Незрячая колумнистка «Особого взгляда» Лариса Овцынова рассказывает о создании проекта повышения доступности театров «Я веду себя в театр». Вместе с коллегами они разработали его в рамках программы «Действуй без барьеров» Московской городской организации ВОС.
Путь в театр должен быть свободным от преград.
Кто-то удивится — ну какие же могут быть преграды для похода в театр, было бы желание и финансы. Однако незрячие театралы сразу понимают, о чем идет речь. Многие на собственном опыте испытали, как бывают мучительны поиски сопровождающего, чтобы пойти именно на тот спектакль, который хочется посмотреть. Все мы знаем, какой дискомфорт доставляет ситуация, когда нет свободы выбора. Одно дело, если ты не хочешь и не идешь в театр, но совсем другое, если хочешь, но не можешь туда пойти. А если хочется пригласить любимого человека, чтобы преподнести ему романтический сюрприз? Как быть с сопровождающим, который превращается в третьего лишнего? Однако жизнь не стоит на месте и предоставляет нам все новые возможности. Надо только уметь их принимать.
Началась эта история с того, что мы в мае вновь стали студентами: двери для нас распахнула Школа социального проектирования. Лекции читались в Московском городском университете управления правительства Москвы имени Ю. М. Лужкова, а практические тренинги осуществлялись в Государственном музее — культурном центре «Интеграция» имени Н. Островского. Обучение проходило в рамках программы «Действуй без барьеров» Московской городской организации ВОС. В самом начале всем пришедшим предстояло объединиться в команды вокруг конкретной идеи. У нас с Геннадием Карцевым такая идея уже была.
Оформилась она в проект под названием «Я веду себя в театр». Его созданием и завершилось наше студенчество. Команду назвали «Театр без преград». Помимо меня, в нее вошли Геннадий Карцев, Анна Мещерякова, Даша Дорохина и Павел Рыжов. Наш проект вышел на первое место из пяти родившихся в процессе обучения.
Социальный проект «Я веду себя в театр» направлен на повышение доступности театров Москвы для самостоятельного посещения их людьми с инвалидностью по зрению.
Тифлокомментарий: цветная фотография. Полупустой зрительный зал в приглушенном свете. По стенам рассыпаны цветные блики. В темных креслах сидят несколько человек среднего и старшего возраста в повседневной одежде. Они с интересом следят за репетицией. На переднем плане женщина с короткой стрижкой, в очках с толстыми линзами. На ней сиреневое трикотажное платье, длинные бусы в тон. Женщина касается рукой подбородка, улыбаясь, смотрит на сцену.
Что же нужно для того, чтобы поход в театр для незрячего или слабовидящего человека превратился из проблемы в удовольствие и даже в увлекательное путешествие? Очевидно, что необходимо дойти до театра, сориентироваться внутри него (раздеться, сходить в туалет и в буфет, найти свое место в зале). Мы и занялись созданием инструментов, которые помогут проделать это человеку с инвалидностью по зрению самостоятельно. Нашим партнером в реализации проекта стал государственный академический театр имени Моссовета.
Дойти до театра и сориентироваться внутри него — у нас было два варианта решения этих задач, но мы хотели услышать мнение самих людей с нарушением зрения. Для этого была организована фокус-группа. Участники под контролем волонтеров попытались самостоятельно дойти до здания театра и пройти в зрительный зал. После похода все обменялись мнениями. Выяснилось, что некоторые люди лучше воспринимают информацию с помощью текстовых или аудиоописаний маршрута. Для других людей с нарушением зрения эффективнее было бы поработать с графическими картами и схемами.
Конечно, мы решили дать возможность использовать людям с инвалидностью по зрению оба варианта. Для тех, кто лучше воспринимает аудио или текстовую информацию, подготовили подробные описания маршрута от станции метро до здания театра, а также описание плана внутренних помещений театра.
Однако мы не могли проигнорировать культурные и исторические объекты, которые встречаются нам по пути в театр имени Моссовета. Поэтому наш с Геннадием Карцевым творческий дуэт «Совпадение» создал маршрут-экскурсию буквально от вагона поезда до входных дверей театра. Экскурсия называется «Путешествие по Большой Садовой». Она строится на трех принципах: исторические сведения о городском пространстве, зданиях и других объектах, тифлокомментарии к ним, а также техническое описание маршрута не только до театра, но и по прилегающим территориям — Триумфальной площади или саду «Аквариум».
Экскурсия создана в двух форматах: аудио и текст. На данный момент она доступна на туристическом сервисе Izi. travel. Однако планируется разместить ее на более привычных и удобных для людей с инвалидностью по зрению электронных ресурсах.
Тифлокомментарий: цветная фотография. На небольшой освещенной сцене идет выступление. Стройная артистка в блестящем красном платье и золотистых босоножках поет в микрофон. За ней, на равном расстоянии друг от друга, танцуют мужчина и пять женщин, одетые в серебристо-белые сценические костюмы.
Каждый свой шаг мы тестировали с помощью наших активных и неравнодушных участников фокус-групп. Их обратная связь не только вдохновляла и поддерживала нас, иногда это были своевременные замечания, которые помогли сделать наши продукты более понятными и точными.
Команда «Театр без преград» не забыла и о тех, кто лучше воспринимает пространство с помощью рельефно-графических карт. Изготовили три альбома, каждый из которых состоит из 12 карт. Сюда вошли: маршрут от станции метро и от остановок автобусов до театра, схемы прилегающих территорий и поэтажный план внутренних помещений театра. Прежде чем знакомиться с картами, необходимо изучить условные обозначения, выполненные шрифтом Брайля. В нижнем углу каждой карты располагаются три тактильные метки в виде кружков. Если приложить к ним специальное устройство, которое называется маркер-диктофон, то можно прослушать информацию, представленную на данной карте.
В процессе проведения фокус-групп выяснилось, что зачастую людям с нарушением зрения не хватает навыков для того, чтобы эффективно использовать рельефные карты. Для восполнения этого пробела провели два мастер-класса. Сначала участники под руководством Анны Мещеряковой изучали карты и условные обозначения к ним, затем самостоятельно под контролем волонтеров путешествовали по театру.
Нашей гордостью стал большой объемный макет зрительного зала театра имени Мосовета. С его помощью можно ознакомиться с расположением зрительских мест и внутренних конструкций на всех четырех этажах.
Макет привлек внимание многих посетителей, не имеющих проблем со зрением. Такой же интерес вызвала и аудиоэкскурсия. Общее мнение выразила наш постоянный волонтер Екатерина Бархатова, студентка Российского государственного университета туризма и сервиса: «Макет зрительного зала, как и аудиоэкскурсия, безусловно полезен и интересен и для людей без нарушения зрения, причем как для взрослых, так и для детей».
В сфере внимания проекта «Я веду себя в театр» оказались не только люди с инвалидностью по зрению, но и сотрудники театра. Для них провели мастер-класс, на котором рассматривались основные правила обслуживания людей с нарушением зрения. Соблюдение этих правил сделает посещение театра, да и любого другого учреждения культуры, более комфортным. Кроме того, рассматривался вопрос о посещении театра людьми с инвалидностью по зрению с собаками-проводниками. Здесь большую помощь оказала Светлана Телицына — соруководитель клуба владельцев собак-проводников Москвы и Московской области «Мудрый пес». Дарья Дорохина и Павел Рыжов создали обучающий видеоролик, в котором собраны рекомендации, позволяющие обслужить человека с нарушением зрения правильно и корректно, что также избавит от дискомфорта и неуверенности и самих сотрудников театра. Рекомендации универсальные, так что ролик может быть использован в качестве методического пособия и для других учреждений культуры.
Во время проведения последней фокус-группы вокруг нашего макета собрался довольно большой круг зрителей. Все они проявляли искреннюю заинтересованность и активно общались с незрячими людьми.
В рамках реализации проекта прошли два больших публичных мероприятия. Например, круглый стол, посвященный вопросам доступности культурных учреждений Москвы для самостоятельного посещения. В ходе этого мероприятия произошел колоссальный обмен опытом между участниками проекта и представителями театров и музеев.
Окончание реализации проекта «Я веду себя в театр» ознаменовалось праздничным концертом-путешествием группы незрячих театралов. В нем приняли участие активные помощники проекта: Анна Горох, Алена Зирко, а также «Шоу группа премьер» и Юлия Дьякова. Многие поддерживали нас из зала.
Работа проекта завершена, но мы надеемся, что это только начало. Хочется верить, что наш опыт и инструменты позволят повести себя людям с нарушением зрения совершенно самостоятельно в самые разные культурные точки не только Москвы, но и других регионов страны.