Non scholae, sed vitae discimus — девиз Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». С латинского языка его можно перевести, как «учимся не для школы, а для жизни».
Этому девизу студенты Вышки следуют с удовольствием, ведь в университете созданы все условия для того, чтобы они могли не только получать знания, но и свободно мыслить, развиваться и создавать уникальные проекты. В ВШЭ также успешно реализован принцип инклюзивного образования — доступ к базе знаний должен быть у каждого, считают в университете.
О вузе
Студенты Вышки обучаются по нескольким направлениям: экономика, управление, математика, информационные технологии, физика, инженерные, социальные и гуманитарные науки. Учебное заведение занимает первое место в России по числу принимаемых абитуриентов и количеству обучающихся студентов, в том числе иностранных граждан.
Это первый вуз страны, который перешел от системы семестров к системе модулей (в одном учебном году четыре модуля, между которыми промежуточные экзамены). Одновременно с модулями в вузе действует система major-minor, где major — комплекс основных дисциплин, а minor — дополнительные предметы, которые студент выбирает сам.
Такой подход, по мнению преподавательского состава университета, дает возможность учащимся лучше готовиться к сдаче базового материала, а также свободно работать над развитием собственных проектов.
Оценки за сданные курсы выставляются в электронную зачетку по десятибалльной шкале, которая соответствует международной системе ACTSS. Количество баллов, полученных студентами, формирует академический рейтинг: он не только показывает общую успеваемость, но и влияет на размер стипендии, дает скидку на обучение, возможность участвовать в международных стажировках, изучать дополнительные иностранные языки и многое другое.
Тифлокомментарий: цветная фотография. В концертном зале со светлыми стенами полумрак. Танцевальная площадка заполнена молодежью. Многие из них держат руки над головой.
В настоящее время в Высшей школе экономики на 11 факультетах 32 студента с глубоким нарушением зрения.
«Ограничений по выбору факультета для абитуриентов с инвалидностью по зрению нет. Есть факультеты, которые более востребованы и интересны студентам с особенностями зрения, к примеру, факультет гуманитарных наук», — сказал директор по развитию студенческого потенциала НИУ ВШЭ Здоровцев Павел Александрович.
Вступительные испытания
По словам Павла Александровича, при поступлении в НИУ ВШЭ абитуриентов с инвалидностью по зрению учитывается количество баллов, набранных ими при сдаче ЕГЭ. Кроме того, они могут сдать вступительные испытания, которые проводит сам университет.
Как именно будет проходить процесс поступления абитуриента с нарушением зрения, решает приемная комиссия университета. Она руководствуется медицинскими документами и физическими возможностями будущего студента.
Во время сдачи вступительных испытаний при необходимости используются технические средства и помощь консультанта, также абитуриенту могут увеличить время сдачи экзамена.
«Подробную информацию о поступлении в университет можно найти на сайте приемной комиссии, там же есть контакты коллег из приемной комиссии, которые проконсультируют и ответят на все вопросы абитуриента», — сказал Павел Александрович.
По словам незрячей выпускницы ВШЭ Алены Зирко, во время обучения в Новосибирском государственном университете она узнала о том, что можно принять участие в олимпиаде, по результатам которой поступить в Высшую школу экономики.
«Я узнала, что в Вышке есть интересные для меня направления обучения и решила попробовать поступить туда и развить навыки психолога-консультанта. К тому же несколько моих знакомых уже учились в Высшей школе экономики и очень хорошо отзывались об этом вузе», — добавила она.
У Алены был опыт взаимодействия с разными учебными заведениями, далеко не все из них были готовы к обучению незрячего студента, поэтому перед олимпиадой она связалась с администрацией Вышки.
«В телефонном разговоре я объяснила, что у меня есть инвалидность по зрению и предложила несколько вариантов своего участия в олимпиаде. Я предложила прийти со своим ноутбуком, или принести флешку с программой экранного доступа, или дать мне возможность воспользоваться помощью зрячего ассистента при работе с заданиями олимпиады. Через некоторое время мне перезвонили из Вышки и разрешили прийти на олимпиаду с флешкой с записанным на ней скринридером. По результатам олимпиады я поступила в Высшую школу экономики на факультет психологии, которой я занималась в Новосибирском университете», — сказала Алена Зирко.
В учебном офисе Алене предлагали при необходимости обращаться за помощью, но процесс обучения трудностей у нее не вызывал. Наиболее сложные предметы она прошла в университете в Новосибирске, а в Вышке изучала блок теоретических дисциплин.
Единственными темами, недоступными для незрячих студентов, Алена посчитала предметы, связанные с невербальной коммуникацией.
«Госэкзамены мы сдавали на компьютере, и я переживала о том, смогу ли технически это сделать. Но сотрудники учебного офиса помогли мне справиться с задачей. Ассистент читал задания и вписывал мои ответы в программу компьютера. Мне даже увеличили время сдачи госэкзамена», — сказала Алена.
Тифлокомментарий: цветная фотография. Несколько выпускниц в черных квадратных магистерских шапочках стоят в ряд друг за другом. На переднем плане девушка с яркими красными прядями.
Процесс обучения
В Высшей школе экономики реализован принцип инклюзивного образования: студенты с инвалидностью учатся вместе со студентами без физических ограничений.
«Незрячих ребят мы стараемся интегрировать в обычный образовательный процесс. По запросу обеспечиваем их техническими средствами, необходимыми им в период обучения. Кроме того, каждый из них получает помощь учебного консультанта, в роли которого выступает студент старшего курса той же образовательной программы. Учебный консультант помогает незрячему студенту осваивать материал, готовиться к занятиям, решать проблемы, возникающие в процессе обучения», — рассказал Павел Александрович.
Студент с нарушением зрения может попросить адаптировать для него учебный материал: например, распечатать его шрифтом Брайля или записать к нему аудиокомментарий.
Адаптироваться к учебному процессу каждому новому незрячему студенту помогает менеджер по развитию инклюзивной среды. Он узнает, какие условия необходимы студенту для того, чтобы чувствовать себя комфортно в университете, и находит возможности их создания.
«Важно не обобщать потребности студентов с инвалидностью: кому-то ничего не нужно, кроме дополнительного времени при сдаче экзаменов, другому необходимо адаптировать учебные материалы или сделать аудиокомментарии к онлайн-курсу. И наша задача — адаптировать учебную программу таким образом, чтобы среда Вышки была комфортна для всех студентов», — сказал Павел Александрович.
Говоря об инклюзивной среде, Павел Александрович обращает внимание: его студенты не оцениваются по критерию «зрячий или незрячий», оценке подвергаются только их знания. При этом отношения между учащимися и преподавателями основываются на равноправии и взаимоуважении.
В качестве примера Павел Александрович приводит случай, когда преподаватель французского языка выучил шрифт Брайля для того, чтобы проверять письменные работы своей незрячей студентки.
«В Вышке преподаватели не делали поблажек, но были готовы создавать специальные условия. С однокурсниками и — особенно — с одногруппниками проблем не было. И я коммуникабельная, и на моем курсе было много интересных открытых ребят, так что мы проводили вместе много времени и готовились к экзаменам. Особенно сближает общежитие, походы друг к другу в гости», — рассказала незрячая выпускница факультета гуманитарных наук Оксана Осадчая.
Доступная среда
В Москве у ВШЭ несколько десятков учебных зданий, в восьми из них обучаются студенты с инвалидностью по зрению. Они, по словам Павла Александровича, оснащены специальной навигацией с тактильными направляющими и надписями шрифтом Брайля.
«Опять же, если студенты просят дополнительно адаптировать для них то или иное пространство, мы стараемся это делать. Например, незрячие студенты нашего загородного учебного центра в Вороново попросили промаркировать шрифтом Брайля номера комнат, мы, конечно, выполнили их просьбу», — добавил он.
Общежитие
Больше половины студентов НИУ ВШЭ — иногородние. У университета есть общежития, но мест в них меньше, чем требуется. Все студенты с инвалидностью, как говорит Павел Александрович, проживают в общежитии на бесплатной основе. Если молодым людям с нарушением зрения необходима помощь в освоении маршрута, им помогают учебные консультанты. Кроме того, в общежитиях есть социальные педагоги, к которым незрячие студенты в любое время могут обратиться за помощью.
Тифлокомментарий: цветная фотография. Белое здание в классическом стиле с башенкой и балконом, богато украшенное декоративными элементами. Парни и девушки в черных магистерских мантиях стоят у балюстрады, размахивают академическими шапочками, широко улыбаются.
Трудоустройство выпускников
Особых сложностей с трудоустройством выпускников НИУ ВШЭ, в том числе незрячих, по словам Павла Александровича, нет.
«Я работаю по специальности с третьего курса. Это связано с моей деятельностью в университете. Когда мы с моим научным руководителем разрабатывали брайлевские обозначения для букв древнерусских и старославянских текстов, про нашу деятельность узнали в Отделе инклюзивных проектов Центра педагогического мастерства и предложили мне работать сначала по ГПХ, а потом и на постоянной основе», — сказала Оксана Осадчая.
В Высшей школе экономики есть инструменты, которые помогают студентам еще на этапе обучения продумывать пути своего трудоустройства и карьерного роста. Они проходят стажировки и практики в различных компаниях, получают карьерные консультации ведущих специалистов рынка труда, участвуют в деловых тренингах и мастер-классах.
Для студентов с инвалидностью в НИУ ВШЭ существуют особые программы профориентации, в том числе реализуемые совместно с организациями и благотворительными фондами.
«Во время обучения в Вышке я старалась волонтерить, проходила стажировки в разных компаниях, в том числе на телефоне доверия, где работаю сейчас. Мой путь трудоустройства успешный, и я очень благодарна тем, кто помогал и поддерживал меня. К примеру, когда мне надо было завершить кандидатскую диссертацию, но не хватало времени, меня оформили на работу в лабораторию когнитивной психологии — в течение полутора лет я продолжала жить в общежитии и готовиться к защите. А недавно мне предложили работать в Высшей школе экономики уже в качестве преподавателя, и с этого семестра я начала преподавательскую деятельность. Я очень рада, что могу быть полезной своей магистерской программе, своим преподавателям, своему университету», — сказала Алена Зирко.
Читайте также:
Куда пойти учиться: факультет информационных технологий МГППУ
Куда пойти учиться: Российская государственная специализированная академия искусств в Москве