Ирина Поволоцкая — литератор, художник, актриса, психолог, слепоглухая с детства, автор автобиографической повести «Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего не говорю». В своей колонке на портале «Особый взгляд» она рассказывает о своем восприятии мира и об искусстве как способе терапии.
«Ах, вернисаж, ах, вернисаж!» — припев некогда популярной лирической песни конца
Я тоже часто покрываю свои картины лаком, но в юности я и не мечтала, что у меня будут хоть какие-то вернисажи. Незрячий художник для многих звучит диковинно, мягко говоря, — как и глухой певец. А слепоглухой живописец звучит еще удивительнее.
Фото: Ирина Поволоцкая. Орехово-зуевский выставочный зал
Тифлокомментарий: цветная фотография. Освещенный выставочный зал с белыми стенами и светлым плиточным полом. В центре стоят деревянные мольберты с картинами Ирины, написанные красками. Это пейзажи, абстракции, натюрморты. Картины разных форм и размеров, некоторые из них черно-белые.
Известные живописцы, например, Врубель, Левицкий, Коровин, не могли рисовать, когда слепли. Но в нашу эпоху художникам со слабым зрением или почти без зрения все же стало намного проще — благодаря современным технологиям, материалам, информации, доступной среде, социальной поддержке, развитию инклюзии, тифлосурдокомментированию в музеях. Пример — внук русского импрессиониста Михаила Яковлева Владимир, представитель неофициального искусства
О своем увлечении живописью я писала несколько раз: «Я вижу сердцем и рисую мечты», «Живописная медитация», «Живопись идеи». Когда мои рисунки стали положительно оцениваться друзьями, когда окружающие стали проявлять интерес, когда появился определенный спрос на мои картины, хотя бы в узком кругу, и начали случаться выставки, то это дало моему увлечению вторую жизнь. Открылось второе дыхание.
Фото Ирина Поволоцкая. Библиотека путешествий
Тифлокомментарий: цветная фотография. Выставочный зал с разноцветными стенами. Вдоль серой стены стоят металлические мольберты с картинами Ирины. Три молодые женщины и девочка лет пяти рассматривают их.
Безусловно, я размышляю об этом так или иначе всю свою жизнь, вынужденно. Особенно, как человек, который не может жить без искусства, но которому доступно очень малое из-за физических ограничений по зрению и слуху. Мне, как приглашенному участнику дискуссии, любезно предоставили возможность высказать свои соображения по этому вопросу. Трудно не согласиться с тем, что периодически в обществе возникают вопросы, например, связанные с эгалитарностью (философская точка зрения, подчеркивающая равенство и равное обращение независимо от пола, религии, экономического статуса и убеждений) в искусстве. Я бы сформулировала проблему так: «Есть ли у людей с особенностями право на равноправное творчество как искусство?»
Фото Ирина Поволоцкая. Псковский драмтеатр
Тифлокомментарий: цветная фотография. Перед черно-белым баннером стоят четверо. Седовласый мужчина в черной олимпийке что-то говорит в микрофон, молодая женщина в сером платье с улыбкой аплодирует, Ирина в светло-сером платье держит в руке букет роз, смущенно улыбается, коротко стриженный мужчина в черной кофте подносит ей диплом в широкой белой рамке.
Так как я пробую себя в разных направлениях творческой деятельности, то постоянно сталкиваюсь с этим незаданным вслух вопросом: «Имею ли я/мы право на искусство?» Когда пишу стихи, прозу, картины, играю на музыкальных инструментах или в театре, когда ставлю перформансы как режиссер. Я всю жизнь не оставляю попыток вытащить себя и таких же, как я, из того, что называю «инвалидным гетто», вытащить через искусство в первую очередь, но возможно ли это? Если возможно, то как, где, с кем, а некоторые люди еще задаются вопросом — а зачем? Как-то подруга после очередного показа моего перформанса «Каждый в городе» сказала: «Это было настоящее искусство!» Но действительно ли это так? Как говорится, а что скажут театральные критики? Надо ли их слушать?
Фото: Ирина Поволоцкая.
Тифлокомментарий: цветная фотография. Светлый коридор в Московском доме национальностей с паркетом и высокими окнами с деревянными подоконниками. Вдоль белых стен стоят красные бархатные диваны с фигурными спинками. На одном из них сидит Ирина с белой тростью в руке. На ней фиолетовое пончо, черные леггинсы и фиолетовые кроссовки. На стене напротив висят четыре ее картины.
Тем не менее я продолжаю рисовать и совершенствовать свою технику и стили. Учусь у мастеров прошлого. Могла ли я в юности мечтать о вернисажах? При всем моем воображении я всегда трезво смотрела на вещи и ситуацию. Тем не менее я выставляю свои работы. Первая выставка прошла в 2008 году без моего участия, в Болгарии, на Первом фестивале искусств слепоглухих людей в Варне. Тогда мои работы даже получили третье место в конкурсе. Памятной была для меня постоянная выставка в МГППУ, куда я поступила на факультет психологии. Об этом даже снимали документальный фильм.
После этого пошли различные выставки, где я принимала участие, а также персональные вернисажи. Головные офисы Сбербанка, Общественная палата, Дом правительства, Музей-усадьба им. Щукина, Сочинский художественный музей, музей Новый Иерусалим, Московский дом национальностей, Библиотека путешествий, Рязанская областная библиотека имени Горького, Орехово-Зуевский городской выставочный зал, Международный конкурс-выставка художников «Артстарт без границ» в музее Ар-Деко. Было приятно представить некоторые свои работы в городах Иеронима Босха, Ван Гога, семьи Брейгелей — Ден Боше и Амстердаме. Слышала, что потом там даже проводили фестиваль слепых художников, но об этом мало информации, сама я в нем не смогла принять участие.
Особенно масштабно и трогательно прошла персональная выставка «Фиолетовая экспрессия» в Псковском академическом театре драмы имени Пушкина в рамках фестиваля «Другое искусство». Для этого мне в срочном порядке пришлось готовить более 40 картин. Это было тяжело, учитывая, что большинство особо качественных работ быстро расходятся по частным коллекциям. Но я вспоминаю эти яркие афиши по всему центру города и галерею своих картин в большом фойе театра... И душевную речь Дмитрия Месхиева, худрука театра, на открытии выставки, от чего я даже всплакнула от наплыва чувств.
Сейчас я продолжаю свои исследования в области живописи, нахожу новые способы и материалы, методы и стили. Продвигаю концепцию искусства как арт-терапии. Для этих целей основала арт-терапевтический проект Cosmoopera Performing Arts, в котором мы с единомышленниками стремимся интегрировать живопись в другие виды искусства, создаем перформансы и проводим мастер-классы, тренинги. Один из самых успешных моих мастер-классов по китайской живописи «Волшебная кисть» пользуется большим спросом.
Тема непростая: помню, как мы дискутировали о проблеме в ГМИИ им. Пушкина на V Международном инклюзивном фестивале «Карта уязвимости» в 2021 году. Тема тогда была сформулирована так: «Можем ли мы разделить чужой опыт?». Дискуссия была посвящена проблемам апроприации и абсолютизации опыта людей с особенностями. Отталкиваясь от понимания искусства как универсального языка и одного из средств подключения к различным типам чувственного восприятия, связанного с возможностью сопереживания, эмпатии и аффекта, участники встречи рассмотрели возможные неиерархичные и эгалитарные формы сотрудничества различных участников культурных процессов, способствующие реализации и воплощению в жизнь концепции «искусство без исключенных».