Инопланетянин в аквариуме: «живопись идеи»

Прослушать публикацию
Тифлокомментарий: цветная фотография. На холсте небольшого формата красками написали осенний лес. Он словно светится изнутри: сияет золотом, оранжевыми и красными тонами. Вглубь леса ведет светлая дорожка. Картина лежит на белой фактурной поверхности, рядом с ней — кисть для рисования.

Ирина Поволоцкая — литератор, художник, актриса, психолог, слепоглухая с детства, автор автобиографической повести «Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего не говорю». В колонке «Инопланетянин в аквариуме» на портале «Особый взгляд» Ирина рассказывает о своем восприятии мира и об искусстве как способе терапии. В этой статье речь пойдет о живописи.

Китайская живопись помогла мне снова взяться за кисть и начать рисовать, несмотря на зрение, точнее его отсутствие. И это было похоже на волшебство. В Древнем Китае говорили: «Прежде чем начать рисовать, посмотри, как прекрасен чистый лист бумаги», а я провожу по этой чистоте рукой...

Мне нравится западная пейзажная живопись, нравится запах масляных красок. Но зародившийся в Древнем Китае стиль се-и (передача идей и образов) имеет особенную технику рисования и глубокую философскую идею. К тому же эта техника живописи оказалась еще и доступна для рисования без участия зрения, и для меня это стало настоящим откровением. Нет необходимости тщательно прорисовывать каждую деталь, чтобы создать рисунок максимально реалистичным. Можно с помощью нескольких штрихов и фоновых цветных размывов передать общую идею, смысл картины. Очень важно не путать этот стиль рисования с западным импрессионизмом, у него совершенно иная смысловая нагрузка. Я не просто так упомянула, что в китайском стиле се-и заложена древняя глубокая философия, основанная на истинных традициях, а не просто «некая авторская философия», как в современном искусстве.

Тифлокомментарий: цветная фотография. В просторном помещении творческой студии идут занятия по рисованию. За столом сидят и рисуют дети. Темноволосая девочка лет пяти открывает баночку с гуашью. Перед ней на столе лежит рисунок крупного цветка. Справа у стола стоит Ирина Поволоцкая в фиолетовом платье. Ее фиолетовые волосы собраны на затылке. Ирина склоняется над столом и чуть касается пальцем листа бумаги. На рисунке — голубое небо и черная ветка с красными бутонами.

Еще мне видится такая аналогия: картины в китайском стиле «живописи идеи» похожи на мир глазами очень плохо видящего человека, учитывая, что такие рисунки обычно монохромные, часто — с оттенками черной туши и неясными очертаниями. Это стиль штрихов и пятен в пустом пространстве листа, образующих гармонию и глубокий духовный символизм. Как если смотреть на мир не глазами, а сердцем. Об этом я писала в другой статье, которая так и называется: «Я вижу сердцем и рисую мечты». Поэтому китайский стиль и называется се-и, что на русский можно перевести как «передача идеи»: где важно выразить внутреннюю суть вещей, а не обычную зримую форму и фактуру. Мне проще выразить эту мысль в стихах:

Кисточка. Тушь. Бумага.

Пять штрихов, простых, как жизнь.

Природной красотой сверхчуткой

Наполняет незримо лист.

Я рисую, как будто слышу

Непроявленных сил призыв:

Бамбук, ручеек и горы —

Чем проще, тем глубже смысл.

Меня глубоко затрагивают и вдохновляют строки из древнего китайского трактата «Слово о живописи из сада с горчичное зерно»: «Вглядываясь в совершенные формы растений, передавай их истинную сущность. Через внешнее сходство воспроизведи их дух. Достижение этого зависит от руки, от совершенства штриха. Поистине невозможно это выразить в словах — тайна этого лежит в сердце».

Я давно изучаю китайскую культуру, пробовала освоить и живопись, когда еще был небольшой остаток зрения. Где-то даже сохранился мой натюрморт «Чайная церемония», который я нарисовала для папы на день рождения. Но он вышел совсем не так удачно, как хотелось бы, и папе не понравился. И только спустя много лет, когда фонд «Со-единение» пригласил меня на организованный им курс китайской живописи, у меня неожиданно получилось рисовать, и я смогла сродниться с этой техникой.

На курсе мы начинали всего с пяти простых штрихов китайской кистью, но перед этим просто пластилином, тактильно, и только потом — краской. Эти пять штрихов связаны образно и внешне с пятью элементами: Земля, Вода, Дерево, Огонь, и Металл. Используя простые движения, мы учились рисовать бамбук, зайчика, орхидею, тыкву, траву, хризантему. Например, Земля — это точки, Вода — волнообразные полукруги. Изучали и древние китайские иероглифы, обозначающие эти пять стихий. Несмотря на то что стиль се-и иногда называют «грубой кистью», движения на самом деле очень изящные, рисунки получаются утонченные.

В этом стиле можно рисовать как кистью, так и просто руками. Китайское название этой техники — «чжихуа». Рисование руками — отдельное направление в се-и, и это оказалось еще одним открытием для меня. Хорошая чувствительность рук позволяет мне рисовать кистями, но часто я рисую просто пальцами. Когда использую разные краски, я располагаю их в конкретном порядке (по радуге), но удобство китайского стиля живописи еще и в том, что можно создавать полноценные монохромные картины оттенками одного цвета.

Тифлокомментарий: цветная фотография. На столе лежит рисунок в стилистике китайской живописи. На плотной белой бумаге небольшого формата изображены белая гора и ветвистое черное дерево, на фоне — оранжевый диск солнца. В правом нижнем углу рисунка — оттиск красной резной китайской печати. Слева от рисунка стоит круглая фарфоровая чернильница, внизу — набор для каллиграфии в цветной коробке.

Так как в основе се-и выражение вещей в свободной форме — размашистыми, быстрыми или медленными, плавными движениями, то можно выразить сиюминутное настроение, нарисовать связную картину довольно быстро. Я использую этот прием и в своих перформансах, где, совмещая живопись с танцем, музыкой, поэзией и прозой, успеваю в процессе показа сделать несложный набросок за три минуты.

Конечно же, у меня есть и китайские печати, которые ставятся на картины вместо подписи. Одна из них сделана на заказ, там выгравировано древними китайскими иероглифами мое творческое имя — Фиолетовая Фея Феникс. Есть у меня и настоящая каменная тушечница для растирания твердой туши. Эстетика самого процесса и гармоничное внутреннее состояние — это особенность древней китайской живописи.

Азами этого направления живописи можно овладеть относительно быстро, поэтому мне нравится делиться этим умением на мастер-классах, которые иногда предлагают провести. Меня очень радует, когда люди, которые хотят рисовать, но не знают как к этому подступиться, с удовольствием практически сразу начинают что-то создавать. Даже если что-то не сразу получается красиво и зрелищно, можно рисовать просто для души, это замечательная арт-терапия. А еще эти пять движений я перенесла в телесную форму, и на тренингах помогаю участникам телом почувствовать каждую стихию, это помогает в рисовании.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Выставка картин. Ирина Поволоцкая и художник Цуй Жучжо стоят рядом, взявшись за руки, улыбаются. Ирина одета в черную водолазку и брюки, на плечи она накинула яркий малиновый палантин. Цуй, плотного телосложения мужчина в черном костюме, опирается на трость. Черно-белые картины позади них занимают все пространство от пола до потолка.

В 2016 году мне посчастливилось встретиться с известным художником Цуй Жучжо, он считается самым дорогим художником Китая. Он был удивлен, что можно так рисовать без зрения, и благословил меня на дальнейшие успехи в этом направлении. Также я была рада посетить консульство Тайваня по их приглашению на награждение лауреатов конкурса людей с ограниченными возможностями. Это были молодые тайваньские музыканты, которые великолепно играли на китайских музыкальных инструментах. Я смогла послушать руками мелодии китайской скрипки эрху, а потом с благодарностью подарила им свои миниатюры в китайском стиле се-и.

Китайский художник Цзун Бин в своем трактате писал: «Пейзаж материален, но он постигается духом... Цель творчества — передать дух посредством искусства. Дух бесконечен и бесформен, но он присутствует во всех вещах. Он покоится в разуме священно-мудрого и отражается в произведениях художника. Когда он напишет пейзаж, он наполнится духом».