Юлия Васильева — незрячий психолог и журналист. В своей психологической колонке она разбирает разные аспекты жизни с инвалидностью. В этой статье речь пойдет о конфликтах, которые могут возникнуть между незрячими людьми и людьми без нарушения зрения.
Все мы часто становимся участниками тех или иных конфликтов. Они возникают дома, в трудовом или учебной коллективах, даже просто на улице. Нередки столкновения между различными социальными группами, к примеру, между незрячими людьми и людьми без нарушения зрения. Я рассмотрю основные области возникновения конфликтов, а также способы их решения.
Конфликт — это противостояние сторон в том или ином вопросе. Объектом конфликта может служить какой-то ограниченный ресурс или вопрос, вызвавший несогласие его участников. Конфликты могут быть внутриличностными, между людьми и между разными группами.
Часто люди считают конфликты негативными проявлениями эмоций. На самом же деле они выполняют и много полезных функций. К примеру, снимают напряжение, показывают личностные особенности людей, дают возможность прийти к нужному решению, учат людей взаимодействовать между собой. А противоречия, возникающие внутри нас, помогают развиваться нашей личности.
Люди могут вести себя по-разному в конфликтных ситуациях. Психологи выделяют пять основных стратегий поведения в конфликтах: приспособление, компромисс, сотрудничество, избегание, соперничество или конкуренция. Некоторые из этих стилей поведения способствуют положительному разрешению проблемы, другие же, напротив, могут все только усложнить.
Конкуренцию выбирают люди с сильной волей, авторитетом и властью. Для них важнее всего — результат конфликта, удовлетворение своих потребностей, а не хорошие отношения с другими людьми. Иногда можно встретить людей, которые как будто только и ищут момент для начала конфликта, кажется, что без подобных ситуаций им скучно жить. Они могут провоцировать на соперничество окружающих людей и получать от этого удовольствие.
Тифлокомментарий: цветная фотография. Две молодые русоволосые женщины стоят друг напротив друга в светлом помещении. Женщина в черном что-то эмоционально говорит женщине в белом. Та утомленно склоняет голову к груди, подпирает лоб пальцами левой руки.
Другие люди, напротив, стараются всячески избегать ссор и споров. Они могут согласиться с неудобным для себя решением только потому, что не хотят конфликтовать. Эта стратегия хороша, когда вы понимаете, что конфликт не настолько важен для вас, или в руках вашего соперника больше ресурсов или власти. Иногда человек просто делает паузу, и со временем конфликтная ситуация решается сама собой.
Если человек выбирает стиль приспособления, то наиболее важным для него является построить хорошие отношения, а не добиться того или иного результата. Такие люди готовы постоянно сглаживать ситуацию, лишь бы их окружала спокойная атмосфера.
Компромисс означает взаимные уступки. Его хорошо использовать, когда участники понимают, когда хотят добиться одного и того же, но сейчас это невозможно. В такой ситуации лучше получить хоть что-нибудь, чем пытаться настаивать на своем и остаться ни с чем. Удобен этот стиль и в ситуациях, когда времени мало и нужно срочно принять решения.
Что касается сотрудничества, это, пожалуй, самый сложный и самый эффективный способ разрешения конфликтов. Здесь для участников важным являются не только собственные потребности, но и желания другой стороны. Такой стиль можно применять с близкими людьми и друзьями. При его использовании обе стороны вырабатывают долгосрочное и эффективное решение проблемы. Важно умение правильно высказывать свои желания и бережно относиться к чувствам и потребностям других людей, учитывать интересы друг друга.
Почему же могут возникать конфликты между незрячими людьми и людьми без нарушения зрения? Часто обе стороны не знают, как правильно общаться друг с другом. Большинство незрячих людей учились в школах-интернатах, они привыкли находиться в среде таких же людей. У них формируется свой юмор, свои интересы и определенное поведение. Когда мы учились в выпускном классе, моя одноклассница призналась, что боится выходить в среду общения со зрячими людьми, так как не уверена, что к ней будут хорошо относиться.
Незрячие люди часто не умеют принимать помощь окружающих. Кто-то привык, что за него все делают, и постоянно перекладывает ответственность за свои поступки на зрячих людей. Те же, в свою очередь, устают от такого поведения и начинают раздражаться, создавая конфликтные ситуации. Другие незрячие люди, наоборот, считают себя полностью самостоятельными и негативно реагируют на любую помощь. Они могут агрессивно отвечать пытающимся помочь им людям, что тоже порождает разного рода конфликты.
Также незрячие люди могут быть конфликтными личностями из-за неуверенности в себе, комплексов и низкой самооценки. Они считают, что лучшая защита — это нападение. Некоторые считают, что судьба их обидела, жизнь не удалась, все, что с ними происходит, является жуткой несправедливостью. Поэтому они отыгрываются на людях без нарушения зрения, которым, по их мнению, очень повезло.
Если говорить о людях без нарушения зрения, то они тоже часто теряются, впервые видя незрячего человека. Очень часто конфликт возникает даже в простых ситуациях. К примеру, зрячий человек идет по улице, смотрит в свой телефон или на вывески магазинов, совершенно не замечает незрячего человека с белой тростью. Он может споткнуться о трость и даже упасть. При этом часто считается виноватым незрячий человек, он может услышать в свой адрес много нелестных и даже нецензурных слов.
Тифлокомментарий: цветная фотография. Темноволосая хрупкая девушка сидит, согнувшись, на деревянном стуле в светлой комнате. Она утыкается носом в колени, обхватывает руками голову, закрывая ими уши. На ней бежевая толстовка и джинсы, на запястьях фенечки.
Еще одна частая ситуация — зрячие люди во всем пытаются помогать своим незрячим друзьям и родственникам, но со временем начинают от этого уставать. Признать факт и честно сказать об этом им стыдно, они боятся испортить отношения. Поэтому у них накапливается раздражение, они могут какое-то время подавлять его, но когда-нибудь оно все равно выходит наружу, и конфликт может возникнуть на пустом месте.
Часть людей без нарушения зрения относится к людям с ограниченными возможностями здоровья как к мешающим элементам. От них можно услышать фразы: «Пусть сидят дома» или «Государство же платит им пособие, зачем они еще и на работу пытаются устроиться». Такие люди не готовы принимать всех, кто отличается от них. Это можно четко проследить по поведению детей, которые дразнят полных ребят, либо тех, кто носит очки, либо тех, кто хорошо учится в школе, в общем, всех, кто на них не похож.
Еще одной частой ситуацией для возникновения конфликтов может быть излишне навязчивая опека со стороны людей без нарушения зрения. Чаще это касается родителей и супружеских пар. Опекаемому как будто не хватает воздуха, он пытается вырваться из круга постоянной помощи, поэтому часто раздражается и пытается отстоять свою самостоятельность. Зрячие люди могут расценивать такое поведение как неблагодарное, из-за этого тоже возникает непонимание.
Другое поле для ссор и разногласий — это стереотипы. При этом они возникают не только у зрячих людей относительно незрячих, но и наоборот. Люди часто склонны приписывать друг другу то или иное поведение, заранее продумывать, что скажет или как поступит другой человек. А когда их ожидания не оправдываются, может возникнуть конфликт. Например, некоторые зрячие люди считают, что у людей с плохим зрением могут быть и проблемы ментального характера. Они начинают вести себя со взрослым человеком, как с ребенком, что вызывает протест и раздражение со стороны незрячего человека. Такое поведение часто можно встретить в больницах и других государственных учреждениях. Здесь важно не идти на поводу у человека, который ведет себя с вами неподобающим образом, а суметь объяснить ему, как вести себя иначе.
Конфликты являются неотъемлемой частью жизни любого человека. Важно не пытаться их избегать, а научиться решать их комфортным для вас и окружающих людей способом.