В числе старейших учебных заведений для людей с нарушением зрения в России — Курский музыкальный колледж-интернат слепых. О вступительных экзаменах, процессе обучения и карьерных перспективах порталу «Особый взгляд» рассказал его директор Коротких Михаил Николаевич.
Как поступить
В Курский музыкальный колледж-интернат для людей с нарушением зрения можно поступить после 9 или 11 классов средней школы или после 10 и 12 классов коррекционной школы для детей с нарушением зрения, рассказал Михаил Николаевич.
«Абитуриентов мы принимаем по результатам конкурса аттестатов и вступительных испытаний, во время которых необходимо продемонстрировать знания по основному предмету (игра на музыкальном инструменте или исполнение вокального произведения), а также сольфеджио. В идеале хочется, чтобы поступающие обладали базовыми умениями и знаниями в выбранном направлении обучения, если это не так, то мы проводим диагностику их природных музыкальных способностей, по результатам этой диагностики можем зачислить на обучение. Что касается документов, то абитуриенту понадобятся паспорт, справка МСЭ и аттестат о неполном или полном среднем образовании», — рассказал директор.
В колледж приезжают на обучение незрячие и слабовидящие люди из разных регионов России. Ограничений по возрасту для абитуриентов нет, поэтому среди студентов есть уже зрелые люди, хотя, по словам Михаила Николаевича, человеку в возрасте 50 лет учиться сложнее, чем сразу после окончания школы.
«В школе я занимался музыкой, играл в одной музыкальной группе на гитаре. Музыка мне нравилась, занимался я ей с удовольствием, поэтому выбрал профессию музыканта. Я решил, что Курский музыкальный колледж — идеальное место, где человек с плохим зрением может получить качественное музыкальное образование», — рассказал незрячий выпускник колледжа Дмитрий Тулик.
О поступлении рассказала и незрячая выпускница дирижерско-хорового отделения Мария Касаткина: «В девятом классе я закончила учиться в музыкальной школе по классу фортепиано, мой старший брат к тому времени уже учился в Курском музыкальном колледже. Мы с родителями решили, что я тоже буду поступать туда. На момент поступления в колледж мне было всего 15 лет — я была самым маленьким студентом колледжа».
Направления обучения
Тифлокомментарий: цветная фотография. Девушка с длинными темными волосами играет на коричневом пианино.
По словам Михаила Николаевича, обучение студентов с нарушением зрения осуществляется по трем направлениям: инструментально-исполнительском, вокальном и дирижерско-хоровом. Дополнительно они могут освоить компьютерную аранжировку или познакомиться с современными музыкальными направлениями.
В колледже созданы и работают три учебных творческих коллектива (оркестры народных и духовых инструментов, хор), джазовый инструментальный ансамбль, студенческие вокально-инструментальные ансамбли, студия эстрадного пения «Вояж», литературная студия «Свет сквозь тьму», студия прикладного творчества, клуб интеллектуальных игр и спортивные секции по шахматам, шашкам и легкой атлетике.
Процесс обучения
«Обычно вступительные испытания завершаются к двадцатым числам августа, до начала обучения остается дней десять. Абитуриенты, прошедшие испытания, домой не возвращаются, а остаются в колледже, изучают его пространство и адаптируются к новым условиям студенческой жизни», — рассказал директор.
Специалисты по реабилитации помогают незрячим и слабовидящим молодым людям выстраивать маршруты внутри и вокруг колледжа. Общежитие и учебный корпус соединены между собой крытым теплым переходом, по словам Михаила Николаевича, незрячие студенты без труда самостоятельно передвигаются по зданию. Общежитие работает постоянно, потому что некоторые учащиеся не имеют возможности уезжать домой даже на каникулы. Вот только питание студентов в период каникул не предусмотрено, в остальное же время они могут три раза в день бесплатно питаться в столовой.
«После завтрака у студентов начинаются занятия. В час дня они идут на обед, а затем продолжают заниматься примерно до пяти часов вечера. Вечером проходит работа внеаудиторных коллективов и самоподготовка», — рассказал Михаил Николаевич.
За каждым учащимся, по его словам, закреплен класс, где он может вечером заниматься самостоятельно. На время обучения всех студентов колледж обеспечивает необходимыми музыкальными инструментами.
Доступная среда
«Пространство колледжа и прилегающей к нему территории адаптировано для незрячих и слабовидящих людей. Передвигаться самостоятельно помогают тактильные плитки, перила, звуковые навигационные устройства», — сказал Михаил Николаевич.
Проблема доступности учебных материалов, по его словам, также решена: в колледже есть принтер, печатающий тексты шрифтом Брайля, есть своя нотная лаборатория, сотрудник которой помогает незрячим студентам переводить плоскопечатные ноты в удобный для них формат. Необходимые ноты, напечатанные шрифтом Брайля, найти непросто, но в колледже, по словам Михаила Николаевича, эту проблему решили.
Организации доступной среды в колледже способствует и наличие штатных социальных педагогов, которые всегда готовы помочь незрячим студентам в решении проблем. Социальный педагог, по словам Михаила Николаевича, может помочь учащимся с нарушением зрения оформить документы, сходить в банк, в магазин, выбрать одежду или обувь.
«В вопросах обучения ориентировке в пространстве незрячих студентов колледж сотрудничает и с другими организациями, к примеру, с программой ’’Особый взгляд’’ благотворительного фонда ’’Искусство, наука и спорт’’ и с Железногорским реабилитационным центром слепых», — продолжил Михаил Николаевич.
Сотрудники реабилитационного центра в Железногорске учат студентов Курского музыкального колледжа ориентироваться в пространстве при помощи тактильной трости, работать с электронными ресурсами, с компьютерами и с мобильными устройствами.
«Учиться в колледже мне нравилось, для меня все было ново, потому что я никогда не общалась с другими незрячими людьми (тем более в таком количестве). Вопреки очень плохому зрению, мы с братом учились в обычной деревенской школе. Со зрячими детьми. Учиться в колледже сложно не было: мне все легко давалось, с преподавателями тоже повезло. Вдали от родителей я познавала окружающий меня мир, практически на ощупь, маленькими шажками. Все было: и радость, и горе, и счастье, и разочарование. Несмотря ни на что, я очень люблю то время, которое я провела в Курском музыкальном колледже. Именно там я встретила замечательных людей, с которыми мы до сих пор дружим, именно в этой ’’школе жизни’’ я научилась быть преданной не только дружбе, но и делу», — добавила Мария Касаткина.
Трудоустройство
Тифлокомментарий: черно-белая фотография. Крупным планом руки молодого человека, играющего на скрипке.
«Большая часть наших выпускников после окончания колледжа продолжает обучение в вузах, чаще всего они поступают на факультеты по специальности колледжа, но иногда выбирают другое направление обучения, например, факультеты тифлопедагогики или психологии», — сказал Михаил Николаевич.
Работают выпускники колледжа, по его словам, в музыкальных школах, в школах искусств, в коррекционных и общеобразовательных школах, а также занимаются частной исполнительской и педагогической практикой.
В вопросах трудоустройства колледж сотрудничает с некоммерческими организациями. Так, при поддержке благотворительного фонда «Я верю» он реализует проект «Первая ступень», в рамках которого в коррекционных школах организуются музыкальные занятия и закупается оборудование, а незрячие выпускники трудоустраиваются учителями музыки.
Среди выпускников Курского музыкального колледжа немало заслуженных работников культуры и искусства, руководителей музыкальных коллективов и председателей местных организаций ВОС.
К примеру, Дмитрий Тулик преподает игру на гитаре в музыкальной школе, а в свободное время занимается частной практикой, а Юлия Дьякова, получившая базовое музыкальное образование в Курском музыкальном колледже, участвует в столичных программах «Музыка в метро» и «Уличный музыкант».
«В колледже я до конца не доучилась, по семейным обстоятельствам мне пришлось вернуться в родной город и заканчивать обучение там, затем я поступила в МГУ и в Институт современного искусства, но базовые знания по музыке, в том числе Брайлевской нотной системы, я получила именно в Курске. Конечно, там созданы все условия для обучения незрячих людей музыке, есть много сильных преподавателей, благодаря которым можно получить хорошее музыкальное образование», — рассказала Юлия.