В 1992 году на базе техникума открыли отделение подготовки массажистов из числа людей с инвалидностью по зрению. О том, как в техникуме организовали обучение, «Особому взгляду» рассказали преподаватели медицинского массажа Вера Кривенкова и Вера Гвоздецкая, а также выпускники и студенты.
Об отделении и поступлении
«В медицинском техникуме № 2 студенты обучаются на отделениях сестринского дела и медицинского массажа. На отделении сестринского дела учатся молодые люди без физических ограничений, а вот на отделении медицинского массажа обучение проходят студенты с I и II группами инвалидности по зрению. Программа подготовки по специальности 34.02.02 „медицинский массаж“ (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению) и с присвоением квалификации „медицинская сестра по массажу“ рассчитана на 2 года и 10 месяцев обучения. За это время студенты осваивают общие медицинские предметы и различные виды массажа», — сказала Вера Гвоздецкая.
Сегодня в обязательную программу также входит и медицинский массаж в педиатрии. Многие выпускники устраиваются на работу в медицинские учреждения для детей, поэтому навыки детского массажа им необходимы.
«Во время обучения в техникуме две производственные практики я проходила в детской поликлинике. Я хорошо себя там зарекомендовала, после получения диплома меня пригласили на работу. Это было девять лет назад. Сначала физиотерапевт направлял ко мне на массаж подростков, затем более младших по возрасту детей и, наконец, грудничков. По мне незаметно, что я не вижу, и мамы не волнуются, передавая мне на массаж малышей. Кроме того, среди них есть устойчивое мнение, что массаж делают хорошо именно незрячие массажисты», — сказала выпускница техникума Ольга Петроченко.
Тифлокомментарий: цветная фотография. Массаж. Крупный план. Женские руки с аккуратным маникюром разминают спину пациента.
«Поступить на отделение медицинского массажа можно после получения полного среднего образования. Абитуриенты зачисляются по результатам конкурса аттестатов. Если человек имеет диплом о специальном образовании, которое он получил после 9 класса, участвовать в конкурсе аттестатов будет этот документ. Сейчас закон допускает бесплатное получение второго профессионального образования людьми с инвалидностью. К примеру, у нас учился мужчина, у которого был диплом строительного техникума. Он работал в строительстве, но потом получил травму и потерял зрение. И при поступлении на отделение медицинского массажа его средний балл в конкурсе аттестатов высчитывался именно по оценкам в его дипломе строительного техникума. Каждый год мы принимаем на бюджетное обучение 30 незрячих и слабовидящих человек. Люди, успешно прошедшие конкурс аттестатов, могут учиться бесплатно, а для тех, кто не прошел на бюджет, есть возможность обучаться платно. Также в индивидуальном порядке решается вопрос обучения людей с III группой инвалидности по зрению», — сказала Вера Кривенкова.
О медицинских дисциплинах и доступности учебных материалов
«В период обучения незрячие и слабовидящие студенты не только осваивают навыки медицинского массажа, но и глубоко изучают общие медицинские дисциплины. Они изучают такие предметы, как терапия, педиатрия, неврология, хирургия, фармакология, латинский язык. В полном объеме осваивают анатомию, которая им необходима для правильного проведения процедур медицинского и косметического массажа. К примеру, незрячий специалист будет делать пациенту лимфодренажный массаж, он должен понимать, как и в каком направлении в организме человека двигается лимфа. У студентов есть много занятий по физкультуре и по английскому языку. Конечно, взрослым людям, которые давно закончили школу и долгое время не учились, может быть поначалу трудно включиться в такую активную учебу, но потихоньку они это делают. Наши выпускники после получения диплома нередко продолжают совершенствоваться в выбранной специальности. Есть те, кто на основе полученных в техникуме знаний и дополнительного образования занимается остеопатией, кинезотерапией, типированием и другими направлениями медицинской деятельности», — пояснила Вера Гвоздецкая.
По словам преподавателей, студенты с нарушением зрения конспектируют лекции при помощи аудиозаписи или шрифта Брайля. Кроме того, все материалы курса доступны им в аудио- и в электронном форматах. Студенты могут взять их в библиотеке или скачать на интернет-ресурсах. Во время занятий анатомией преподаватели используют трехмерные модели органов человека и тактильные планшеты со схемами систем человеческого организма.
«Анатомию мне было изучать легко. Все было понятно. Преподаватель приносил на занятия мешочки с костями. Показывал модели костей человеческого скелета и просил прикладывать их к себе, чтобы мы понимали, где они расположены. Во время изучения нервной системы он, например, приносил модель черепа с отверстиями, и мы продевали сквозь них отрезки проволоки. Это помогало нам понять, как нервы проходят сквозь отверстия в черепе», — вспомнила выпускница Ольга Петроченко.
Тифлокомментарий: цветная фотография. За офисным столом рядом сидят двое мужчин с карандашами в руках. Они что-то обсуждают, делают пометки в бумагах, лежащих на столе. Перед ними стоят раскрытые ноутбуки.
По словам Веры Кривенковой, в техникуме организована доступная среда — например, есть тактильные направляющие, благодаря которым незрячие студенты могут самостоятельно передвигаться по зданию.
«У студентов с инвалидностью есть возможность бесплатно обедать в техникуме и пользоваться социальным такси и такси по программе „Помощь рядом“ компании Яндекс. Социального работника в штате техникума нет, но обычно в начале учебного года к первокурсникам с нарушением зрения приезжает специалист из центра реабилитации слепых и предлагает помощь в освоении навыков самостоятельного передвижения, в изучении компьютерных программ и мобильных приложений, необходимых для учебы», — дополнила она.
Об изучении медицинского массажа
«Конечно, основным предметом для студентов с инвалидностью по зрению является медицинский массаж. Наши ведущие преподаватели по массажу учились у Игоря Витальевича Дунаева и Владимира Ивановича Васичкина, которые являются основоположниками русского классического массажа. Мы обучаем студентов по разработанным ими методикам, а также делимся своими разработками. Мы стараемся быть в тренде, изучаем современные техники массажа, анализируем их и выбираем лучшие для того, чтобы передать студентам. Сегодня знать четыре приема классического массажа недостаточно для того, чтобы быть конкурентоспособным специалистом. Незрячим и слабовидящим массажистам надо владеть разными техниками медицинского и косметического массажа», — сказала Вера Гвоздецкая.
По ее словам, в образовательной программе есть стандартная часть, обязательная для освоения, и вариативная — в ее рамках студентам преподают современные методики массажа. Помимо этого, получить дополнительные знания они могут в Санкт-Петербургском центре поддержки развития массажистов.
«Многие из наших выпускников и старшекурсников устраиваются на работу не в медицинские учреждения, а в салоны красоты и в фитнес-центры, где необходимо уметь проводить косметический массаж и спа-процедуры. Мы стремимся к тому, чтобы наши выпускники были подготовлены к этому», — добавила Гвоздецкая.
Студентка техникума Лана Березкина учится уже третий год. По ее словам, предметов у учеников много, а практические занятия начинаются с первого курса.
«Важно, что студенты с ограничением зрения учатся делать массаж друг на друге, это помогает им понять, как выполняются массажные приемы. Сразу правильно поставить руки незрячему массажисту — это крайне важно. Со второго курса начинаются производственные практики. Сначала на базе техникума, а затем в медицинских организациях. Лечебные учреждения, которые предоставляют места для практики студентов-массажистов с нарушением зрения, затем могут пригласить их на работу. Преподаватели у нас требовательные, но спрашивают ровно то, что давали. Они считают, что незрячие массажисты должны быть высококвалифицированными, говорят, что каждый плохой незрячий массажист закрывает дорогу идущему за ним хорошему массажисту», — сказала Лана Березкина.
Об общежитии
Студенческого общежития у техникума нет. По словам Веры Кривенковой, учебное заведением много лет арендует места для иногородних студентов с инвалидностью по зрению в общежитии другого медицинского колледжа.
«Это общежитие находится от техникума неблизко. Студенты добираются до него на общественном транспорте или на социальном такси. Это трудность, но она преодолимая, тем более, что на работу незрячим молодым людям тоже надо будет ездить, к ежедневному передвижению по городу им необходимо привыкать», — сказала она.
Общежитие, по словам преподавателей, блочного типа. Блок состоит из двух небольших комнат, в каждой из них проживает по два студента. Туалет и душ рассчитаны на две комнаты. В общежитии недавно сделали ремонт, комнаты в нем комфортные для проживания.
«С этого года администрация общежития разрешила незрячим студентам проживать с собакой-проводником. Это большой успех. В техникум с собаками-проводниками студенты приходить могли, а вот в общежитие им до этого года проживать не разрешали», — сказала Вера Гвоздецкая.
Выпускник Павел Афанасьев окончил техникум 12 лет назад. Он приехал учиться в Санкт-Петербург из другого города, поэтому жил в общежитии. Уже тогда, по его словам, условия проживания были хорошими.
«Хотя добираться до общежития надо было около часа на общественном транспорте. В него мы ездили вместе с однокурсниками, весело общались всю дорогу, время пролетало незаметно. Проживание в общежитии для незрячего студента — хороший способ реабилитации. Ему надо самостоятельно передвигаться по городу, делать покупки, готовить еду, ухаживать за своей одеждой, живя дома с родителями, учиться все это делать у него нет необходимости», — сказал Павел Афанасьев.
О трудоустройстве
Во время обучения студенты проходят производственные практики, поэтому, по словам Веры Гвоздецкой, к выпуску владеют практическими навыками массажа и опытом общения с пациентами.
«90 процентов наших выпускников, включая тотально незрячих людей, трудоустраивается по специальности. Однако не все работодатели готовы приглашать на работу массажистов с нарушением зрения. Некоторых из них волнует, как незрячие специалисты будут, к примеру, заполнять документацию. Но если рабочее место массажиста оборудовано компьютерными устройствами, а сам массажист умеет ими пользоваться, то проблему можно решить. Если незрячий массажист хочет работать по специальности, то он это сделать сможет. Среди наших выпускников есть те, кто периодически меняет место работы, а есть те, кто трудится в одном медицинском учреждении двадцать пять лет», — сказала она.
Выпускник Павел Афанасьев после выпуска вернулся домой в Мурманскую область, по его словам, он быстро устроился там на работу.
«Я обратился в центр занятости, мне предложили вакансию массажиста в городской больнице. На тот момент в городе реализовывалась программа поддержки молодых специалистов, которым при трудоустройстве выплачивалось несколько окладов, я как раз попал под эту программу. Зарплата была небольшая, но можно было подработать в нерабочее время. Позже я переехал в Санкт-Петербург, сейчас работаю массажистом в детском хосписе», — сказал он.
По словам Веры Кривенковой, техникум старается помочь выпускникам в трудоустройстве.
«Мы работаем давно, многие медицинские учреждения обращаются к нам напрямую, когда у них появляется потребность взять на работу массажистов. У выпускников нашего техникума репутация отличных специалистов, мы стараемся работать так, чтобы поддерживать ее», — сказала она.