Несколько лет назад на портале вышла моя статья «В поисках живой воды». Она вызвала интерес у читателей, многие писали лично, задавали вопросы. С кем-то контакт сохранился по сей день.
Между тем прошло много времени: я больше практически не бываю в Москве, живу в Новосибирске. Плотно работаю с архивами и руковожу фольклорно-этнографическим ансамблем «Череда» при областном центре русского фольклора и этнографии, но удаленно курирую и свой московский коллектив.
Фольклористика — это моя жизнь, я не могу представить себя без традиционной культуры, музыки и песен, экспедиций и общения с единомышленниками.
Когда мне предложили написать о пути фольклориста и о том, как и чем может заниматься этот ученый, я задумался: казалось, что все уже сказано коллегами до меня. Кроме того, пути у всех разные, а фольклористика — настолько многоплановая наука, что какой-то единой канвы развития событий представить очень трудно, вдвойне трудно написать о такой многогранной науке простым языком.
Оставив сомнения, я расскажу, что такое фольклористика, зачем ездить в фольклорные экспедиции, чем фольклористы-любители отличаются от фольклористов-профессионалов, как образовалась фольклористическая субкультура, зачем заниматься фольклором, а также о том, как можно стать фольклористом, если душа того требует.
Фольклористика как наука
Фольклористика — это наука на стыке нескольких дисциплин: музыковедения, литературоведения, языкознания, этнографии. Она изучает народное творчество: песенный и инструментальный фольклор, эпос, танцевальную культуру.
Существует две основных ветви фольклористики. Все, что связано с традиционной народной музыкой, изучают этномузыкологи, а то, что имеет отношение к текстам, — литературоведы-фольклористы и этнолингвисты. Разумеется, этномузыкология и филология часто сталкиваются, ведь сферы, изучаемые обеими науками, все время находятся во взаимодействии. Нельзя же представить традиционную песню без слов, а свадебный обряд без музыкального сопровождения.
Ученые-фольклористы постоянно выезжают в так называемые фольклорные экспедиции. Это поездки, посвященные изучению традиционной культуры, бытующей в отдельно взятом населенном пункте, группе населенных пунктов или выбранном районе. В экспедициях стараются записывать народные старинные песни, сведения об обрядах, укладе жизни, ремеслах, других локальных особенностях культуры, после чего часто готовят публикации: статьи, доклады, тематические телепрограммы или фильмы, концерты, сборники экспедиционных аудиозаписей.
Фольклористы-этномузыкологи являются не только собирателями и исследователями фольклора, но и его исполнителями. Они стараются максимально точно передать все особенности песенного, инструментального, танцевального народного творчества той местности, где оно было записано. Этим этномузыкологи отличаются от вокалистов, получивших образование по профилю «руководитель народного хора» или «сольное и хоровое народное пение». Этномузыкологи обязательно исследуют исполняемое, с большим вниманием относясь к диалекту, ситуации исполнения песни или наигрыша, вокальным приемам и т. д. Самое главное: они никак не обрабатывают фольклор, исполняют его так, как услышали, много практикуются в сравнении и выявлении закономерностей в конкретной песенной традиции.
Вокалисты народного жанра реже настолько серьезно погружены в изучение фольклора. Они часто обрабатывают народные песни и наигрыши, не учитывают специфики исполнения, не обращают внимание на диалект.
Деятельность этномузыкологов нацелена прежде всего на изучение и грамотное, достоверное исполнение фольклора, а вокалисты-народники обращают больше внимание на его сценическое воплощение.
Нередко исследователи фольклора организуют ансамбли из коллег, либо сторонних людей. Задача таких объединений — донести до зрителя и слушателя все многообразие традиций конкретного региона, а также увлечь традиционной культурой тех, кто пока еще не знаком с ней. Для последнего при ансамблях часто создаются студии, где новичков обучают основам традиционного пения, игры на инструментах и ремесел.
Фольклористика как субкультура
Помимо ученых-фольклористов, есть большое сообщество людей, которые, не имея соответствующего образования, также называют себя фольклористами или исследователями традиционной культуры.
Это люди, которые в большей или меньшей степени знакомы с песенным или инструментальным фольклором, народными ремеслами, обрядовой культурой. Вместе с учеными они составляют так называемое фольклорное сообщество. Фольклористы-любители и фольклористы-ученые, совместно или по отдельности, проводят фольклорные фестивали и концерты, праздники и обряды, характерные для региона, где они живут, устраивают фольклорные посиделки или вечерки, мастер-классы или целые интенсивы, подробно изучая песенные, инструментальные, ремесленные традиции, коих масса в каждом уголке нашей страны.
Тифлокомментарий: цветная фотография. Летний солнечный день. Люди, взявшись за руки, танцуют в хороводе: идут друг за другом, встают в круг. Среди танцующих —мужчины, женщины и дети. Они одеты в повседневную одежду и народные костюмы и платья, богато украшенные ярким орнаментом.
Люди становятся участниками фольклорного движения разными путями. Кто-то приходит петь в фольклорную студию или ансамбль, кто-то случайно попадает на традиционный праздник или вечерку, кто-то задумывается о своих корнях и хочет узнать побольше о традициях, кого-то приводят знакомые и друзья. Часто существуют целые династии фольклористов, когда сначала народной культурой занимались родители, потом передали это своим детям, а те — своим.
Как субкультура фольклористика зародилась примерно в середине семидесятых годов XX века. Именно тогда со сцены широко зазвучала традиционная музыка. Родоначальниками фольклорного движения можно считать В. М. Щурова и Д. М. Покровского. Они создали первые городские ансамбли, старавшиеся исполнять старинные деревенские песни без обработки. Это имело огромный успех у интеллигенции.
Важно также отметить имена величайших этномузыкологов современности — Е. А. Дороховой, А. М. Мехнецова, Н. Н. Гиляровой и других, постоянно сотрудничавших с ансамблями. Эти ученые во многом влияли на них и помогали в экспедиционной деятельности, архивной работе и исполнительской практике.
Среди многих фольклористов бытует мнение, что фольклором может заниматься абсолютно каждый в меру своих сил и возможностей. Это действительно так. Однако я считаю, что если есть цель не просто петь или плясать, а глубоко изучать традиционную культуру, человек должен быть усидчивым, пройти довольно сложный путь, заключающийся в постоянном самообразовании, исследовании все новых и новых материалов. Фольклористика для дотошных, для тех, кто любит не просто интересно проводить время в компании единомышленников, но докапываться до сути, что-то постоянно искать и изучать.
Разумеется, если не хочется подробно останавливаться на какой-то специфической региональной культуре, либо плотно погружаться в нее, человек может найти для себя студию или кружок, где просто познакомится с фольклором. Это не будет обязывать его к чему-то особенному. Он впустит традиционную культуру в свою жизнь, запоет, начнет плясать, шить или мастерить что-нибудь, научится играть на народных инструментах, узнает много нового о традициях, вряд ли останется прежним и сможет без этого жить, если рядом будет разумный и чуткий наставник, способный направить и объяснить такую родную, но такую непонятную русскую народную культуру.
Как фольклористы ездят в экспедиции
Серьезный фольклорист, будь он профессионалом или любителем, обычно знает, какой регион ему интересен и какие традиции он хочет изучать. Это складывается и из той среды, в которую он попадает, когда только начинает заниматься фольклором, и из собственных предпочтений, и из многих других факторов.
Постепенно определившись с любимым регионом, исследователь все больше и больше погружается в их культуру. Чтобы узнать ее лучше, он самостоятельно организует экспедиции, либо присоединяется к коллегам, если это возможно.
У меня за плечами около пятнадцати экспедиций по России, Беларуси и Чехии. В России удалось побывать в Брянской, Калужской, Новосибирской и Тульской областях. Наибольшее количество экспедиций пришлось на Брянскую область, так как именно этот регион вместе с пограничными районами Калужской, Орловской, курской и Смоленской областей интересует меня больше всего.
Дело в том, что там в живом бытовании сохранились интереснейшие древние обряды, а также невероятно красивые песни и диалекты. Поехав туда однажды я понял, что пропал.
Вспоминаю свою первую экспедицию на Брянщину. Мы с коллегой собрали группу любителей и отправились на «Похороны стрелы». Это обряд, который и по сей день совершается на Вознесение на территории юго-западной Брянщины и соседних районов Беларуси.
Местные жители верят, что благодаря магическим действиям, а также специальным песням и хороводам, от села можно отогнать беды, нужду, болезни, неурожай.
В экспедицию нас отправилось много — человек 14. Мы приехали в Новозыбков, заселились и почти сразу поехали на «Стрелу». Так в народе называют этот обряд. Автобус привез нас в Верещаки — небольшое, красивое село в Новозыбковском районе. Мы вышли и сразу же попали в плен звуков и образов.
Представьте широкую деревенскую улицу, по которой идут толпы людей. Все они сходятся к центру села. Отовсюду звучат женские голоса, поющие на почти запредельной высоте. Каждая группа женщин поет что-то свое. Созвучия, образуемые сочетаниями голосов, особый воздух, атмосфера большого и важного праздника: все это растрогало и удивило меня.
Я буквально не знал, как быть. Записывать ли мне, петь ли, разыскивать ли отдельных исполнителей, чтобы пообщаться, настолько завораживало происходящее.
Когда же мы все пошли за село, чтобы «схоронить стрелу», закопать различные предметы, я просто понял, что очень хочу делать так каждый год, быть здесь, слышать этот говор и этих людей, уметь петь так, как поют они — или хотя бы немного приблизиться к этому. Не скрою, это была любовь с первого звука, запаха, хоровода!
Я принял решение ездить в экспедиции при первой возможности. В университете меня учили тому, как организовать экспедицию, подобрать команду, задавать вопросы народным исполнителям — тем самым сельским жителям, для которых удивляющая и восхищающая нас, городских традиционная жизнь, музыка и культура — обыденная вещь.
Мне повезло. Ансамбль «Равень», которым доводится руководить по сей день, поддержал мою идею.
В экспедиции ездили и ездят не все участники ансамбля, а лишь те, кто по-настоящему увлечен, хочет более серьезно разбираться в традициях, заинтересован в общении с народными исполнителями. У каждого есть свое место и дело. Кто-то записывает, кто-то снимает видео, кто-то ведет опрос или фотографирует.
Перед экспедицией мы всегда договариваемся о записи с исполнителями или теми, кто может нам их указать, стараемся не сваливаться, будто снег на голову, так как понимаем, что у людей идет своя жизнь, а мы с нашим любопытством и интересами можем вторгнуться в нее не в то время.
Когда общаемся с бабушками, спрашиваем их о том, что раньше пели, как отмечали праздники, какую одежду носили, как содержали дом и воспитывали детей, слушаем их рассказы о жизни, семьях, трудностях и радостях. Для многих народных исполнителей мы — долгожданные гости, а кто-то стесняется и с трудом рассказывает о себе. Здесь приходится включать все обаяние или идти на хитрость, чтобы заполучить ценные сведения, но мы не наседаем, не заставляем исполнителя рассказать, а пробуем бережно донести до него мысль, что та старина, которую он считает замшелой и неважной, является для нас лучшим и важнейшим кладом.
Если удается, стараемся петь с носителями традиций, учиться звукоизвлечению и вокальным приемам, характерным для конкретного села. Это только кажется, что народная песня звучит одинаково хоть в Брянске, хоть в Рязани. На самом же деле почти в каждом населенном пункте есть свои исполнительские особенности. Настоящий фольклорный ансамбль должен уметь петь, учитывая их, ведь именно по звукоизвлечению, а также диалектным и певческим свойствам, можно довольно легко отличить различные региональные фольклорные традиции друг от друга. Качественный фольклорный ансамбль будет стремиться к максимальному сходству с источником, откуда была выучена песня.
Разумеется, бывает так, что исследователи организуют фольклорные экспедиции иначе: выезжают целыми кафедрами или большими студенческими группами, иногда ездят поодиночке, иногда устраивают совместные экспедиции с коллегами. Вспоминается история про Ю. А. Багрия, известного собирателя традиционного фольклора Верхней Оки и Подмосковья. Ему не дали денег на поездку и он поехал сам. Ночевать было негде и он был вынужден спать то в сарае, то на сеновале, даже заболел, но интерес был настолько велик, что его это не смущало, он доделал все, что запланировал.
Фольклористы и сейчас часто не думают о комфорте, когда едут в экспедицию, ведь по сути бабушки или администрация села не обязаны организовывать какие-то специальные условия. Есть клуб, в нем есть сцена. Бери с собой спальник и ночуй. Пустила бабушка на постой — ночуй у бабушки. Конечно, фольклористов часто окружают заботой, но в экспедиции надо быть готовым ко всему.
Хочется отметить, что фольклористы собирают и многие современные жанры, а не лишь старинные песни или рассказы об обрядах. Есть ученые, занимающиеся футбольными кричалками, страшилками, анекдотами, тостами, даже мемами. За всем этим они также отправляются в экспедиции, ведь и новый фольклор тоже элемент нашей сегодняшней культуры — вне зависимости от того, нравится это кому-то или нет.
Зачем заниматься фольклором
Если вы дочитали до этого места, то, возможно, уже не задумываетесь о том, зачем современному горожанину изучать фольклор. Если же все-таки недоумеваете по этому поводу, я попробую ответить.
Помимо слов о том, что фольклор помогает лучше понять культуру и историю народа, могу сказать, что он выступает отличным институтом отношений, помощником при любых жизненных ситуациях, а еще просто явлением, расширяющим горизонт, делающим тебя чуть ближе к самому себе, как бы пафосно это ни звучало.
В фольклоре заключена мудрость сотен поколений, через него мы понимаем, что было дорого и важно предкам. Помня и сохраняя традиции, мы не позволяем забыть, кем мы были и кто мы на самом деле.
Тифлокомментарий: цветная фотография. На опушке осеннего леса стоит девушка в многослойном ярком наряде. Она смеется и кружится, широко раскинув руки. На ней красная широкая юбка, красно-белый фартук с вышивкой, светлая душегрея с длинными рукавами, на голове — красный платок.
Для многих традиционная культура становится отдушиной, возможностью самовыразиться, найти друзей или даже вторую половину, быть среди тех, кто понимает и поддерживает. Участники фольклорного движения отмечают, что включая в свою жизнь народные песни и обряды, чувствуют связь с предками, начинают жить более интересно, упорядоченно, могут качественней трудиться и отдыхать, поскольку их поддерживает народная культура. Традиционные песни и пляски — отличное средство от психологических проблем и прекрасный способ выразить свои чувства, излечить душу, «разгоревать горе и показать радость», как говорят деревенские исполнители.
Как стать фольклористом
Есть целых три пути для того, чтобы начать серьезно заниматься фольклором. Первый, если нет потребности учиться в колледже и вузе, но хочется попасть в фольклорное сообщество, то нужно начать ходить на занятия в фольклорную студию или ансамбль. Первым делом поинтересуйтесь, что конкретно изучает коллектив, каким регионом занимается, ездит ли в экспедиции. Если вам скажут, что ансамбль просто поет песни разных регионов, в экспедиции не ездит, а традиционному костюму предпочитает сценический, знайте — это не ваш выбор. Вам необходим коллектив, где занимаются одной или двумя традициями, плотно работают над звуком и диалектом, изучают обряды и костюм. Попав в такой ансамбль или в студию при нем, вы сможете начать заниматься традиционной культурой правильно, с опорой на источники и под руководством грамотного руководителя. Конечно, и тут бывают исключения, но их все же меньше, чем в сценических ансамблях или народных хорах.
Есть детские и взрослые ансамбли. Если хочется отдать на фольклор ребенка, делайте это не задумываясь, ведь традиционная культура и социум, обычно формирующийся в таких коллективах — отличная школа жизни и механизм социализации.
Если вы затрудняетесь с выбором ансамбля, напишите мне — я подскажу вам хороший коллектив, работающий в вашей местности.
Второй путь попадания в фольклорное пространство лежит через образование. Человека, желающего стать этномузыкологом, ждет сначала обучение в музыкальной школе на фольклорном или теоретическом отделении, фольклорно-этнографическое отделение или отделение сольного и хорового народного пения в колледже, а затем обучение в вузе по профилю «этномузыкология». Это очень интересный, но сложный путь. В итоге молодой специалист сможет преподавать традиционное пение, руководить фольклорно-этнографическим ансамблем, заниматься научной и исследовательской деятельностью, создавать проекты в сфере сохранения традиционной культуры.
Я не знаю незрячих этномузыкологов, занимающихся русским фольклором, но абсолютно уверен в том, что эта профессия доступна. Знаком с успешными студентами, получающими образование по профилю «сольное и хоровое народное пение» в колледжах и вузах. Они с интересом рассказывают о своей учебе, многие из них уже работают по специальности.
Если же ваш интерес лежит в области литературоведения и языкознания, но вы при этом любите фольклор — вам прямая дорога в филологи-фольклористы. Во многих вузах есть кафедры или подразделения на филологических факультетах, где занимаются фольклором. Вы будете работать в архивах, изучать старинные тексты, исследовать особенности обрядовой и бытовой культуры, ездить в экспедиции, участвовать в различных проектах и конференциях. Чтобы заниматься всем этим, достаточно сообщить о своем желании на кафедру или поступить на фольклористическое направление, если оно есть в вашем вузе. После получения такого образования сможете работать по всем специальностям, доступным филологу, ведь вместе со знаниями о фольклоре вы получите и те компетенции, которые на выходе имеет обычный студент-филолог.
Третий путь попадания в фольклорные ряды — наблюдение. Вы можете ходить на концерты, встречи, лекции, участвовать в вечерках в качестве зрителя. Если вам покажется, что хочется чего-то большего, вы всегда сможете воспользоваться первым или вторым путями, о которых прочли выше.
Где узнать про русскую традиционную культуру
В интернете есть множество тематических групп и сайтов, но я думаю, интереснее всего будет начать с фильмов, где люди рассказывают, почему им так дорога и близка русская культура, поют, пляшут, рассуждают, есть ли место фольклору в современной жизни. Для незрячих людей это ценно еще и по той причине, что все фильмы о фольклоре — документальные, там много звуковых примеров и речи, а следовательно — нет нужды в постоянном тифлокомментировании происходящего.
Посмотрите цикл фильмов «Этнохроники» от проекта «Экспедиция-Восход». В них рокеры отправляются в путешествие по России, чтобы услышать народную музыку разных этносов и познакомиться с их культурой. Во второй серии есть и ваш покорный слуга.
Еще один интересный документальный фильм называется «Русская культура: История подмены». Из него вы узнаете, как традиционная культура изменялась под влиянием советской идеологии и что из этого вышло, а также о становлении современного фольклорного движения. На канале, где размещен этот фильм, есть интереснейшие интервью с фольклористами. Они подробно и популярно рассказывают о многих явлениях в русском фольклоре.
Наконец, хочется показать вам целый плейлист, который был подготовлен отличным музыкантом и фольклористом Дмитрием Парамоновым. Там вы найдете подборку советских и российских документальных фильмов, где фольклор и обрядовая культура показаны в живом бытовании, без обработки и изменений. Вы увидите деревенских жителей, услышите старинные песни и диалект, виртуально побываете в деревнях, многих из которых уже давно нет на картах.
Во всех этих фильмах есть отсылки к известным ученым и ансамблям, упоминания проектов и событий, поэтому вы без труда сможете самостоятельно найти что-то, способное заинтересовать именно вас.
Главное — будьте терпеливы, вдумчивы и не делайте поспешных выводов. Впустите традиционную культуру в свою жизнь!