Гигиенические процедуры: учим незрячего ребенка самостоятельно мыться

Прослушать публикацию
Тифлокомментарий: цветная фотография. Две пары рук под струей воды, льющейся из крана. Руки взрослого бережно обхватывают детские ручки с растопыренными пальцами.

Вопросы личной гигиены и внешнего вида являются важными направлениями в обучении незрячего ребенка самообслуживанию. Сегодня мы поговорим об использовании ванны и душа дома и в общественных душевых, которые встречаются в школе и общежитии.

Пространство домашней ванной комнаты нужно организовать так, чтобы оно было удобным и безопасным. Ребенку нужно предоставить возможность самостоятельно пользоваться всем, что необходимо для гигиенических процедур. Мыло, шампуни, гели расставьте так, чтобы до них было удобно дотянуться, чтобы ничего не упало.

Правила организации пространства домашней ванной комнаты просты:

  1. У ребенка должно быть свое полотенце. Подберите полотенце подходящего размера, можно выбрать материал, отличающийся от материала полотенец других членов семьи. Крючок повесьте в удобном месте и на комфортной для ребенка высоте, чтобы он мог дотянуться до полотенца и не спутать его с другими.

  2. Если у вас скользкий пол, постелите коврики, в том числе в самой ванне, чтобы ребенок не упал.

  3. Приобретайте мыльные средства в баночках разной формы. Старайтесь, чтобы шампунь можно было легко отличить от мыла, геля для душа и других средств.

  4. Заведите в ванной постоянство и порядок. Идеальная ситуация — протянул руку и в определенном месте достал то, что нужно. Попросите зрячих членов семьи не перекладывать вещи.

  5. Если так получилось, что вы приобрели похожие или одинаковые банки с разными средствами, то храните их в разных местах, чтобы их нельзя было спутать, или сделайте метки с помощью канцелярских резинок и рельефных наклеек.

  6. Мыло и шампуни удобнее использовать с дозатором.

  7. Для ребенка с нарушением зрения лучше завести отдельный стаканчик с зубной щеткой и пастой. Стаканчик лучше прикрепить к стене, чтобы он не падал при поиске и был все время в одном месте.

  8. Если отдельный стаканчик для зубной щетки не предполагается, то старайтесь покупать зубные щетки разной формы, чтобы незрячий ребенок мог отличить свою щетку самостоятельно.

  9. Если незрячему ребенку пока сложно использовать кусковое мыло, используйте жидкое мыло с дозатором. Но научить пользоваться кусковым мылом нужно обязательно.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Большая белая фаянсовая раковина с блестящим хромированным смесителем. Из крана под сильным напором льется вода. Ванная комната выложена мелкой плиткой серого цвета. На стене по обе стороны от смесителя закреплены две небольшие деревянные полки, на них мыло и прозрачный розовый флакон. Над раковиной висит прямоугольное зеркало.

Когда посещаете ванные комнаты в гостях и встречаете там интересные варианты раковин, смесителей, систем слива и т. д., то обязательно показывайте их ребенку. Если он потом будет где-нибудь один, то ему будет проще сориентироваться.

Расскажите ребенку о закономерностях устройства ванной комнаты. Они могут быть разного размера, немного отличаться по наполнению, но обычно они похожи друг на друга. В ванной комнате может не быть раковины, она может быть совмещена с туалетом, вместо ванны может стоять душевая кабина и т. д.

Мыло обычно находится на раковине, рядом с ней или на краю ванны. Для поиска мыла или смесителя нужно:

  • Плавными движениями обеих рук, скользя ребром кисти руки по краю раковины, найти мыло или другие принадлежности. Особенно важно применять этот прием при использовании раковин в гостях, так как вы не знаете, что там стоит.

  • Если просто протянуть руки вперед, то можно случайно столкнуть стоящие предметы.

Учите ребенка самостоятельно находить нужные средства, не подавайте все необходимое, особенно если вы не называете предметы, которые используете. «Меньше чудес» — главное правило, которым должны руководствоваться родители и педагоги. Если ребенок стоит в ванне безучастно, а ему на голову само что-то льется, пенится, предметы откуда-то появляются, то обучения не происходит, ребенок не накапливает опыт.

Старайтесь, чтобы ребенок постепенно учился выполнять все гигиенические процедуры самостоятельно. Сделайте ребенку такую стрижку, за которой он сможет ухаживать сам, это особенно важно, если он живет в школе.

Если вам сейчас кажется, что ребенок пока не может самостоятельно вымыть голову, помыться, обработать ногти и т. д., то следует продумать, из каких отдельных действий состоит какой-то навык, разбить большое действие на маленькие и более простые. Обучайте ребенка сначала отдельным доступным действиям, потом объединяйте их и переходите к более сложным.

Например, как помыть голову:

  1. Включить воду.

  2. Отрегулировать температуру воды (начинаем с холодной, проверяем, трогая смеситель).

  3. Намочить волосы.

  4. Найти шампунь.

  5. Открыть шампунь.

  6. Положить крышечку (если снимается).

  7. Дозировать нужную порцию шампуня.

  8. Поставить банку с шампунем на место.

  9. Нанести на голову шампунь.

  10. Вспенить шампунь.

  11. Смыть пену.

  12. Выключить воду.

  13. Не забыть закрыть шампунь (если банка с дозатором, то дело облегчается).

  14. Высушить голову полотенцем.

  15. Расчесать волосы, уложить их или высушить феном.

Для начала ребенок сам может только находить шампунь или открывать крышечку и т. д.

Если у девушки длинные волосы, то после того, как помыли голову, нужно убедиться, что в сливе нет комка выпавших волос. Проверять нужно каждый раз. Если обнаружили волосы, их нужно убрать и выкинуть.

Обязательно приучайте ребенка к «линейному порядку» — у каждой вещи должно быть свое место. Покажите ребенку, как сортировать грязные и чистые вещи, этот навык ему особенно понадобится, если он будет жить в школе.

Желательно, чтобы ребенок мог следить за личной гигиеной, самостоятельно мыться до того, как поступит в первый класс. Обсудите с ним, какие процедуры нужно выполнять ежедневно, а какие реже. Например, чистить зубы, подмываться, расчесываться нужно каждый день. Мыть волосы можно реже: через день или два, но допускать того, чтобы волосы становились грязными, — нельзя. Важно, чтобы незрячий малыш понимал, что грязные волосы, налет на зубах, запах и т. д. заметны окружающим.

Отдельную трудность могут вызвать душевые комнаты в школах и общежитиях.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Силуэт ребенка в светлой одежде, он протягивает ладошку с облаком мыльных пузырей.

На что следует обратить внимание:

  1. Желательно предварительно ознакомиться с пространством душевой комнаты. Для этого можно сходить осмотреть все с родителями, воспитателем. Выберите для этого время, когда меньше всего посетителей. Если кто-то из сотрудников общежития или школы разрешит посетить душевую тогда, когда нет посетителей, это идеальный вариант. Можно сделать рельефную карту душевой. Важно посмотреть, где находится место для раздевания, крючки это или шкафчики. Дальше посмотрите, как дойти от места хранения вещей до душевой кабинки и обратно. Осмотрите душевые кабины, изучите, где находится лейка, какой смеситель, а самое главное — есть ли полочки, крючки, на которые можно повесить полотенце, косметичку и т. д.

  2. Старайтесь занимать крайний крючок или шкафчик, так его будет потом проще найти. Если он занят с одной стороны, посмотрите с другой. Если самые крайние крючки заняты, отсчитайте, какой по счету крайний крючок свободен, хорошо, если это будет второй или третий. Запомните, где ваши вещи. Лучше запомнить, какой по счету крючок, а не осматривать потом все висящие в ряд вещи.

  3. Берите в душевую кабинку косметичку с петелькой, в которой будет все необходимое.

  4. Часто в общественных душевых имеются лавочки. Как правило, они стоят по центру или по периметру раздевалки. Можно отдельно посмотреть, как двигаться от лавочки к крючкам, если в этом есть необходимость. Недостатком таких лавочек, особенно если они стоят по центру, является то, что вещи с них падают, если поставить рюкзак или пакет, а пол часто бывает мокрый. Приобретите удобную сумку с устойчивым дном и жесткими стенками, чтобы из нее ничего не выпадало.

  5. Особую сложность может вызвать поиск пустой душевой кабинки. До кабинки можно дойти слежением рукой по стене, но иногда незрячие люди предпочитают использовать белую трость. Если используете трость (как правило, она нужна в душевых с большим количеством кабинок), то, пока моетесь, поставьте ее в угол кабинки.

  6. Определить, пустая ли кабинка, можно на слух. Если слышите, что в кабинке тихо, то, скорее всего, она пустая. На всякий случай спросите, есть ли в ней кто-нибудь, прежде чем заходить. Вдруг человек просто выключил воду, но еще не вышел.

  7. Если вы находитесь в душе, где много зрячих (общежитие), то можно попросить помочь найти пустую кабинку.

  8. Если лейка душа находится сверху и не снимается, то при регулировке температуры воды не стойте под душем.

  9. В общественных душевых нужно использовать резиновые сланцы.

  10. Если у девушки только началась менструация, то можно обсудить разные сложные ситуации в общественном душе и помочь ей найти оптимальное решение. Если используются прокладки, во время менструации можно подготовить специальный пакет, в который убирать белье и использованную прокладку. Если в душевой есть мусорное ведро, то использованные средства личной гигиены можно сразу выкинуть. Если девушке будет комфортнее, можно заранее подготовить чистое белье с закрепленным средством личной гигиены, чтобы в раздевалке быстро надеть. Чистое белье с средствами личной гигиены можно взять с собой в душевую кабинку, там же можно снять белье и сразу убрать его в косметичку.