Музей криптографии, который регулярно посещают гости с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с нарушением зрения, поделился своим опытом организации доступной среды. Сотрудники площадки выпустили и выложили в сеть методическое пособие «Доступность мультимедийных и интерактивных инсталляций: что придумали и сделали в Музее криптографии и как это работает».
Методичка адресована в первую очередь сотрудникам музеев, специалистам по доступности и инклюзии, разработчикам мультимедийного контента, проектировщикам музейных экспозиций, студентам, изучающим музейное дело. Издание планируют официально презентовать в конце мая на Международном музейном фестивале «Интермузей 2025».
Пособие составили куратор программ доступности и инклюзии Никита Большаков и руководитель отдела посетительского опыта Ксения Леденева.
По его словам, члены команды быстро поняли, что будет полезно описать их опыт — это поможет коллегам.
«Мы постарались не столько вывести общие универсальные рекомендации, сколько показать решения, которые у нас сработали и — что более ценно, на мой взгляд, — не сработали. Мы проводили UX-исследования инсталляций, доступных для незрячих людей, собирали опыт, обратную связь», — добавил Большаков.
Из методического пособия можно узнать:
-
Что такое цифровая доступность музея и как ее организовать,
-
Как работать с тифлокомментариями,
-
Как сделать инструкцию понятной для незрячего человека,
-
Как дополнить экспозицию переводом на жестовый язык.
В пособии много конкретных кейсов и иллюстраций.
Музей криптографии — мультимедийное пространство, где можно погрузиться в историю коммуникации и узнать о методах защиты информации.
Мы ранее публиковали интервью с Никитой Большаковым о безграничности мультисенсорного искусства — прочитать текст можно по ссылке.
А еще «Особый взгляд» писал об адаптации научно-технологических экспозиций для посетителей с нарушением зрения и самых интересных экспонатах Музея криптографии, доступных для тактильного осмотра. Читайте статью по ссылке.
«Когда мы начали работать над доступностью мультимедиа в экспозиции, очень быстро стало понятно, что в российской литературе нет удачных описанных примеров, на которые можно было бы опираться. Честно говоря, и неудачных тоже нет. Да и если посмотреть англоязычную литературу по этой теме — в основном вы встретите сухие методические пособия с примерами, без сомнения полезными, но все равно не позволяющими до конца понять, с чем вам предстоит столкнуться», — отметил Никита Большаков.