Тактильные карты: как их составлять и использовать во время обучения ориентированию

Прослушать публикацию
Тифлокомментарий: цветная фотография. Рельефная карта — плоский прямоугольник из черной плотной ткани. Справа на макете закреплены два небольших разноцветных прямоугольника и белая вертикальная полоса из ткани другой фактуры. Человек касается пальцами фигур на макете.

После освоения приемов использования белой трости начинается этап изучения маршрутов. Сначала это простые и короткие маршруты. Затем количество маршрутов увеличивается, как и их сложность. Наиболее продуктивно изучать их при помощи тактильных карт. Тифлопедагог, специалист по ориентированию и мобильности, колумнист портала «Особый взгляд» Марта Любимова рассказывает о том, для чего нужны рельефные карты, как их составлять и использовать.

Для чего нужны рельефные карты

Изучать маршруты можно по-разному, но наиболее продуктивным будет обучение с использованием тактильных карт или макетов. Знание о маршруте, содержащее только знание о количестве поворотов и ориентиров, позволяет пройти по нему, но далеко не всегда позволяет сформировать представление о том пространстве, в котором человек находится, что его окружает, что он проходит или обходит в тот или иной момент. Вот тут и приходят на помощь рельефные карты и макеты.

Вместе с рельефными картами можно использовать вербальные или звуковые карты. У них разные задачи, но они прекрасно дополняют друг друга. Использование тактильных карт на занятиях открывает потрясающие возможности перед педагогом по ориентированию и мобильности.

Понимание того, как устроено пространство и чем оно наполнено, называют ментальной или мысленной картой местности. В некоторых литературных источниках мысленную карту называют когнитивной картой. Если незрячий человек знает только маршрут, а его представление о пространстве ограничивается только теми объектами, которые непосредственно присутствуют на маршруте и которых касается трость при передвижении, то у человека ментальная карта маршрутного уровня. Нужно стремиться к расширению представлений о пространстве. Если человек потерял зрение в зрелом возрасте и у него уже накоплены визуальные образы пространства, то ему может быть проще представить по описанию, как выглядит местность. Слепорожденным детям словесного описания маршрута без работы с тактильными картами может быть недостаточно.

Инструкторами по ориентированию в пространстве и мобильности отмечено, что использование рельефных карт при изучении маршрута в разы сокращает время по запоминанию маршрута. Ученик начинает понимать свое местоположение на маршруте относительно объектов на нем.

Существует три основных вида материалов для обучения ориентированию:

  1. Макет (модель): трехмерное изображение объекта, точная или упрощенная копия реального объекта или пространства.

  2. Карты: двухмерное схематичное изображение пространства или объекта в пространстве. Могут быть рельефные (для тактильного восприятия), графические (для визуального восприятия) и рельефно-графические (для использования тактильного восприятия и остаточного зрения).

  3. Звуковые карты: аудиозапись или письменное описание пространства, инструкции по прохождению маршрута.

В данной статье мы будем говорить только о рельефных картах.

Типы рельефных карт

Специалисты по пространственной ориентировке и мобильности выделяют следующие виды рельефных карт:

1. Карта маршрута (карта-путь).

2. Карта пространства (карта-обозрение).

3. Карта перекрестка.

4. Карта маршрута общественного транспорта.

Карта маршрута содержит только те элементы, которые располагаются на пути следования по маршруту: дороги, перекрестки, проезды, точка А, точка Б. При создании карты-маршрута существует правило: лучше отобразить меньше, чем дать хоть одну лишнюю деталь на маршруте. Если объект не служит ориентиром, а просто существует, то его не отображают на карте маршрута. Единственное, что отображается сверх того, что попадает под белую трость, это лучи перекрестков, так как человек должен знать — перекресток перед ним или просто поворот дороги.

Если вы хотите дополнить карту маршрута объектами, которые находятся на улице, по которой проходит маршрут, то это уже получится карта-обозрение. Лучше дополнить карту маршрута зданиями после изучения маршрута или сделать отдельную карту.

Карты должны передавать нужную информацию и использоваться таким образом, чтобы незрячий ученик мог понимать саму карту, а также соотношения между тем, что изображено на карте, и окружающей средой.

Не стоит изготавливать максимально подробные карты и включать в них большое количество элементов. Это помешает пониманию карты и сделает ее бесполезной для человека. Всегда учитывайте уровень и возраст человека, для которого изготавливается карта, а также задачи, которые вы хотите решить.

Если вы предложите ребенку сложную карту, то он может не понять, что на ней изображено и почему.

Как сделать рельефную карту

Ключевая особенность карт-маршрутов в том, что их можно взять с собой на занятие во время изучения маршрута. По этой причине карты должны быть удобного размера, легкие, но прочные. Карты пространства могут быть более фундаментальными и использоваться только в помещении. Карту города или квартала можно изготовить из дерева, оргстекла, картона.

Карты маршрутов удобно делать из картона и бумаги с разной фактурой: бархатная бумага, гофрированная и т. д. Можно закрепить за фактурой какое-то значение. Например, дороги делать из бархатной бумаги, точку А — из гофрированной бумаги, точку Б — из другой фактуры.

Карты можно распечатать на принтере, который печатает Брайль, или сделать с помощью рельефообразующей бумаги. Важно: нельзя распечатывать на рельефообразующей бумаге или брайлевском принтере карты для людей без нарушения зрения, скачанные из интернета. Карта обязательно должна быть специально обработана для тактильного восприятия.

Для быстрого изготовления карты может подойти прибор «Школьник».

Тифлокомментарий: цветной коллаж. На розовом фоне прибор для тифлографики. Прямоугольная пластина с металлической основой и листом розовой резины сверху. Лист закреплен металлической рамкой. Под пластиной лежит стопка пленок для рисования.

Конструкторы для создания рельефных карт

Конструкторы незаменимы для быстрого изготовления карты и для обучения работе с ней. Какие существуют варианты?

Прибор «Ориентир»

Представляет собой металлические пластины и набор магнитных лент разной длины, а также деревянный стимульный материал. Может быть использован во время кабинетной работы. Использовать во время занятий на улице не так удобно, так как магнитные стимулы сдвигаются, они слишком объемные.

Тифлокомментарий: цветная фотография. На столе стоит открытый чемоданчик, внутри отсеки с объемными геометрическими фигурами разных цвета и формы. На поднятой крышке белый материал, на котором закреплены несколько подобных фигур.

Конструкторы на основе папки со стимульным материалом на липучках

Представляет собой папку формата А3 или А4, которая покрыта специальной тканью для крепления стимульного материала. Стимульный материал разной формы и фактуры. Удобно использовать в помещении и на улице во время занятий.

Требования к рельефной карте для занятий по ориентированию и мобильности

Размер

Картой должно быть удобно пользоваться. Поэтому размер карты должен быть не более двух развернутых кистей рук, то есть не более 40-45 сантиметров. Карта может быть и меньше размером, если планируется отобразить на ней небольшое количество информации.

Основа

Основа карты обязательно должна быть плотной для того, чтобы карту можно было использовать во время занятий на весу.

Виды символов

Существуют три основных вида символов: точечные, линейные и территориальные.

Точечный символ может показывать расположение любого объекта или определенного ориентира.

Линейные символы передают информацию, которая по своей природе линейна. Они указывают и расположение, и направление. Это могут быть дороги, коридоры, проезды, границы и т. д.

Территориальные символы передают информацию об объекте и о его форме и размере в виде сверху. Может быть использована особая фактура и цвет для того, чтобы показать расположение, очертания и размер одного конкретного здания или любого другого объекта.

Размер символов и их расположение

На карте должен быть отмечен север, его можно изобразить стрелкой.

Расстояние между символами должно быть не менее 3 мм.

Расстояние между надписями шрифтом Брайля и символом — минимум 3 мм.

Если форма и фактура символов одинаковые и отличаются только размером, то они на карте должны отличаться друг от друга размерами по меньшей мере на 25–30%.

На карте маршрута символы желательно должны помещаться под три пальца рядом. Например, средний палец движется по «дороге», а в это время указательный и безымянный пальцы находят и определяют символы рядом.

Размер символов: если нет необходимости делать их больше, то символы для соблюдения масштаба должны помещаться под подушечку пальца. Говоря простым языком, символы должны быть наименьшего размера, какой можно использовать. Карту с крупными символами сложно воспринимать и использовать.

Для изображения дорог можно использовать полосы толщиной 5 мм для второстепенных дорог и проездов, для главных — 8-10 мм.

Старайтесь обозначать одинаковые объекты на разных картах одними и теми же символами. Например, придумайте символ, который будет изображать лестницы и т. д.

Символы для конкретной карты должны быть такими, чтобы их нельзя было спутать друг с другом и можно было легко воспринять информацию, которую они предназначены отображать. Символы, которые нужно использовать на карте вместе, должны отличаться друг от друга.

Сначала простым карандашом нанесите схему на листе, подготовьте символы и только потом приступайте к наклеиванию. Старайтесь соблюдать масштаб.

Как создать схему

Делать зарисовки для создания рельефной карты, как и для проработки маршрута, нужно в том пространстве, где придется передвигаться человеку с глубоким нарушением зрения. Используя электронные карты, можно заранее сориентироваться, но для того, чтобы отобразить все точно и понятно, нужно прорабатывать реальное пространство. На электронных картах могут быть неточно отображены или отсутствовать тропинки, тротуары и т. д.

С чего начинать обучение работе с рельефными картами

Самый лучший вариант — первую карту не предлагать ребенку готовой, а создать ее вместе с ним.

Начать лучше с помещения. Лучше, если это будет комната или кабинет. Начиная от входной двери, нужно выложить на карте все объекты, которые встречаются. Убедитесь, что ребенок понимает, какой объект отображает каждый символ. Поработайте с получившейся картой, организуйте различные игры.

Затем выйдите с ребенком в коридор, дайте ему пустое полотно конструктора или пустой кусок картона.

Закрепите линии, которые представляют собой коридор. Можете отметить исходной точкой дверь, у которой вы стоите.

Тифлокомментарий: цветная фотография. У двери стоит человек, опирающийся на белую трость. В его руке рельефная карта. На черном полотне карты белая полоска, справа от которой небольшой сиреневый прямоугольник.

Следуйте с ребенком вдоль стены и отмечайте все объекты, которые вы нашли. Нашли дверь тростью или рукой — отметьте ее на карте.

Тифлокомментарий: цветная фотография. В коридоре у двери стоит молодой человек в темных очках. В его правой руке рельефная карта, в левой — белая трость, которой он касается порога.

Нашли шесть дверей — отметьте их, дошли до лестницы — закрепите элемент, который будет обозначать лестницу. Отметьте все объекты на карте.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Руки держат рельефную карту. На черном полотне выложено множество геометрических фигур различной формы и фактуры, а также пуговица, бусины с плоским основанием и стразы.

Можете создать вместе карту помещения или придомовой территории, приусадебного участка школы.

При изучении плана помещения лучше отображать только коридоры, двери, лестницы и т. д. Можете использовать символы разной фактуры или формы для отображения дверей в помещениях разного назначения. Например, двери кабинетов можно отображать кружками, в уборные — треугольниками и т. д.

Не следует в качестве образца для рельефной карты на начальном уровне использовать схемы плана пожарной эвакуации. Это даст слишком большое количество деталей и линий, что затруднит работу. Используйте подробные карты с отображением стен на более позднем уровне обучения для того, чтобы показать, как устроено пространство.

Сделайте с ребенком схемы разных этажей школы или дома и сравните, расскажите ребенку о закономерностях построения пространства: если ты знаешь, где на первом этаже расположена лестница или уборная, то на втором этаже будет там же и т. д.

Игры

Вы можете организовывать с детьми игры с использованием рельефных карт. Придумайте квесты, а на карте отметьте места, где спрятаны инструкции. Можете отмечать на карте места, где спрятан «клад» в виде конфеты. Или просите ребенка спрятать что-то и самостоятельно отметить на карте это место.

Сделайте карты с ошибками и попросите ребенка найти ошибку: отобразите лишние элементы, переставьте их местами, сделайте зеркальную карту и т. д.

Чтение карт

Для того чтобы понимать изображенное на карте, ученик должен различать символы, понимать, что они изображают.

Для наилучшего понимания изображения используются две руки. Затем в работе можно использовать одну руку для активного осмотра, а второй рукой держать карту.

Незрячий ученик должен уметь прослеживать по карте маршрут. Во время прослеживания по маршруту можно давать словесное описание маршрута.

Учите сканированию карты, тщательному обследованию.

Выясните причину страха или сложностей в освоении маршрута

Во время работы над маршрутом попросите ученика выложить карту маршрута так, как он себе его представляет. Вы узнаете, что ученик запомнил, что забыл.

Вы можете работать над ментальной картой пространства с помощью карт, если во время занятия на улице плохая погода и нет возможности выйти на маршрут.

Как только вы начнете активно использовать тактильные карты, вы оцените по достоинству их преимущество.

Полотно, на котором выкладывается маршрут (на черном фоне), это адаптация пособия Picture Maker. Стимульный материал — Picture Maker.

Читайте также:

Составляем маршрут для незрячего пешехода. Ориентиры

Составляем маршрут для незрячего пешехода. Обучение и практика