Музыка открывает нам удивительный, особый мир, погрузившись в который, человек словно перерождается, открывает в себе и в окружающем пространстве новые краски и находит силы идти дальше, даже если все ресурсы исчерпаны.
Сейчас музыку активно используют в том числе терапевтических целях. О такой практике «Особому взгляду» рассказала незрячий музыкальный терапевт Ирина Решетник, которая работает как с незрячими детьми, так и с ребятами и взрослыми с другими нозологиями.
Для чего нужна музыкальная терапия
Музыкальные терапевты используют музыку для улучшения психического, физического, коммуникативного, интеллектуального здоровья человека.
По словам специалиста, терапевтическое использование музыки — например, прослушивание стимулирующих или успокаивающих музыкальных композиций, самостоятельное использование музыкально-терапевтических практик — нельзя, однако, назвать непосредственно «музыкальной терапией». Терапевтические отношения предполагают присутствие подготовленного профессионала, направляющего процесс.
Музыкальная терапия — это дисциплина на стыке медицины, психологии, педагогики и музыки. «Музыка упоминается в последнюю очередь, потому что аспекты, относящиеся к человеку, его психологии и состоянию, важнее», — рассказала специалист.
Тифлокомментарий: черно-белая фотография. Молодой человек играет на черном классическом рояле с резным деревянным пюпитром. Словно прислушиваясь, мужчина осторожно касается пальцами клавиш.
Как получить образование музыкального терапевта в России
Где и как учат специалистов по музыкальной терапии? По словам Ирины, начинающим путь в этой сфере может быть непросто сориентироваться, понять, где и какую информацию искать.
«К сожалению, у нас сейчас можно получить только базовое, фрагментарное образование. Но радует, что есть курсы на некоторых кафедрах и факультетах университетов, есть школа Иматон в Санкт-Петербурге, курсы, организованные специалистами из США и Канады, которые сотрудничают с Россией», — поделилась специалист.
Для желающих погрузиться в тему музыкальной терапии в России также организуют вебинары и семинары.
«Существуют курсы, недавно организованные Ассоциацией музыкальных психологов и психотерапевтов (стоит обратить внимание на название: называемся пока мы не музыкальными терапевтами). Когда необходимо понять, с чего начать, хочется посмотреть на работу опытных коллег — можно присоединиться к сообществу, задать вопросы, поприсутствовать на встречах», — поделилась Ирина.
Тифлокомментарий: цветная фотография. Черные головные наушники лежат на светлой глянцевой поверхности. На ней отражаются бело-розовые цветные блики.
Музыкальная терапия для незрячих людей
По словам эксперта, музыкальная терапия важна и полезна для незрячих людей — особенно для детей. Однако пока методика не пользуется среди них большой популярностью.
«Нечасто специалисты, окружающие незрячих детей, осознают, что музыкотерапия — это прекрасный шанс, отличное поле, где незрячие могут развить и реализовать свои возможности. Хотя, казалось бы, эта потребность очевидна, потому что звуки, слух, компенсаторные возможности — основные инструменты незрячих», — отметила специалист.
Ирина подчеркнула, что детей с нарушением зрения музыкально развивают в общеобразовательных и музыкальных школах. Однако это далеко не то же самое: «Это именно музыкальное развитие, без участия научного, терапевтического процесса».
Ирина уверена, что музыкотерапия действительно нужна детям (а в некоторых случаях и взрослым) с нарушением зрения, поэтому хотела бы, чтобы интерес к теме рос.
«За всю практику у меня было девять незрячих детей, занимающихся длительно и целенаправленно. Многие ребята у меня занимаются с ДЦП и аутизмом. <...> На данный момент нарушена коммуникация между людьми с различными нозологиями. У каждого из сообществ свой характер, традиции и круг взаимодействия. На мой взгляд, к сожалению, сообщество незрячих и слабовидящих достаточно закрытое и замкнутое. В этом есть как плюсы, так и минусы», — поделилась Ирина.
Какие особенности музыкально-терапевтической работы с незрячими людьми при этом выделяет специалист? По словам Ирины, важно помнить о разнице в мышлении и восприятии, которая прослеживается у родившихся незрячими людей и тех, кто потерял зрение позже.
«Картину мира незрячих формируют сенсорика и слух. Ориентироваться в первую очередь стоит на них, посылать сигналы в эти стороны. Также стоит делать упор на ориентацию в пространстве, развитие двигательных навыков. Ребенку сложно активно двигаться, когда он не знает, что его окружает, еще не научился чувствовать это. В результате может присутствовать скованность, появляющаяся от неизвестности. Одна из основных особенностей музыкально-терапевтического процесса с незрячими — это сенсорная интеграция», — пояснила музыкальный терапевт.
Сенсорная интеграция и музыкальная терапия
Сенсорная интеграция — это способность обрабатывать и систематизировать информацию об окружающем мире, полученную через органы чувств. Организация сенсорных сигналов влияет на то, как человек себя ведет и как взаимодействует с окружающим миром.
Ирина отметила, что музыка помогает работать с развитием органов чувств.
«Музыка регистрируется слухом, при этом несет в себе много параметров, применимых к окружающему пространству: высота, плотность, фактура, скорость, тембр и другие элементы музыкально-визуального языка. Это все можно перенести на язык ощущений. Так, например, мы можем говорить о музыке, что она мягкая, нежная или жесткая, звук — бархатистый, прозрачный, холодный или теплый. Эти вещи я стараюсь как можно чаще переводить на язык ощущений буквально», — рассказала Ирина.
Один из любимых приемов специалиста при работе с незрячими детьми — это демонстрация какого-либо образа, который невозможно в силу потери зрения оценить и узнать.
«Например, поем песню про облака. Как незрячему ребенку объяснить, показать, дать определенный культурный код: что такое облако? Как оно ощущается? Почему люди говорят: „Я плыву на облачке“ или „Ты как облачко“? Почему с облаками связаны какие-то воздушные, нежные, теплые, пушистые образы? Для того, чтобы ребенку это показать, будем воздействовать через музыкальное восприятие. Берем мелодию или песню, „облачную“ по своему характеру, мягкую, текучую, расплывчатую, плавную, „пушистую“, также берем широкие, мягкие кисточки и под эту музыку водим кисточками по ладошкам ребенка, трогаем эти кисточки, ловим их. При этом можем напевать, рассказывать про облака. Тогда у ребенка сенсорно, пусть не через зрительный канал, пусть через осязание и слух, сформируется образ облаков, станут понятны характеристики, которые мы могли бы применить к ним», — поделилась музыкальный терапевт.
Таким образом, ребенок благодаря занятию может сформировать связь между самим понятием «облако» и ощущением, с которым этот образ традиционно ассоциируется.
«Такой же принцип работает с радугой, небом и другими неосязаемыми и неслышимыми образами. Для их изображения, используя доступные незрячему ребенку параметры, мы подбираем музыку, упражнения, наглядные пособия, выбираем движения и даем все, кроме зрительных образов, компенсируя их недоступность ощущениями, эмоциями от этих образов», — рассказала Ирина.
Музыкально-терапевтическая работа с незрячими детьми: рекомендации
Эксперт поделилась советами для начинающих музыкальных терапевтов, которые хотят работать с людьми с нарушением зрения.
«Стоит разобраться в анамнезе клиента: узнать о его состоянии здоровья, зрительных возможностях, как давно он не видит и имеются ли сопутствующие заболевания. Необходимо узнать актуальные потребности конкретного ребенка, четко сформировать цели работы с ним. Чаще всего к целям относятся сенсорное развитие, ориентация в пространстве и тренировка слуховых навыков. Потому что все-таки для нас слух — это основной канал», — отметила специалист.
Ирина добавила, что важно также понимать особенности мышления незрячего ребенка. «В работе с какими-то предметами нужно помнить, что двигательные стимулы и маячки с нашей стороны могут не сработать. Все должно быть построено на тактильности и звуках. Стоит разобраться с эмоциональным языком ребенка и языком его тела, потому что мимика может или полностью отсутствовать, или не соответствовать стандартному выражению мимики. Язык тела, позы, жесты тоже могут отличаться от обычных детей. Нужно понять, на что и как ребенок реагирует, найти способы коммуникации», — порекомендовала специалист.
Что касается советов незрячим музыкальным терапевтам, Ирина рекомендует в первую очередь правильно организовать рабочее пространство. «Необходимо планировать занятие, знать четкую схему действий и всегда контролировать окружающее пространство, помнить, что где лежит, что откуда взять, куда положить, насколько будет это удобно. Я, например, иногда так увлекаюсь процессом, что-то могу уронить что-то, не найти, переложить, что дезорганизует рабочий процесс. Поэтому важно поддерживать порядок», — подчеркнула специалист.
Ирина с радостью не только занимается лечением музыкой, но и пропагандирует музыкальную терапию среди незрячих людей, потому что видит ее реабилитационный эффект.
Хочется верить, что эта область будет набирать становиться все популярнее в нашей стране.
«Музыкальная терапия — это использование музыки во благо человека, цель здесь — улучшить состояния клиента, а не научить его исполнять музыкальные произведения или приобрести навыков игры на инструменте», — отметила незрячий музыкальный терапевт Ирина Решетник.