Как научить незрячего ребенка понимать рельефные рисунки

Прослушать публикацию
Тифлокомментарий: цветная фотография. Процесс создания из пластичного материала по рисунку рельефного изображения. Фотография сделана из-за плеча мастера, который аккуратно формирует материал под необходимые формы.

Дети в силу возраста не могут по описанию создать в воображении образ, приближенный к реальности. Чтобы помочь им в этом, можно использовать рельефные рисунки. Однако ребенка нужно научить их понимать. Тифлопедагог и специалист по ориентированию и мобильности программы «Особый взгляд» Марта Любимова рассказывает, как это сделать.

Одна из основных и важных задач в обучении детей с глубоким нарушением зрения — это формирование представлений об окружающем мире. Незрячий ребенок не может познавать мир стихийно, без помощи взрослых.

Следует учитывать тот факт, что для незрячего ребенка в мире существует только то, что было у него в руках, то есть то, что он мог изучить тактильно. У детей еще мало опыта для того, чтобы по описанию создать в воображении образ, приближенный к реальности.

Конечно, не всегда есть возможность показать что-то незрячему ребенку на реальном объекте. Если есть возможность, то лучше, конечно, выбрать его, например, настоящую посуду, фрукты. Помимо реальных объектов можно использовать макеты, модели, а также рельефные рисунки.

Сегодня поговорим подробнее о том, как использовать рельефные иллюстрации и как обучать незрячих детей их понимать.

Предыстория

Понимание рельефных изображений является достаточно сложной для незрячих детей и взрослых задачей. Для того чтобы незрячий ребенок научился распознавать, что изображено на рисунке, необходимо провести большую предварительную работу. Что особенно важно: нужно научить осматривать изображение, выделять признаки объекта, понимать, что изображено по характерным признакам. Очень часто — гораздо чаще, чем хотелось бы — незрячие подростки и взрослые говорят, что они не понимают, что изображено на рельефных иллюстрациях и тактильных картах. Можно услышать такие высказывания: «Нам показывали карты, я смотрел, но все равно ничего не понимал, поэтому не вижу в них смысла», «Да, я верю, что здесь изображено это животное, но все равно ничего не понимаю». Причин непонимания здесь две: изображения низкого качества и отсутствие подготовки.

Однажды я была на экскурсии в школе для слепых и слабовидящих детей. Директор с энтузиазмом рассказывал о том, как происходит обучение, а потом добавил: «У нас дети так хорошо считывают рельефные изображения! Только пальчик наложили на рисунок, а уже знают, что нарисовано». Я посмотрела на пособия: это были очень хорошие барельефные пластиковые пособия, сделанные единственным в России предприятием, которое изготавливает рельефные изображения для школ (учебники делают другие организации). Пособий таких немного. Думаю, если детям все 12 лет обучения показывать одну и ту же рельефную картинку жирафа, то, скорее всего, они действительно распознают ее с первого прикосновения. Но что будет, если предложить ребенку другое изображение жирафа? В другой позе, с другого ракурса, другого размера или просто в другом исполнении.

Какие бывают изображения для незрячих людей

Рельефные изображения можно классифицировать по технике исполнения, материалам и по другим признакам. Для нас сегодня будет важен уровень высоты рельефа и степень детализации рисунка.

Виды изображений для незрячих людей:

  1. Горельеф — изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину своего объема. Наиболее подробно отображает информацию об объекте.

  2. Барельеф — рельефное изображение, выпуклая часть которого выступает над плоскостью не более чем на половину своего объема. Имеет подробную детализацию, рисунок приближен к реальному объекту.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Крупный план тактильной рельефной модели, подготовленной мастерами на основании картины. Мы видим, как несколько человек знакомятся с изображением через прикосновение к тактильной модели пальцами рук. На картине изображены песчаные горы.

  1. Силуэтный (аппликационный) рисунок — одноуровневое рельефное изображение, передает силуэт объекта. Изображение приподнято по всей поверхности рисунка. Не передает всех свойств поверхности.

  2. Контурное изображение — рельефное изображение внешних очертаний предмета при помощи пунктирной или сплошной рельефной линии. Показывает только контур предмета.

В отдельную группу можно отнести книжки-игрушки, изготовленные для незрячих детей. Это рельефные книги ручного производства. Часто содержат в себе все виды изображений. Основной объект представляет собой объемную модель реального предмета с сохранением масштаба, она крепится к странице с помощью шнура или другого приспособления. Наиболее полно отображает информацию о рассматриваемом объекте.

Самыми сложными для понимания являются контурные изображения.

С чего начать обучение

Начинать знакомство с объектами следует с настоящих объектов или макетов, которые на данный момент доступны для знакомства ребенку. К рельефным иллюстрациям приступаем только тогда, когда у ребенка сформированы представления об объемном объекте. Следуйте правилу: натуральный объект, затем рельефный рисунок. На этапе обучения пониманию рисунков это важно. Когда незрячий ребенок накопит опыт, он сможет понимать рисунок реального объекта, который он не видел.

Если вы изучаете, например, геометрические фигуры, то порядок такой: вырезанная фигура из плотного картона — фигура, приклеенная на карточку (силуэтный рисунок) — контурное изображение геометрической фигуры на карточке.

Для того чтобы ребенку было проще сориентироваться, где верх и где низ рисунка, следует обрезать один уголок у карточек. Или вырезать маленький треугольник в центре нижнего края карточки. Самое главное — определитесь, каким приемом вы будете пользоваться, и используйте его постоянно.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Крупный план тактильной рельефной модели, подготовленной мастерами на основании картины. Мы видим, как несколько человек знакомятся с изображением через прикосновение к тактильной модели пальцами рук.

А теперь приступим к самому интересному.

Как показать незрячему ребенку преобразование объемного объекта в контур

Первый способ

Вам понадобится:

  • картон формата А5;

  • яблоко или груша;

  • нож;

  • пластилин.

  1. Дайте в руки ребенку яблоко. Осмотрите с ребенком яблоко, его форму, все его рельефы: углубление для плодоножки, плодоножку, чашелистики.

  2. Продольно разрежьте яблоко пополам. Рассмотрите половинки яблока. Покажите ребенку срез: он плоский и влажный. Рассмотрите контур среза яблока. Потом попробуйте соединить две половинки и снова «собрать» яблоко.

  3. Положите одну половинку яблока на картон. Получился своего рода барельефный рисунок.

  4. Сделайте из пластилина длинную, тонкую колбаску и обложите половинку яблока пластилином по контуру.

  5. Аккуратно уберите яблоко, оставив пластилин на картоне. После того как вы уберете яблоко, у вас на карточке останется контурный рисунок яблока из пластилина. Можете отдельно слепить и добавить к рисунку плодоножку и листик.

  6. Наложите обе руки ребенка на рисунок и осмотрите вместе с ним изображение. Сравните получившееся контурное изображение с контуром среза яблока.

  7. Сделайте подобные контурные изображения и из других фруктов и овощей. Можно выложить контур не только половинок фруктов, но и разных предметов.

Второй способ

Вам понадобится:

  • бумага для письма по Брайлю или альбомные листы;

  • отрез линолеума, плотной резины, плотный коврик для мышки или специальный прибор для рельефного рисования;

  • грифель для письма по Брайлю или шариковая ручка, если грифеля нет.

Если используете коврик для мышки или другой подручный мягкий материал, то для того, чтобы бумага не смещалась, можно ее закрепить канцелярскими зажимами. Обычная писчая бумага не подойдет, так как нужно будет накалывать точки с помощью грифеля или ручки. Обычная бумага будет прокалываться, не оставляя выпуклую точку, а на слишком плотный картон будет сложно наколоть рельефный рисунок.

  1. Положите лист плотной бумаги на коврик для мышки, закрепите бумагу канцелярскими скрепками или зажимами.

  2. На бумагу положите половину яблока срезом вниз.

  3. Возьмите грифель или шариковую ручку и обведите половинку яблока, накалывая точки подряд с интервалом в 1-2 мм, начиная от углубления для плодоножки. Грифель или стержень ручки должен вернуться в то же место, откуда началось движение. Сначала можете вложить в руку ребенка грифель, наложить свою руку на руку ребенка и вместе обвести яблоко. Затем покажите ребенку, как он может сделать движения сам, двигая стержень вдоль яблока, объясните, как находить исходную точку и как в нее возвращаться.

  4. После того как контур наколот, уберите яблоко, снимите зажимы.

  5. Переверните лист через край. Это важно: покажите, что лист переворачивается не произвольно, а через правый край.

  6. Осмотрите двумя руками получившееся контурное изображение.

Описанной выше техникой вы можете в будущем делать для ребенка любые пособия и простые рисунки. А еще вместе с ребенком изготавливать открытки для друзей или родственников к праздникам!

Главное помните: все элементы рисунка должны хорошо просматриваться тактильно, линии должны быть на расстоянии минимум 3 мм друг от друга. Есть одно простое правило для тактильных рисунков: лучше показать слишком мало деталей, чем показать хотя бы одну лишнюю деталь. Даже одна лишняя деталь усложняет тактильное восприятие, делает рисунок непонятным.