Поступление в университет — дело непростое. При выборе будущей специальности молодой человек с нарушением зрения должен учитывать доступность профессии и перспективы трудоустройства. В России есть учебные заведения с богатым опытом обучения студентов с нарушением зрения. Корреспондент «Особого взгляда» Елена Федосеева рассказывает об одном из таких — о Российской государственной специализированной академии искусств, где уже тридцать лет обучают музыкантов, художников и артистов с ОВЗ.
Тифлокомментарий: цветная фотография. Ясный летний день. Входная группа здания из красного кирпича. Часть фасада выступает вперед, образуя портик с четырьмя круглыми колоннами и надписью: «Российская государственная специализированная академия искусств». Перед входом выложена желтая тактильная плитка. На огороженной площадке слева стоит велосипед.
Обратная инклюзия
Российская государственная специализированная академия искусств — по-настоящему инклюзивное образовательное учреждение. В группах обучаются как студенты без физических ограничений, так и те, у кого нарушены функции слуха, зрения или опорно-двигательного аппарата. Образовательные программы для всех учащихся одни, но для каждого из них в индивидуальном порядке подбираются технические средства, помогающие усвоить материал. Незрячие студенты, к примеру, пользуются устройствами для аудиозаписи лекций, материалами, напечатанными шрифтом Брайля, компьютерами с установленными на них программами экранного доступа.
В академии организована доступная среда, однако есть, по мнению Юлии Павловны, и сложности. Первая связана с доступностью нот, напечатанных шрифтом Брайля: такие ноты печатают мало и чаще всего не те, которые требуются студентам. Эту проблему в академии стараются решить при помощи специальных компьютерных программ и принтеров, печатающих тексты шрифтом Брайля. Вторая же сложность связана с объемами книг, напечатанных рельефно-точечным шрифтом. Большое число таких изданий не сможет вместить ни одна вузовская библиотека.
Доступная среда академии связана и с наличием в ней социальных работников. Перед многими незрячими первокурсниками, особенно если они приезжают в Москву из других городов, встает ряд трудностей. Им приходится учиться ориентироваться в новом здании, изучать маршрут от академии до общежития и до необходимых им магазинов. По этой причине в академии есть штатный тьютор, который всегда готов прийти на помощь.
«Тьютор у нас незрячий, это наша выпускница Елена Кухаренко. Принимая ее на работу, мы испытывали сомнения, сможет ли она, будучи незрячим человеком, помогать студентам без зрения, но оказалось, что все сомнения напрасны. Лена знает, что важно показать первокурсникам с инвалидностью по зрению и как правильно это сделать. Она водит их по классам, знакомит с обстановкой и устройством академии, объясняет, как найти нужную аудиторию, где можно позаниматься самостоятельно», — пояснила Юлия Павловна Антонова.
Осознанное решение
Приходя в вуз, незрячий человек принимает решение осознанно. Ведь выбор творческой профессии зачастую происходит не в момент поступления в высшее учебное заведение, а гораздо раньше — иногда в совсем юном возрасте. Начиная заниматься музыкой, ребенок демонстрирует хорошие способности, поступает в музыкальную школу, затем — в училище, а потом — в вуз. В РГСАИ стараются придерживаться этой традиционной системы, хотя наличие средне-профессионального музыкального образования не является обязательным требованием. Важен уровень знаний.
Иногда бывает, что человек учился в музыкальной школе, поступил в училище, но не окончил его или вообще не завершил обучение в музыкальной школе, хотя при этом он обладает хорошими музыкальными данными и желанием получить профессиональное образование. В таком случае преподаватели могут порекомендовать абитуриенту позаниматься на подготовительных курсах при академии.
Успешное трудоустройство выпускников любого творческого вуза зависит от многих факторов — от таланта до усердия, настойчивости и желания проявить себя. Однако выпускники музыкального факультета РГСАИ трудоустраиваются в 90% случаев.
«На мой взгляд, это связано с тем, что человек с инвалидностью, получая творческое образование, затрачивает очень много эмоциональных и физических усилий, какой бы простой ни казалась специальность музыканта, хлеб это тяжелый, а для незрячего человека — особенно. А когда студент тратит огромное количество эмоциональных и физических сил на получение профессии, он будет делать все, чтобы эти усилия не оказались напрасными», — предположила Юлия Павловна.
Незрячие и слабовидящие выпускники академии становятся преподавателями в музыкальных школах, участниками оркестров и различных музыкальных коллективов, учителями музыки в спецшколах. Кто-то из них выбирает концертный путь — гастролирует, консультирует начинающих музыкантов.
Тифлокомментарий: цветная фотография. На темной фоне — фрагмент коричневого корпуса скрипки. Изгиб верхней деки со струнами и эфом — резонаторным отверстием в форме латинской буквы «эф».
Личный опыт
О своем опыте обучения и трудоустройства рассказали незрячие выпускники музыкального факультета РГСАИ.
Елена Кухаренко, Егорьевск (Московская область)
«Я узнала о Российской государственной специализированной академии искусств еще в то время, когда училась в Курском музыкальном колледже. Помимо возможности продолжить музыкальное образование, академия меня привлекла и своей доступностью, поэтому после окончания колледжа я решила поступать именно в нее.
Поступив на музыкальный факультет, я попала в класс прекрасного преподавателя Юлии Павловны. Она отличный специалист и очень хороший человек, который во многом помог мне и в обучении, и в жизни. В академии продолжилась и моя социализация.
Я поехала в Курск, когда мне было 17 лет, и с этого времени жила самостоятельно, без какой-либо помощи со стороны зрячих родственников. В Москве я жила в студенческом общежитии, которое находится в пятнадцати минутах ходьбы от академии. В общежитии мы жили совместно со зрячими студентами другого вуза, с ними надо было общаться, находить пути взаимодействия.
По дороге от общежития до академии мне тоже приходилось регулярно сталкиваться с новыми людьми, которые подходили и спрашивали, нужна ли помощь. Да и сама жизнь студентов творческого вуза, шумная и веселая, способна помочь социализироваться даже самому застенчивому студенту.
Мы регулярно ходили на концерты и спектакли, участвовали в мероприятиях академии, выезжали на конкурсы в другие города и даже страны. А главным местом сбора студентов и преподавателей, конечно, была столовая. В академии говорят: «Если нет студента, ищи его в столовой; если нет преподавателя, ищи его там же».
Стать более независимой и самостоятельной мне помогла и педагогическая практика, которой я начала заниматься в Курске, а продолжила в Москве. Не все ученики были готовы приезжать ко мне, поэтому мне нередко надо было ездить к ним, изучать новые маршруты, пользоваться разными видами транспорта.
Кроме этого, после окончания академии я некоторое время работала гидом в проекте «Прогулки в темноте». Я пошла туда работать, так как хотела научиться находить контакт с разными людьми, быть всегда яркой и интересной, развить ораторское искусство. Работая там, я окончательно утвердилась в решении получить психологическое образование и поступила учиться на психолога. А через некоторое время я вернулась в академию уже как тьютор, помогающий незрячим студентам решить самые разные задачи: выучить маршрут от вуза до общежития, разобрать ноты, напечатанные шрифтом Брайля, понять и освоить теоретический материал занятий.
Правда, сейчас я нахожусь в отпуске по уходу за детьми, поэтому тьютором временно не работаю. Дома продолжаю заниматься с учениками. Некоторые из них приходят ко мне, с другими мы связываемся дистанционно любым удобным для них способом. А еще я веду канал на YouTube, где делюсь своими знаниями в области теории музыки, показываю, как можно подобрать известную мелодию или придумать к ней красивую аранжировку«.
Александра Скоробогатова, Балаково (Саратовская область)
«Я поехала в Москву поступать в академию, наверное, из-за того, что туда поступили многие мои друзья. Музыку я люблю, но учиться оказалось трудно. Каждый год я надеялась, что смогу полюбить весь этот образовательный процесс, но в итоге на четвертом курсе я не выдержала и ушла — сначала на год, а потом и окончательно. Мне хотелось разобраться в себе и принять окончательное решение: доучиться в академии или перевестись в другое учебное заведение. Но вариантам этим было не суждено сбыться — во время академического отпуска я встретила будущего мужа, ради которого осталась в родном городе. Вскоре мы поженились и родили сына, и сегодня моя основная работа — быть мамой.
Конечно, четыре года обучения в академии не прошли даром: я стала более самостоятельной, уверенной в себе, усовершенствовала свои навыки использования тактильной трости, получила знания в области выбранной специальности. А еще я брала факультативы, что пригодилось мне даже больше, чем занятия по специальности.
После перерыва в занятиях музыкой я вернулась к любимому делу — к свободному творчеству, что меня вполне удовлетворяет. Иногда я подрабатываю сочинением музыки, записями фонограмм. Делаю я это для местной организации ВОС, поэтому беру за свою работу небольшую плату.
Я также стараюсь активно развивать местную самодеятельность: организовала и руковожу небольшим музыкальным коллективом. Конечно, сольно тоже играю, стараюсь не забывать, не терять технику. Иногда даю частные уроки, по возможности стараюсь заниматься с ребятами теорией музыки для того, чтобы они понимали: музыка — это больше, чем четыре аккорда».
Иван Черенев, Москва
«Я хотел учиться на факультете звукорежиссуры, вуз мне был не так важен. Я допускал возможность получить желаемую специальность как в специализированном образовательном заведении, так и в любом другом. Но в вузах, куда я обращался за консультацией перед поступлением, меня спрашивали: «Как вы, незрячий человек, будете учиться на звукорежиссера? Зачем? Почему?»
В одних вузах мне говорили, что у них нет программ по работе с людьми с инвалидностью, в других объясняли, что звукорежиссура как специальность не приспособлена для незрячих людей. Сейчас я мог бы легко опровергнуть эти заявления, но в то время мне нечего было возразить на них. И я подумал, что в специализированном вузе, где преподаватели понимают специфику работы с незрячими студентами, мне будет проще получить желаемую профессию. Так что вуз я выбрал из-за пометки «специализированный», и хотя изначально обращать внимание на такую пометку мне не хотелось, на тот момент это было то, что нужно.
Спецвуз — это комьюнити ребят с инвалидностью, которые готовы помогать и поддерживать друг друга. Они могут подсказать, где найти материалы для учебы и как решить бытовые задачи. И это то, что помогает процессу социализации незрячего человека. Лично у меня социализация началась в Курском музыкальном колледже, но до конца самостоятельным я там не стал. На момент обучения в Курске у меня были проблемы, связанные с осознанием себя: я стеснялся использовать тактильную трость и пользоваться другими атрибутами незрячего человека.
В академии я достаточно быстро понял, что использование белой трости — это свобода, которой у меня не было. Когда я это осознал, начал активно учиться использовать тактильную трость при передвижении. А когда интернет стал более или менее доступен, я стал осваивать компьютерные технологии, в том числе те, которые помогают людям без зрения самостоятельно передвигаться.
Еще мне было важно научиться общаться, потому что с подросткового возраста с этим у меня были большие проблемы. Решать я их начал в колледже, но в большей степени — именно в академии. Рядом со мной были люди с такими же физическими ограничениями, как и у меня, и я мог общаться с ними и набираться у них опыта.
В академии учились и люди без каких-либо нарушений здоровья, так что мне приходилось общаться и с ними. Раньше мне казалось, что зрячий человек имеет больше шансов стать профессионалом, что он на голову выше незрячего человека, но в академии, получив опыт общения со студентами без инвалидности, я понял, что твой профессионализм не зависит от состояния твоего тела. Ты не хуже других и многое можешь делать даже лучше тех, у кого хорошее зрение.
Если говорить об образовании, то в академии я получил неплохую базу, хотя на тот момент вуз не обладал таким хорошим ресурсом преподавательского состава, который есть в настоящее время. Мне кажется, если бы я учился сейчас, то получил гораздо больше полезных навыков и знаний. На момент моего обучения многую информацию надо было выспрашивать у преподавателя. И это тоже неплохо — понимаешь, насколько тебе эти знания нужны.
При трудоустройстве знаний мне не хватило, но в академии был задан нужный импульс и для работы, и для дальнейшего самообразования. Академия не могла дать мне всю информацию, но она научила меня искать ее.
С трудоустройством, я считаю, мне повезло: я достаточно быстро устроился на работу по своей специальности. Правда, окончил я академию с дипломом «музыкальная звукорежиссура», а работать начал на радио, а именно — на «Радио ВОС». До этого у меня была попытка трудоустройства в библиотеку для слепых на Проспекте Мира, но в самый неподходящий момент вакансия была закрыта».
«Такой вариант смешанных групп нам кажется правильным. Это особый подход нашей академии к инклюзивному образованию. В обычной ситуации люди с инвалидностью включаются в коллектив учащихся без физических ограничений, а мы, наоборот, включаем студентов без физических ограничений в коллектив людей с инвалидностью, в доступную для них среду. Происходит процесс, который мы определяем как „обратную инклюзию“. Люди знакомятся друг с другом, привыкают жить вместе. Говорят, что общество не готово к принятию людей с инвалидностью, но наши студенты без физических ограничений, заканчивая академию, полностью к этому готовы. Они всегда рады помочь человеку с инвалидностью, оказать ему внимание», — рассказала Юлия Павловна Антонова, декан музыкального факультета.