Очередной учебный год в разгаре. Это значит, что многие вчерашние школьники стали студентами. Насколько комфортен переход во взрослую жизнь? Как адаптируются к ней незрячие ребята? Что нужно, чтобы чувствовать себя уверенно в новом статусе?
Обо всем этом задумались участники команды «Мир иначе» социального проекта «Уверенный курс», который реализуется в рамках программы «Действуй без барьеров» московской городской организации ВОС.
Члены команды — незрячие или слабовидящие люди, их профессиональные знания подкреплены личным опытом. Они поставили перед собой цель — психологически подготовить незрячих старшеклассников к переходу в студенческую образовательную среду.
Колумнист портала «Особый взгляд» Лариса Овцынова поговорила с психологом и организатором мероприятий проекта Натальей Седельниковой, а также с его участниками — старшеклассниками из нескольких специализированных московских школ.
Почему так сложен для незрячих ребят переход из школы в вуз? Многие из них учатся в специализированных школах, а это закрытая среда, где все хорошо друг друга знают. Система требований им тоже знакома.
В студенческой среде многое будет по-другому: люди, требования, стандарты поведения. Здесь ребят еще никто не знает, то, каким их увидят, зависит от них самих.
Поясняет Наталья Седельникова, психолог, организатор мероприятий проекта: «В вузе человек уже сам организует свое время и деятельность, но и несет ответственность за эту организацию. Были случаи, когда ребята не смогли наладить отношения с сокурсниками, с педагогами, поэтому вынуждены были уйти из института. Иногда после этого делается вывод о том, что образование вне специального учебного заведения не доступно для незрячего. Однако дело не в среде, а в самом человеке. Он не был готов к новым условиям, не знал, с чем может столкнуться».
С чего же начинается подготовка к переходу в студенчество? Как это обыгрывается на тренингах, проводимых в рамках проекта?
Об этом нам рассказывает Виктория Соколова, ученица десятого класса специализированной школы № 1529 имени Грибоедова и участница тренингов проекта «Уверенный курс»: «В первую очередь человек должен знать, что его ждет в вузе: чем учеба в школе отличается от институтской. Мы обсуждали, как проходит день студента, что делают на лекциях, на семинарах. Составили даже рассказ, в котором с помощью только одних существительных описали день студента. Мы разыгрывали сценки, где как будто попадали в те ситуации, в которых можем оказаться после школы. Нас могут не понимать, могут игнорировать, задавать неприятные вопросы, но могут найтись люди, которые захотят нам помочь. В каждой ситуации нужно уметь правильно себя вести. Тренеры помогали нам найти соответствующее поведение. Когда побываешь в ситуации, пусть даже не по-настоящему, потом будет легче в жизни, не растеряешься».
Тифлокомментарий: цветная фотография. Светлое просторное помещение учебного класса, в котором ровными рядами расставлены одинаковые белые столики и стулья.
Михаил Маслов, ученик десятого класса школы-интерната № 1 для слепых детей добавляет: «Надо еще знать, что в институте не будет тех приспособлений, которые помогают ориентироваться в школе, например, обозначение этажей по Брайлю или надписей с названиями кабинетов. Да и само здание будет не знакомым. Придется сначала о многом спрашивать. Мы учились правильно это делать. Спрашивать нужно громко, спокойно, четко, а главное — кратко. Сначала лучше объяснить, почему тебе нужна помощь, то есть сказать прямо, что ты незрячий. Тут нужна смелость и уверенность в себе».
Об уверенности в себе мечтают все: и дети, и взрослые. Однако она не возникает из ниоткуда, а представляет собой совокупность качеств, которые необходимо тренировать. Основные из них — коммуникабельность и самостоятельность. Коммуникация — процесс многогранный, это и умение позиционировать себя, и общение со сверстниками, с педагогами.
Рассказывает Наталья Седельникова: «Прежде чем проводить тренинги, мы выяснили у незрячих студентов, какие качества им помогли в новой жизни, какие мешали, какие хотелось бы добавить, проанализировали их отношения с педагогами, сверстниками, как они адаптировались в пространстве вуза. Исследование проводилось в виде анкет и глубинных интервью. Такой же процедуре подверглись и школьники. Задача здесь была несколько иной — выявить уровень развития тех качеств, на которые указали студенты. Результаты сравнили и выяснили, что больше всего проблем возникает с коммуникацией. Исходя из этого скорректировали направленность тренингов».
У тренингов команды «Мир иначе» было две составляющие: обсуждалась определенная тема, затем предлагались практические упражнения, иллюстрирующие ее, иногда наоборот. Полученный опыт анализировался.
Участники проекта отметили, что очень полезной была возможность не только высказаться самому, но и услышать идеи и мнения других. В процессе тренировок школьники отрабатывали набор поведенческих способов и реакций, которые помогут им успешно коммуницировать в новом жизненном пространстве. Некоторые из них имеют особенное значение для незрячего студента и являются специфическими. К ним относятся, например, телесные реакции.
Рассказывает Михаил Маслов: «Мы говорили о том, что нельзя стоять к человеку, с которым разговариваешь, спиной. Надо стараться смотреть ему в лицо. Еще я на себе прочувствовал, что когда у тебя прямая спина, голова поднята, то ощущаешь себя спокойнее и увереннее».
Тема получения практической помощи или альтернативных вариантов выполнения заданий в вузе тоже актуальна для незрячего студента. Именно этой части коммуникации уделялось большое внимание.
Своими наработками и опытом делится Наталья Седельникова: «Все начинается с представления себя. Спокойно сказать, что ты незрячий, четко сформулировать свой запрос. Иногда надо уметь предложить варианты, каким образом тебе можно помочь. Очень важно уметь договориться, предложить альтернативы, найти аргументы. Уметь просить, но не заискивать, говорить уверенно, но без излишнего напора, ни в коем случае не с позиции — мне это должны. Дружелюбие и открытость так же располагают к себе. Зрячие студенты, наверняка, ничего не знают о жизни незрячего. Расскажи им об этом, помоги им понять себя, тогда ты перестанешь быть для них инопланетянином, к которому и подойти-то страшно. У молодых людей много общего. Расскажи о своих увлечениях, о технике, с помощью которой ты можешь делать то же, что и они. Покажи, что готов в чем-то помочь им, а не только они тебе. Все это сделает вас ближе друг к другу».
Вот на отработку навыков такой коммуникации и были нацелены тренинги проекта. Часто это происходило в игровой форме. Лучше всего запоминается то, что узнаешь через яркие, эмоционально насыщенные моменты. Таким, например, стало для ребят упражнение «Паровозик».
Рассказывает Михаил Маслов: «У нас был „паровоз“ — это лидер, а также „вагоны“. Лидер управлял всей цепочкой, решал, куда надо идти. Я был лидером. Сразу чувствуешь ответственность за других. Они ведь тебе доверились».
На тренингах ничего не происходило просто для развлечения. У любой психологической игры есть цель и смысл — даже в такой, на первый взгляд, бессмысленной беготне. «В ходе подобных упражнений мы отрабатывали навыки, которые будут необходимы ребятам при групповой работе в вузе. Надо понимать, что есть роли лидера и исполнителя. У каждого свои задачи. Для каждой роли необходим набор определенных качеств. Лидеру нужна смелость, умение брать ответственность на себя, принимать решение, настойчивость», — говорит Наталья Седельникова.
Страх — плохой партнер и советчик. Иногда он сводит к нулю все усилия и намерения человека. Однако цель ни в том, чтобы полностью избавиться от всех страхов, а в том, чтобы уметь ими управлять. Даже уверенный в себе человек может чего-то бояться, но это не мешает ему действовать и добиваться своей цели. Это еще одна большая тема тренингов.
Тифлокомментарий: черно-белая фотография. В учебной аудитории собралось много абитуриентов. Лектор указывает на одного из студентов, тот поднял руку. На стене за преподавателем развернуто полотно, отображающее картинку с проектора.
Участники проекта уверены, что незрячий человек в вузе должен быть самостоятельным. Современная техника дает возможность студентам с нарушением зрения почти не испытывать трудностей в поиске информации или выполнении заданий. А вот с ориентировкой в пространстве и в бытовых делах зачастую возникают проблемы.
В этих вопросах на помощь «Уверенному курсу» пришли команды других проектов программы «Действуй без барьеров». Возникла коллаборация. Команда проекта «Бутылка кефира, полбатона. Магазин доступный всем» сначала провела теоретическую встречу. На ней тифлопедагог и сотрудник программы «Особый взгляд» Марта Любимова представила весь процесс похода в магазин. Она проанализировала трудности, которые могут при этом возникнуть, и дала практические советы, как их избежать. Потом эти знания ребята применили на практике. Состоялся поход в магазин самообслуживания.
Самостоятельной ориентировке в центре Москвы посвящен проект «Шагаем с тростью по Москве». Кроме того, прогулки по улицам столицы сопровождаются информацией о достопримечательностях, памятниках архитектуры и скульптуры.
Старшеклассники стали участниками экскурсионной группы. Маршрут начался от Пушкинской площади, прошел по Тверской улице и закончился у Охотного ряда. В следующий раз команда проекта провела для ребят практикум, который был посвящен самостоятельной ориентировке в вестибюле станций метро «Тверская» и «Пушкинская», в одном из подземных переходов там же. Далее маршрут пролегал до культурного центра «Интеграция» на Тверской.
Многие из участников проекта «Уверенный курс» в процессе узнали о существовании службы сопровождения метрополитена. Служба позволяет почувствовать себя свободней и уверенней в передвижении по городу. Особенно это актуально для тех, кто делает на этом пути первые шаги.
В серию мероприятий проекта «Уверенный курс» вошли и встречи с незрячими студентами. Они поделились своим опытом и лайфхаками из студенческой жизни.
Команда «Мир иначе» разработала визуальную социальную рекламу, которую планирует разместить в нескольких вузах. Из нее студенты будут узнавать, что в их рядах может появиться незрячий человек, как с ним общаться и как ему помочь.