В Музее криптографии выпустили методичку по созданию доступной мультимедийной среды

Тифлокомментарий: цветная фотография. На белой поверхности разбросаны одинаковые прямоугольные флаеры: на красном фоне тонкой линией схематично нарисован профиль человека. Глаза представлены черными точками, рот — тонкой линией. На изображение лица наложена белая ломаная фигура, похожая на цифру семь. Это криптографический символ — ключ. Фигура дублируется в верхнем левом углу. Вокруг нее черная надпись в три строчки: «Музей криптографии».

Музей криптографии, который регулярно посещают гости с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с нарушением зрения, поделился своим опытом организации доступной среды. Сотрудники площадки выпустили и выложили в сеть методическое пособие «Доступность мультимедийных и интерактивных инсталляций: что придумали и сделали в Музее криптографии и как это работает».

Методичка адресована в первую очередь сотрудникам музеев, специалистам по доступности и инклюзии, разработчикам мультимедийного контента, проектировщикам музейных экспозиций, студентам, изучающим музейное дело. Издание планируют официально презентовать в конце мая на Международном музейном фестивале «Интермузей 2025».

Пособие составили куратор программ доступности и инклюзии Никита Большаков и руководитель отдела посетительского опыта Ксения Леденева.

«Когда мы начали работать над доступностью мультимедиа в экспозиции, очень быстро стало понятно, что в российской литературе нет удачных описанных примеров, на которые можно было бы опираться. Честно говоря, и неудачных тоже нет. Да и если посмотреть англоязычную литературу по этой теме — в основном вы встретите сухие методические пособия с примерами, без сомнения полезными, но все равно не позволяющими до конца понять, с чем вам предстоит столкнуться», — отметил Никита Большаков.

По его словам, члены команды быстро поняли, что будет полезно описать их опыт — это поможет коллегам.

«Мы постарались не столько вывести общие универсальные рекомендации, сколько показать решения, которые у нас сработали и — что более ценно, на мой взгляд, — не сработали. Мы проводили UX-исследования инсталляций, доступных для незрячих людей, собирали опыт, обратную связь», — добавил Большаков.

Из методического пособия можно узнать:

  • Что такое цифровая доступность музея и как ее организовать,

  • Как работать с тифлокомментариями,

  • Как сделать инструкцию понятной для незрячего человека,

  • Как дополнить экспозицию переводом на жестовый язык.

В пособии много конкретных кейсов и иллюстраций.

Музей криптографии — мультимедийное пространство, где можно погрузиться в историю коммуникации и узнать о методах защиты информации.

Мы ранее публиковали интервью с Никитой Большаковым о безграничности мультисенсорного искусства — прочитать текст можно по ссылке.

А еще «Особый взгляд» писал об адаптации научно-технологических экспозиций для посетителей с нарушением зрения и самых интересных экспонатах Музея криптографии, доступных для тактильного осмотра. Читайте статью по ссылке.

Напоминаем, что за свежими новостями, интересными статьями и актуальными анонсами «Особого взгляда» удобно следить в нашем телеграм-канале. Приглашаем переходить по ссылке и становиться читателем. Подписывайтесь на нас также в «Дзене» и во «ВКонтакте».