Пять лет назад в Москве запустили МЦД (Московские центральные диаметры) — сеть железнодорожных линий, которые связывают столицу с ближним Подмосковьем. Насколько эта система транспорта удобна для незрячих и слабовидящих пассажиров? Доступность и комфорт МЦД обсудили корреспондент портала Павел Леонов и его собеседники.
Сеть московского городского транспорта настолько обширна, что запутаться в ней ничего не стоит. Раньше большинству из нас было все понятно: есть метро и наземный транспорт, а где-то там, от вокзалов, которых в столице девять, отходят электрички в пригород.
Но пять лет назад власти запустили на базе существующей инфраструктуры Московского железнодорожного узла два первых Московских центральных диаметра: один железнодорожный маршрут, интегрированный в общую систему столичного транспорта, связал Одинцово в Лобню, другой — Нахабино и Подольск. Затем открылись и другие линии.
Зачем это было нужно? Предполагалось, что:
-
МЦД поможет пересекать город насквозь и добираться напрямую из одного конца Подмосковья в другой.
-
Появятся единые тарифы — и пассажиры не будут прыгать на первой пересадке на метро, потому что это дешевле (привет, Рязанское и Казанское направление и станция Выхино).
-
Будет организован транспорт с тактовым расписанием для районов, где нет метро (привет, Киевское и Ярославское направления).
-
Пассажирам предоставят возможность оплачивать проезд картой «Тройка» и пересаживаться между всеми видами транспорта.
-
Районы Москвы будут еще более эффективно соединены между собой.
Для людей с инвалидностью проезд на МЦД — бесплатный.
Между тем, только в 2024 году власти разработали абонемент для людей с инвалидностью на год на все диаметры. До этого, немногим меньше пяти лет, всем нам приходилось брать билет до определенной станции и прорабатывать маршрут заранее.
При этом многие незрячие пассажиры, особенно живущие в Подмосковье, активно пользовались и пользуются МЦД. А ведь взаимодействие с этой системой немного особенное — и отличается от использования остальных видов транспорта.
Мы уже выяснили, что большая часть незрячих людей в Москве пользуется службой сопровождения (точнее, услугами Центра обеспечения мобильности пассажиров, о которых можно подробнее прочитать по этой ссылке) и видит в этом источник своей безопасности. Но именно на диаметрах служба не работает, и с этим связано немало сложностей.
Мои сегодняшние герои — Валерий Ремизов, Александра Майдан, Юрий Бондарь и Ольга Крылова — рассказали о своем опыте поездок на МЦД.
Так, Валерий Ремизов уже два года живет в подмосковном Раменском. Сейчас незрячий молодой человек работает массажистом и перемещается по подмосковной части диаметра.
Если речь идет об МЦД, то сотрудник службы сопровождения может либо встретить тебя на пересадочной станции метро или МЦК, либо довести тебя до нее. А вот Валерию приходится передвигаться повсюду самостоятельно.
«Мои основные станции — это Красково и Малаховка, — поясняет молодой человек. — Я стараюсь найти нужный вагон поближе к турникетам, а на платформе ориентируюсь по плите у края». При этом Валерий добавляет, что на новых платформах плитка стала тонкой и неудобной.
Фото: Наталья Леонова
Тифлокомментарий: цветная фотография. Серебристый турникет с картоприемником установлен в вестибюле перед выходом из метрополитена. На стеклянных створках — красные прямоугольные стикеры. На одном — белая надпись: «Турникет принимает банковские карты». На втором — рельефное белое изображением банковской карты с радиоволнами.
При этом молодой человек подмечает, что, несмотря на самостоятельность, ему бывает непросто управляться с турникетами: «Бывает, что турникеты тупят и долго открываются. Если какой-то турникет неисправен, то он даже не пищит, и вот здесь как раз сложность».
Отметим, что если в метро и на МЦК турникеты нужны только для входа и работают на него все и на всех станциях, то на МЦД необходимо прикладывать карту, в том числе и социальную, как на вход, так и на выход.
При этом социальные карты пропускают не все турникеты на станциях диаметров. На створках, где социальные карты не работают, как правило, наклеены стикеры, сообщающие, что этот конкретный турникет предназначен для банковских карт.
Сложности могут быть связаны не только с этим. «У нас на Красково идет ремонт, и по платформе тяжело передвигаться, — рассказывает Валерий. — Но об этом объявляют очень тихо — сам машинист это делает, мол, будьте осторожны».
Валерий также поделился своим опытом поездок через станцию «Люберцы». Именно здесь сходятся и расходятся пути Рязанского и Казанского направлений.
«Здесь сложно ориентироваться, — говорит молодой человек. — Отличить можно только по звуку нужную электричку. Потому что на Казанский ход идут только старые электрички».
Тифлокомментарий: цветная фотография. Наземная станция Московского центрального диаметра в облачный осенний день. На перроне под железным навесом стоят немногочисленные пассажиры в куртках, установлена синяя табличка с белой надписью: «Люберцы 1».
Но перенесемся на второй диаметр, противоречивый, но стабильно работающий пять лет.
Александра Майдан, незрячая владелица собаки-проводника по кличке Бланка, активно пользуется сопровождением на транспорте.
«У диаметра есть своя служба сопровождения [не связанная с Центром обеспечения мобильности пассажиров. — Прим. ред.], которая может довести тебя до нужной станции и даже посадить на метро или на вокзал, — говорит девушка. — Единственный ее минус — это подпись акта выполненных работ. Нужно пользоваться приложением, озвучивающим текст, чтобы знать, что подписываешь».
При этом бывает и так, что Александра передвигается по диаметру и сама. Но на крупных станциях, таких как Площадь трех вокзалов или Курская, девушка всегда заказывает сопровождение.
«Никому бы не пожелала ходить по таким станциям самостоятельно», — добавляет Александра.
Девушка, как и многие другие незрячие пассажиры, воспользовалась оформлением абонемента на год. Она отмечает: «Я слышала от многих, что карты с таким абонементом плохо срабатывают. Один раз такое было и у меня. Пришлось просить помощи у сотрудников станции».
Есть и другая важная тема, которую затронула Александра. «Заявляется, что диаметр — это стабильное движение поездов. Я этого не почувствовала. Приходится все равно смотреть в расписание, — говорит девушка. — Даже иногда бывает так, что поезда идут не от конечной до конечной, а куда-нибудь до Марьиной Рощи. Часто приходится спрашивать людей, куда сейчас идет поезд».
Следующий мой собеседник, Юрий Бондарь, впрочем, не согласен с такой критикой расписания движения поездов. Он тоже пользуется вторым диаметром. Мужчина, который имеет небольшой остаток зрения, часто передвигается и по всем остальным линиям МЦД, совершая пересадки в центре города.
«Расписание электропоездов МЦД уже сформировано, и всегда можно подобрать удобные время для поездки. Сами электропоезда Тверского вагоностроительного завода комфортнее, чем электропоезда Демиховского машиностроительного завода. Для меня приятней совершать поездку на электропоездах „Иволга“», — говорит Юрий, не упуская технических подробностей.
Остаток зрения помогает Юрию ориентироваться, и поэтому у мужчины несколько иной взгляд на некоторые станции.
Вот, что говорит он о Площади трех вокзалов: «На станции очень удобная навигация, и удобно спускаться с платформы и выходить на улицу. Нет никаких препятствий после прохода турникета, удобно расположена тактильная плитка на полу, по которой выходишь без проблем на улицу города».
А вот Курский вокзал Юрий тоже считает недоступным и неудобным из-за неверно размещенных указателей. Именно там он чаще всего заказывает сопровождение, хотя даже в незнакомых местах может спросить дорогу у прохожих или воспользоваться остаточным зрением.
Последняя моя собеседница — незрячая девушка Ольга Крылова. Ольга окончила Высшую школу экономики, и последний год ездила в Сколково, где проходило ее обучение. Именно для этого Ольге приходилось пользоваться диаметром.
О своем опыте передвижения по городу девушка говорит так: «Передвигаюсь преимущественно самостоятельно, но когда требуется выучить новый маршрут, прошу помочь зрячих родных или еду со службой сопровождения метро или ЦППК. Несмотря на успешный опыт самостоятельного ориентирования в городе, меня не оставляют различные опасения за собственную безопасность. В результате я встала в очередь на получение собаки-поводыря».
Наш разговор с Ольгой получился глубинным — как у пользователей одного диаметра и одной его ветви: Белорусского направления.
Девушка справедливо отметила наличие на данном диаметре Аэроэкспрессов, которые местами превращаются в обычные электрички, просто короткие.
Ольга отмечает, что к Аэроэкспрессу лучше готовиться заранее — и уходить в середину платформы.
Девушка также подчеркивает: «Сесть в поезд без помощи прохожих у меня пока не получалось, да я и не ставила экспериментов, честно говоря. Дело в том, что двери открываются по нажатию кнопки. Следовательно, надо обшарить часть вагона, чтобы найти сначала дверь, а затем — и кнопку. В отличие от метро, тут не получится найти дверь по звуку открывающихся створок, ведь она вообще не откроется, пока не ткнешь кнопочку».
Ясно, что обычно на станциях довольно много людей, они выходят и заходят, поэтому можно подстроиться по звуку. «Однако на моей станции, Сколково, не было пересадки на метро. Сколково не является популярным среди пассажиров местом, это не Савеловский вокзал, где толпы. Следовательно, людей мало, тем более поздним вечером, а с пар приходилось именно по вечерам возвращаться. Кстати собака-поводырь решает эту проблему, поскольку по команде „Ищи дверь“ она может подвести к дверям — а уж кнопочку я нашарю. Ведь тут я уже буду искать в пределах двери, а не по всему вагону», — говорит Ольга.
Девушка живет в Химках — и первое время пользовалась пересадкой на станции Беговая. Сейчас из-за реконструкции эта пересадка стала наземной.
Ольга поделилась своим опытом и причиной, почему ей пришлось отказаться в итоге от привычного маршрута: «Из-за ремонта приходилось идти через улицу от метро до платформы. Проблема в том, что там был участок маршрута, где надо пройти по открытому месту — с машинами. Вроде не проезжая часть, но и не пешеходная зона. Я не научилась там ориентироваться. Огромное спасибо москвичам, которые мне там всегда подсказывали, как пройти, но в конечном итоге я просто поменяла свой маршрут и стала пользоваться пересадкой на МЦД на станции Славянский бульвар».
По словам Ольги, на Беговой ей также неудобно было продвигаться к кассе, которая располагалась все на том же участке с машинами. «Бесплатный билет можно оформлять в приложении, а потом прикладывать к турникету телефон, который по NFC считывается турникетом вместо проездного. На моем телефоне, правда, это не работало, но я знаю людей, которые разобрались с этим механизмом», — добавляет девушка.
Ольга разобрала все станции, которыми пользовалась, и пришла к выводу, что новые платформы, сделанные под формат диаметра, куда удобнее, чем остальные. Там, по ее словам, сразу можно выйти из метро и попасть на диаметр.
Девушка окончила учебу незадолго до введения годовых абонементов, но данная опция ей не нужна. Станция Химки третьего диаметра далеко от ее дома, и ей проще ехать на автобусе до метро. По словам Ольги, диаметр, несмотря на привлекательность, дорогу ей не сократит.
Крайне трудно разобрать все аспекты плюсов и минусов со стороны работы диаметров, но данная система работает уже пять лет, совершенствуется и дает возможность местами сократить свой путь — в чем неоднократно убеждался и я сам.
Кто знает: может, увидев этот материал, что-то решат улучшить. Поживем — увидим.
«Если же я еду в Москву, то еду через Выхино, потому что это самая удобная станция», — говорит Валерий.