После школы: как помочь незрячему подростку выбрать профессию

Прослушать публикацию
Тифлокомментарий: цветной коллаж на голубом фоне. К центру полукругом тянутся руки с зажатыми в них предметами. Это детские игрушки: автобус, деревянные ложки, пластмассовый ослик и динозавр, а также устройства и гаджеты, клавиатура и планшеты.

Юлия Васильева — незрячий психолог и журналист. В своей психологической колонке она разбирает разные аспекты жизни с инвалидностью. В этой статье речь пойдет о том, как помочь школьнику с нарушением зрения найти свое призвание.

Родители с раннего детства спрашивают у детей, кем они хотят стать, когда вырастут. От выбранной в итоге профессии зависит очень многое. Почему же так сложно сделать выбор? Как не пожалеть о потерянном на неинтересную деятельность времени?

Хочу быть летчиком!

Наблюдая за маленькими детьми, можно заметить, что они часто играют в разного рода профессии. К примеру, мы с моей старшей сестрой очень любили быть докторами. Мы даже заполняли истории болезни и знали всех пациентов по именам. Дети могут воображать себя представителями любой профессии. Иногда они подражают значимым взрослым, хотят быть как мама или папа. В процессе взросления игры переходят в желание узнать более конкретно, чем же занимаются те или другие профессионалы. И в этот период родители играют очень важную роль в будущем выборе ребенка.

Важно не обесценивать его интерес. Это выражается словами: «Да что это за профессия, ерунда какая-то!» или «Да какой из тебя пожарник, у тебя же двойки!» Говоря подобные вещи, родители показывают ребенку, что не стоит чем-то интересоваться, иногда после этого он вообще оставляет попытки учиться. Даже если дети нереалистичны в своем выборе, не стоит их высмеивать. Например, я в разные периоды мечтала быть актрисой и милиционером. Конечно, маме было понятно, что незрячая девочка вряд ли добьется успеха в этих сферах деятельности, но мне она об этом никогда не говорила.

Часто родители хотят, чтобы ребенок пошел по их стопам, даже если ему это неинтересно. Это вызывает протест, особенно в подростковом возрасте, и дети выбирают все что угодно, иногда просто для того, чтобы позлить настойчивых родителей. Даже если большинство ваших родственников врачи или юристы, это совершенно не означает, что ваш ребенок должен следовать их примеру.

Важно спрашивать ребенка, понимает ли он, чем конкретно занимается человек выбранной профессии. В процессе совместных игр можно показывать функции тех, кем хотят стать ваши дети. Сейчас есть возможность попробовать себя в разных сферах деятельности в городе мастеров или в других развивающих центрах. Там дети почти по-настоящему стригут, лечат больных, тушат пожары.

Когда я училась на первом курсе психологического факультета, я очень слабо представляла себе, где смогу применить полученные навыки. Недавно в своем компьютере нашла эссе на тему будущей работы, в котором писала, что буду работать с детьми, так как не понимала, где еще работают психологи. Нужно сказать, что с детьми я теперь вообще не работаю.

Что такое профориентация?

Профориентация — это процесс, направленный на выявление склонности подростков к определенной профессии. Обычно этим занимаются в школе, но есть и специальные центры, в которых можно пройти диагностику и получить консультацию специалистов. Профориентацию проходят даже взрослые люди, решившие сменить сферу своей деятельности.

Выбор профессии может проходить в несколько этапов. Первый — ознакомление детей с существующими и актуальными на данный момент профессиями. Хорошо, если подросток понимает, какой функционал выполняет тот или иной специалист, какие знания и навыки будут нужны, на какие предметы в школе нужно сделать акцент. Здесь важно объяснить незрячему ребенку, с какими сложностями он может столкнуться в связи со своими ограничениями. К примеру, где-то ему нужно будет максимально изучить работу на компьютере, в другой сфере научиться общаться с людьми с учетом отсутствия зрительного контакта, а какие-то профессии вообще являются недоступными.

Второй этап — не гнаться за модой и трендами. Лучше выбирать то, что соответствует желаниям и способностям ребенка, а не то, что сейчас выбирает большинство. Конечно, нужно учитывать актуальность профессии в будущем, но это не должно являться основным критерием для выбора.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Просторная комната со стеллажами вдоль стены. Перед небольшой камерой, закрепленной на штативе, сидит подросток в джинсах и футболке. Он смотрит в объектив, держит на уровне груди ладони. Небольшая камера оснащена профессиональным микрофоном, рядом стоят портативные студийные прожекторы.

Следующим важным этапом является поддержка родителей и других значимых взрослых. Нужно понимать, что в 17 или 18 лет очень сложно взвесить свой выбор, у подростков часто много интересов, они еще не понимают, насколько они важны. Хорошо, если есть возможность посещать различные кружки и творческие студии, в которых ребенок может выразить себя и лучше понять, чего он хочет.

Для незрячего или слабовидящего подростка немаловажным будет общение с незрячими специалистами. Когда мы с одноклассниками приезжали в гости в свою школу, нас просили пообщаться со старшеклассниками и рассказать им, как мы учились в вузе, было ли нам сложно и, если да, то в чем, где и как искали работу.

Не стоит ограничивать детей только одной профессией. Часто в школах учащихся настраивают на то, что они смогут стать только массажистами или музыкантами, что мешает им развиваться в других сферах. Мне вообще говорили так: «Жаль, умненькая девочка, хорошо учится, но все равно же ей придется шить рукавицы на учебно-производственном предприятии ВОС». К счастью, этого не произошло, но слушать такое было неприятно. Кстати, экскурсия на подобного рода предприятие тоже будет полезна для школьников, они смогут понять, хочется ли им работать там или нет.

Важно также объяснить, что высокая зарплата не является основным критерием выбора. Часто бывает, что люди получают много денег за свою работу, но не испытывают удовольствия, что приводит к быстрому профессиональному выгоранию и потере интереса к жизни.

Самым важным в процессе выбора является практика. Если у подростка есть возможность попробовать себя в разных сферах, побывать в профильном лагере, пройти стажировку и даже заработать свои первые деньги — это точно повысит шансы на успех. Здесь родители должны понимать, что для участия в таких мероприятиях ребенок должен быть самостоятельным. Ему нужно уметь обслужить себя, ходить с тростью, не бояться просить помощи у окружающих. Если же с ребенком везде ходит мама или бабушка, это точно не повысит его уровень уверенности в себе.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Летний день в городе. У красного мотоцикла стоит изящная девушка в объемном синем джемпере и стильных темных очках на шнурке. У нее светлые волосы, каре с челкой. Обеими руками на уровне груди девушка держит белый смартфон, смотрит вдаль, широко улыбается. За ее спиной виден фасад жилого дома с балконами.

Нужно подчеркивать индивидуальность ребенка, делать упор на его таланты и способности. Учитывать нужно также его стрессоустойчивость, коммуникабельность и многое другое.

Выбор подростка должен быть осознанным. Он не должен идти учиться за компанию с друзьями или туда, куда сказали родители, не должен выбирать факультет, на который проще поступить. Если он так делает, то пока не понимает, чего конкретно хочет.

Есть два основных способа выбора профессии — тестирование и индивидуальная консультация. С помощью тестов можно легко и быстро определить основные интересующие области. Тесты можно найти в интернете и пройти самостоятельно, а можно обратиться за помощью к школьному психологу. Такая диагностика проста и дает быстрый результат. Но если увлечься и пройти большое количество разных тестов, можно запутаться в количестве информации, а иногда даже получить противоположные точки зрения.

Другой способ профориентации — это получить индивидуальную консультацию в профильном центре. Здесь можно получить более развернутую информацию о личностных особенностях подростка, о его способностях и навыках, о желаниях и предпочтениях. Консультант по профориентации может написать развернутое заключение и дать рекомендации по поступлению в конкретные вузы или профильные классы. Это подходит тем подросткам, которые лучше чувствуют себя на индивидуальных консультациях, могут больше раскрыться, чем на групповых тренингах или в классе.

Отмечу, выбор — часто сложное и длительное занятие, но иногда побыть в этом состоянии тоже нужно для подростка. Он учится принимать важные решения, анализировать разную информацию, а также чувствует свою значимость и самостоятельность.