Звуковая карта: что это такое, для чего она нужна и как ее составить

Прослушать публикацию
Тифлокомментарий: цветной коллаж. На фотографию в фиолетовых тонах наложена белая иконка звукового динамика. На фото – молодой брюнет в черных очках, белой футболке, джинсах и кедах. Он спускается по лестнице. Перед собой держит белую трость.

Тифлопедагог, специалист по ориентированию и мобильности, колумнист портала «Особый взгляд» Марта Любимова рассказывает о том, для чего нужны звуковые карты и как их использовать.

О тактильных картах читайте по ссылке.

Звуковая карта — это желательное, но не обязательное дополнение к маршруту для незрячего человека. Что она собой представляет? Это описание маршрута по блокам с четкой инструкцией действий.

Это важно: звуковая карта содержит не просто описание маршрута, а конкретный алгоритм действий — как дойти из пункта А в пункт Б с помощью трости. Звуковая карта может быть записана любым удобным способом, все зависит от задачи и ситуации. Она может быть представлена в виде аудиодорожки, набрана Брайлем или записана в электронном формате.

Для кого и в каких ситуациях необходима звуковая карта
  • Если мало времени на изучение и отработку маршрута. Вы можете потратить одно или два занятия для ознакомления с маршрутом с инструктором по ориентированию, а потом ориентироваться с помощью записанной звуковой карты.

  • Если незрячий человек редко пользуется маршрутом. И, соответственно, забывает его.

  • Если у человека плохая память или он просто плохо запоминает маршруты. Помочь ему могут также аудиоинструкции, которыми он может пользоваться на маршруте.

  • Если нет возможности заранее выехать с незрячим человеком на местность для изучения маршрута. Тогда инструктор может съездить сам, составить карту и выслать незрячему человеку.

  • Любая организация, которая ждет незрячих посетителей, может подготовить звуковые карты маршрута: как добраться до нее от остановок общественного транспорта, аэропорта, железнодорожного вокзала и т. д. Например,: библиотеки, музеи, магазины, гостиницы, школы. В этом случае звуковую карту можно разместить на сайте организации или выслать человеку по требованию.

Кто может составлять звуковую карту

Любой человек, который понимает, как составляется маршрут для незрячего человека. Звуковая карта — это не просто описание пространства, а инструкция. Хотя иногда даже простое описание пространства может помочь человеку.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Безоблачный летний день в городе. Перед спуском у лестницы стоит белокурая девушка в черных очках и светлом платье. В ее правой руке белая трость, левой она держит за шлейку палевого лабрадора. Позади них — многоэтажное здание со стеклянным фасадом.

Что должна включать звуковая карта

Алгоритм создания звуковой карты предложила Венди Шефферс из Государственного университета Сан-Франциско в 2002 году. Мы сейчас рассмотрим несколько видоизмененный алгоритм.

Начнем с того, что звуковая карта может быть универсальной для любого человека, например, если такие карты делает организация, работающая с незрячими людьми. Или индивидуальной, если звуковую карту пишут для конкретного человека.

Чаще всего звуковые карты пишутся индивидуально. В этом случае, если тот, кто пишет инструкции, знает трудности человека, то он может более подробно прописать сложные места, дать дополнительные пояснения и рекомендации. Длина инструкции для конкретного человека зависит от особенностей его восприятия и памяти.

Звуковая карта должна включать:

Вступление

1. Приветствие. Если записывается индивидуальная карта, то можно поприветствовать человека по имени.

2. Цель звуковой карты. Здесь нужно рассказать о том, откуда и куда будет проведен маршрут, можно также дать краткое описание территории, пространства, если это необходимо, и любую другую важную информацию о маршруте.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Ясный летний день. На автобусной остановке три молодых человека ждут транспорт. Среди них — уже знакомый нам брюнет в черных очках, белой футболке и джинсах. Он стоит лицом к проезжей части, опирается на белую трость. На остановке белая табличка с крупной черной надписью «Ул. Академика Петровского» и списком маршрутов.

3. Инструкции по использованию записи. Рекомендации будут зависеть от того, в каком формате подготовлена вербальная карта. Вы можете подготовить следующие рекомендации:

  • «Остановите воспроизведение записи после звукового сигнала или после слов ’’конец блока’’».

  • «Прослушайте общий обзор маршрута полностью дома, а затем на маршруте следуйте пошаговой инструкции, останавливая воспроизведение после звукового сигнала».

  • «Слушайте следующую инструкцию в безопасном месте».

  • «Начинайте движение только после того, как запомнили инструкцию» и т. д.

4. Инструкции о плане действия, если человек заблудился:

  • «Прослушайте запись еще раз».

  • «Вернитесь в последнюю точку знакомого местонахождения».

  • «Попросите помощи у прохожих».

  • «Позвоните по номеру...».

5. Общие предостережения для передвижения в данном пространстве.

6. Перечисление навыков мобильности, которые незрячий пешеход должен будет использовать по ходу маршрута: использование техник трости, защитные техники и т. д.

Общий обзор маршрута

1. Конфигурация маршрута или здания (прямая, Г, П, Z-форма маршрута, один или более этажей).

2. Наличие проезжей части для пересечения.

3. Использование общественного транспорта.

4. Сложные места.

5. Исходный пункт маршрута.

6. Пункт назначения.

Ниже приведем пример вступления перед алгоритмами:

«Здравствуйте! Мы рады предложить вашему вниманию звуковую карту маршрута от Библиотеки, расположенной по адресу ул. Мира, 27, до остановки общественного транспорта ‘’Библиотека’’.

Прослушайте обзор полностью, а затем следуйте пошаговой инструкции. Маршрут разбит на 7 блоков. Прослушайте первый блок до слов „конец блока“ и остановите запись. После того как вы прошли описанный отрезок маршрута и остановились, вы можете прослушать второй блок и так далее. Если инструкция показалась вам слишком длинной, прослушайте ее еще раз или прослушайте ровно столько, сколько можете запомнить, и остановите запись. Продолжайте прослушивание после того, как пройдете по тем инструкциям, который вы запомнили.

Для того чтобы пройти по маршруту, вы должны владеть основными техниками использования трости и уметь пересекать проезжую часть, так как на маршруте имеется проезжая часть, регулируемая звуковым светофором.

1. Инструкции о плане действия, если вы потеряли направление:

А) Прослушайте запись еще раз.

Б) Вернитесь в последнюю точку знакомого местонахождения.

В) Попросите помощи, если необходимо».

Пошаговая инструкция

1. Используйте четыре системы ориентирования:

  • Описывайте расположение ориентиров относительно пешехода: лево, право, впереди, позади, по диагонали.

  • Описывайте положение пешехода относительно ориентиров и ориентиров относительно друг друга.

  • Описывайте передвижение и расположение ориентиров относительно какой-то структуры или созданной человеком системы: кварталы, система адресов и т. д.

  • Используйте стороны горизонта: север, восток, юг, запад. Стороны горизонта используются в создании универсальной карты (стороны горизонта постоянны), особенно, когда здание или квартал ориентирован по сторонам горизонта и сторона горизонта упомянута в названии: западные ворота, восточный корпус, северный район и т. д.

2. Записывайте инструкции в прямой речи: «Вы сейчас стоите спиной к крыльцу, найдите справа от вас бордюр, встаньте так, чтобы он был справа от вас...»

3. Разделите маршрут на блоки от ориентира до ориентира. Пропишите четкую подробную инструкцию о том, как пройти этот блок с тростью. Заканчивайте каждый шаг у определенного ориентира, до которого незрячий пешеход должен дойти. Например: «Иди вдоль бордюра до угла, остановись», «Остановись у третьей двери», «Спустись с лестницы, найди бордюр справа и остановись».

4. Начинайте следующий шаг с описания настоящего местоположения. Например, «Вы дошли до угла здания, перед вами перекресток...»

5. Начинайте инструкцию нового блока не сразу с перечисления действий, а с цели. Можете даже озаглавить блок: «Пересекаем улицу Ленина», «Обходим здание», «Ищем пешеходный переход», «Ищем вход в магазин» и т.д.

В начале инструкции четко прописывайте основные действия и называйте конечную точку блока, потом дополняйте деталями. Например: "Встаньте так, чтобы стена дома была справа от вас, идите вперед до перекрестка с ул. Мира. По пути вам встретятся два проезда.

6. Укажите ориентир, который подскажет слушателю, что он прошел мимо точки назначения. Особенно это важно сделать в сложных случаях, а также при описании места для пересечения открытого пространства.

7. Укажите, какие техники мобильности вы советуете использовать с объяснением, если необходимо.

8. Включите полезную для ориентирования информацию, возможные звуковые ориентиры, даже если они непостоянны.

9. Включите в описание блоков визуальные и значимые ориентиры для людей без нарушения зрения. И в целом, что находится значимого вокруг человека в тот или иной момент. Это необходимо, если человек заблудится. Зная различные визуальные ориентиры, ему будет проще попросить помощи у людей без нарушения зрения.

10. Старайтесь, чтобы ваш маршрут не был похож на лабиринт. Всегда соотносите действия и местоположение человека с объектами на местности.

11. Обязательно указывайте названия улиц, которые необходимо пересечь. И описывайте расположение улиц относительно человека.

Важно: нельзя составить хорошую карту, используя электронные карты и не выезжая на местность. Даже изучив разные варианты маршрута и потратив много времени на проработку, есть вероятность, что вы что-то не учтете и появится необходимость в доработке маршрута после апробации незрячими пешеходами.

Какие чаще всего допускают ошибки при составлении звуковых карт:

1. Описывают череду действий, не привязываясь к местности: не называют улицы, не обозначают, крыльцо какого заведения встречается, не уточняют, что за выступ и т. д.

2. Предлагают слишком длинные инструкции с излишним количеством деталей без конечной точки. Когда человек глобально понимает, куда ему идти в этом отрезке, а потом слушает детали, у него складывается картина местности. Если вы предлагаете инструкцию с большим количеством поворотов, описаний фактур и мелких деталей, то человеку трудно сложить их в единую картину и запомнить.

3. Теряются детали. Малозаметные, но очень значительные для того, чтобы человек смог самостоятельно дойти. Например: не уточнили, что после пересечения перекрестка до здания нужно еще пересечь тротуар; сказали встать слева от столба, но не уточнили дополнительные ориентиры, так как встать так, чтобы столб был слева, можно во многих позициях; сказали дойти до угла дома, но забыли уточнить, что нужно было повернуть за угол и т. д.

4. Использование неоднозначно понимаемых слов и терминов. Тогда получается, что вроде как понятно, что делать, когда видел пространство глазами, но если ни разу не был на маршруте, то инструкция может быть не понятна.

Составить инструкцию для звуковых карт гораздо сложнее, чем работать на маршруте совместно с человеком. Когда вы вместе с незрячим человеком изучаете маршрут, у вас есть возможность дополнить инструкцию в процессе передвижения, дать дополнительные пояснения, если вы что-то упустили. Когда вы готовите звуковую карту, то должны в одной инструкции сказать все, что человеку понадобится на данном отрезке маршрута.