Жизнь до и после потери зрения сильно отличается, многие вещи приходится учиться делать по-другому. Даже приготовить ужин или сходить в магазин для многих людей становится проблемой.
Психолог и колумнист портала «Особый взгляд» Юлия Васильева рассказывает о том, как важно после потери зрения не стесняться обращаться за помощью.
На первых этапах после потери зрения очень важно, как человек умеет справляться с жизненными трудностями и неприятными эмоциями, какое у него окружение и какие личностные качества могут помочь в сложившейся ситуации.
Часто после потери зрения люди долгое время не общаются с незрячими. Кто-то их стесняется, кто-то не знает, где с ними познакомиться, кто-то пытается делать вид, что ничего не произошло и жизнь совсем не изменилась. Но если рядом с человеком, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, вдруг окажется уже прошедший этот путь незрячий человек, который сможет не только поддержать, но и поделиться опытом, адаптация пройдет гораздо быстрее и легче.
Назовем такого человека наставником. Кто такие наставники и зачем они нужны?
Наставничество распространено в разных сферах жизни. К примеру, когда вы приходите на новую работу, первое время вам помогает более опытный сотрудник, который и является вашим наставником. Он вводит вас в курс дела, рассказывает об основных функциях, о правилах, принятых в коллективе, может даже обучить работе в той или иной компьютерной программе. Старшеклассники в школах могут стать наставниками для малышей и проводить для них различные полезные и интересные мероприятия.
Наставник — это человек, обладающий опытом в той или иной сфере, готовый (и умеющий!) им поделиться. Он должен обладать некоторыми педагогическими навыками, уметь доходчиво и терпеливо объяснять, а при необходимости и несколько раз повторять сказанное. Он может поддержать, посоветовать, показать ситуацию с новой стороны.
Для чего же нужен наставник потерявшему зрение человеку? Во-первых, на своем примере он может наглядно показать, что жизнь без зрения не просто продолжается, но и может быть активной, продуктивной и очень интересной. Он может рассказать о своей работе, увлечениях, путешествиях, предостеречь от некоторых ошибок.
Во-вторых, наставник может быть проводником в мир полезных для незрячих людей вещей — рассказать о специальной компьютерной технике, научить пользоваться телефоном и компьютером, показать «говорящие» бытовые приборы, рассказать о пользе трости и о том, какими трости бывают и где их купить. Он также может познакомить человека с другими незрячими людьми, показать места, куда они ходят для занятий спортом или творчеством, предложить совместное времяпрепровождение, интересное для всех.
В культурно-спортивном реабилитационном комплексе ВОС (КСРК) часто проводятся различные молодежные мероприятия, спортивные события, концерты, спектакли с участием незрячих актеров. Можно, к примеру, пойти в кино или в театр и посмотреть фильм или спектакль с тифлокомментариями, и в таких местах люди тоже знакомятся.
Некоторые люди начинают заниматься различными видами спорта, доступными незрячим людям, и в команде находят новых друзей. К примеру, когда я только переехала жить в Москву и еще почти никого не знала, я начала заниматься бегом, а после тренировок мы часто заходили поужинать в кафе или ходили гулять в парк. С бегом я давно рассталась, а вот многие ребята из бегового сообщества остались моими близкими друзьями.
Творчество тоже очень сближает, можно петь, играть на музыкальных инструментах и даже танцевать в различных инклюзивных коллективах, сейчас их существует очень много, можно найти на любой вкус.
Наставник может быть полезным и в плане психологической поддержки, иногда даже становится близким другом.
Тифлокомментарий: цветная фотография. На фоне книжного стеллажа сидят женщина и молодой мужчина с небольшой окладистой бородой. Оба улыбаются. На мужчине черные очки, джинсы и темная рубашка. Он сидит в кресле, его пальцы скользят по страницам раскрытой на коленях книги. Молодая женщина в очках и светлом полосатом джемпере присела рядом. Она смотрит в книгу, направляет мужчину, положив ладонь на его руку.
У одного моего знакомого, потерявшего зрение в 30 лет, два года был современный смартфон, и он пользовался только функциями голосового помощника. Просто в его окружении не оказалось незрячих людей, которые бы рассказали ему обо всех возможностях и преимуществах программы экранного доступа.
Я поговорила с несколькими поздно ослепшими людьми, и вот чем они поделились. Ксения, потерявшая зрение в старшей школе, сама нашла незрячую девушку, та помогла ей освоить шрифт Брайля, но постеснялась задавать ей вопросы про обустройство быта. Только в спортивной команде она познакомилась с незрячими ребятами, и они начали делиться с ней опытом.
Гид Елена довольно долго была далека от незрячих людей, а когда познакомилась с ними, то первое время держалась отстраненно, не понимала, как общаться. Сейчас же считает, будь у нее друг или наставник, то процесс адаптации прошел бы намного быстрее.
Тифлокомментарий: цветная фотография. Вид сверху. На светлом диване сидят двое. Пожилой человек держит на коленях раскрытую книгу, набранную шрифтом Брайля, водит пальцами по строчкам. Рядом, сложив руки, сидит подросток в белом джемпере и черных брюках.
Возникает логичный вопрос, где же недавно ослепший человек может найти такого друга или наставника? Конечно, можно обратиться в отделение ВОС по месту жительства, туда так или иначе со временем приходят почти все незрячие люди. В этих организациях часто проводят мероприятия, приуроченные к различным праздникам, на которых у участников есть возможность познакомиться и пообщаться.
Также потерявшие зрение люди могут поехать в центры реабилитации слепых, расположенные в Волоколамске, Бийске и Железногорске. Там можно обучиться многим нужным навыкам и приобрести наставников в лице преподавателей и сотрудников центров. Еще можно периодически ездить в санатории и другие лечебные учреждения, где тоже есть место для знакомств с новыми людьми. Есть немало мест, где незрячие люди занимаются спортом или творчеством, где можно попробовать себя в чем-то новом и найти хобби, а также и друзей. Главное, что важно — проявлять активность, не стесняться задавать вопросы, даже если они кажутся кому-то глупыми, самому знакомиться и предлагать общение.
Любой незрячий человек, давно потерявший зрение или родившийся без него, может стать наставником. Он может помогать как в какой-то конкретной сфере, так и в простом общении, давать поддержку и показывать личный пример активной жизни. Это своего рода волонтерская деятельность, способная вывести человека из хандры или даже депрессии, помочь ему выбраться за пределы своего удобного и безопасного дома, обрести друзей, новые занятия или даже работу.
Иногда кажется, что ты ничем особым и не помог вовсе, но для кого-то эти несколько слов будут очень важными и нужными. Я всегда стараюсь внимательно относиться к поздно ослепшим людям, отвечать на их вопросы или самой рассказывать о каких-то полезных вещах, которые я давно использую.
К сожалению, в нашей стране по-прежнему нет никакой организации, в которую поздно ослепший человек или его родственники могли бы обратиться и получить всестороннюю помощь. Люди часто не знают ни о своих правах, ни о технологиях, доступных для незрячих, ни о местах, в которые можно было бы пойти в свободное время.
В 2022 году при поддержки ВОС и департамента труда и социальной защиты населения города Москвы был создан очень полезный проект «Видимая Москва». Его участники — поздно ослепшие люди, которые собрали максимальное количество информации для таких же людей и создали большой и полезный справочник. Информация актуальна на 2022 год, конечно, со временем она будет меняться и дополняться. Справочник можно найти по ссылке.
Пока же важно самостоятельно проявлять инициативу и не стесняться обращаться за помощью.