устройства, устанавливаемые на транспортные средства и передающие на смартфон информацию о номере, типе и направлении движения подъехавшего к остановке наземного транспорта. Кроме того, водитель такого автобуса, троллейбуса или трамвая получает предупреждение о посадке или высадке особого пассажира, что крайне удобно и полезно с точки зрения безопасности.
Но как же происходит внедрение таких систем на практике? Чаще всего вопрос оснащения подвижного состава поднимают чиновники соответствующих госструктур, желающие повысить доступность общественного транспорта в конкретном регионе. Однако бывают ситуации, когда о комфорте и безопасности маломобильных пассажиров задумываются сами производители транспортных средств, считая это необходимой мерой.
«Несколько лет назад на крупном форуме, посвященном развитию общественного транспорта в России, где выступали представители компании „Говорящий город“, случился короткий, но очень важный разговор между разработчиками данной системы и производителем трамваев. Руководители производственного предприятия заинтересовались имеющимся функционалом и предложили более детально обсудить возможность внедрения системы „Говорящий город“ в разработанные ими транспортные средства», — рассказала Алена Болдышева.
Дальше, по ее словам, прямо на предприятии по производству трамваев встретились руководители и инженеры обеих компаний и обсудили организационные и технические моменты.
«Необходимо было синхронизировать работу бортовых систем трамваев и радиоинформаторов „Говорящего города“ на программном уровне. В результате получилось не только полноценно интегрировать оборудование системы в трамваи, но и модернизировать способ информирования водителя о посадке или высадке маломобильных пассажиров. Ранее все предупреждения выводились на специализированный пульт с небольшим дисплеем, теперь же эти сообщения отображаются прямо на центральном экране кабины», — сказала Алена Болдышева.
Затем готовые наработки передали на производство, наладили логистику — и первые трамваи, оснащенные «Говорящим городом», стали сходить с конвейера.
«Впоследствии эти борта были закуплены московскими транспортниками и вышли на линию, будучи уже доступными для маломобильных пассажиров. Таким образом, рядовая встреча на форуме в результате вылилась в успешную коллаборацию, которая стала еще одним шагом к построению безбарьерной среды в нашей стране», — добавила Алена Болдышева.
Карта применения системы
Тифлокомментарий: цветная карта России. Зеленым цветом обозначены регионы, где действует система «Говорящий город». Остальная территория окрашена в серый цвет.
Теперь же стоит рассказать, как данная система работает на практике. Скачав приложение «Говорящий город» и войдя в раздел «Транспорт», вы можете поймать сигнал трамвая, оборудованного системой «Говорящий город». Вы узнаете, какой маршрут к вам подошел, куда он идет, сможете найти вход, а также потратить столько времени на посадку или высадку, сколько вам требуется. Система передаст водителю, что среди пассажиров есть незрячий или слабовидящий человек, и это сразу исключит какое-либо недоразумение.
Итак, если вы живете на севере или северо-западе Москвы и пользуетесь маршрутами: 6, 10, 15, 21, 23, 27, 28, 28К, 29, 30 и 31, но ни разу ее задумывались о таком удобстве, то самое время это сделать. Востребованность данного сервиса среди незрячих пользователей поможет, как говорят сотрудники «Говорящего города», быстрее внедрить подобную систему по всей Москве во всю сеть наземного городского транспорта.
Как работает система
За последние 10 лет транспортный парк столицы сильно обновился. Еще недавно по московским улицам ходил старый подвижной состав, преимущественно высокопольный и с турникетами при входе через переднюю дверь.
Лично мне как слабовидящему пассажиру данная система была удобна. Можно было успеть посмотреть номер маршрута, дойти до передней двери и совершить посадку. Но незрячим людям такой способ использования общественного транспорта затруднителен. Усложнилось все, когда внедрили новый тип подвижного состава с кнопками на дверях, которые отвечают за их открытие. Большинство автобусов, электробусов и трамваев оборудованы именно ими. Кнопку сложно найти, ее нужно успеть нажать, а затем еще зайти или выйти.
Система «Говорящий город» как раз и решает данную проблему. Водители трамваев или другого транспорта, оборудованного такой системой, с подключением сигнала поймут, что незрячий пассажир пришел на остановку и хочет воспользоваться именно его транспортом. А сам незрячий пассажир получает информацию, по какому маршруту идет трамвай и так далее. То есть система должна помочь взаимодействию пассажира с водителем.
В планах команды «Говорящего города» проанализировать опыт незрячих пассажиров и продолжить внедрение системы на всех маршрутах наземного транспорта столицы. Уже сейчас идут переговоры с департаментом транспорта и разрабатываются новые списки маршрутов для тестирования и последующего внедрения.
«Вопрос доступности общественного транспорта для маломобильных пассажиров, а особенно для незрячих и слабовидящих, стоит достаточно остро, так как возможность легко и безопасно добраться до нужного пункта назначения — это чуть ли не основополагающее право любого человека, независимо от наличия или отсутствия инвалидности. В нашей стране работа над созданием решений, способных повысить адаптированность автобусов, трамваев и троллейбусов, ведется уже довольно долго, и определенные успехи в этом деле есть», — сказала Алена Болдышева.