Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена в Санкт-Петербурге — один из ведущих педагогических вузов России. В его структуру входит множество институтов и факультетов, позволяющих абитуриентам выбрать именно то направление деятельности, которое позволит им профессионально реализоваться в будущем.
Обучение студентов с инвалидностью по зрению — обычная практика для университета, и с каждым годом в этот процесс вовлекаются новые технологии и успешные решения.
О том, как проходит обучение незрячих и слабовидящих студентов в РГПУ им. А.И. Герцена, «Особому взгляду» рассказал Владимир Валерьевич Казанкин, советник при ректорате по работе с общественными организациями инвалидов и инклюзивными студенческими сообществами аппарата ректора.
Тифлокомментарий: цветная фотография. В сквере перед главным корпусом РГПУ им. А. И. Герцена стоит бронзовый памятник Константину Дмитриевичу Ушинскому — русскому ученому, педагогу и писателю. Он изображен стоя, со скрещенными сзади руками и вдумчивым взглядом. У него густые волосы до середины шеи и окладистая борода. На прямоугольном постаменте из серого гранита темная надпись: «К. Д. Ушинский.
— Какие направления обучения чаще всего выбирают незрячие и слабовидящие абитуриенты?
— Каждый год число абитуриентов с нарушением зрения разное, но обычно университет принимает на обучение от семи и выше незрячих и слабовидящих человек.
Особой популярностью среди абитуриентов с нарушением зрения давно пользуются институт дефектологического образования и реабилитации, институт музыки, театра и хореографии, институт истории и социальных наук, институт психологии, юридический факультет, а сегодня еще институты информационных технологий и технологического образования и педагогики.
Я тоже заканчивал РГПУ им. А.И. Герцена будучи человеком с инвалидностью по зрению, поэтому в рамках своей работы мне нередко приходится консультировать перед поступлением незрячих абитуриентов и их родителей.
Есть молодые люди, которые хорошо понимают, чему именно они хотят научиться в университете, но есть и те, кто не знает, зачем они собираются сдавать вступительные испытания, а зачастую просто следуют решению своей семьи.
Отдельные родители абитуриентов с нарушением зрения уверены, что их незрячий ребенок должен быть только юристом или только музыкантом, и не интересуются его желанием развиваться в других направлениях профессиональной деятельности. В таком случае мотивация к обучению и к дальнейшему трудоустройству по профессии у него будет, скорее всего, снижена.
Другая проблема, с которой приходится сталкиваться при работе со студентами с инвалидностью по зрению — это низкий уровень социально-бытовой реабилитации. Далеко не все могут самостоятельно передвигаться в пространстве и решать бытовые задачи, в университете, между тем, обучать этому не должны. Конечно, нам приходится решать и эти проблемы, иногда мы не знаем заранее, какого они уровня сложности.
С незрячими и слабовидящими абитуриентами, проживающими в Санкт-Петербурге, нам удается заранее встретиться, а вот с теми, кто связывается с нами по телефону или с помощью электронных средств связи, мы знакомимся, можно сказать, заочно. Если бы со всеми молодыми людьми с инвалидностью по зрению, планирующими поступление в РГПУ им. А.И. Герцена, нам удавалось встретиться, мы бы понимали уровень их социально-бытовой реабилитации и были бы готовы к ликвидации возможных проблем.
— Как проходят вступительные испытания для абитуриентов с нарушением зрения?
— Вступительные испытания для абитуриентов с инвалидностью по зрению проходят согласно федеральным правилам поступления людей с инвалидностью в высшие учебные заведения. В настоящее время в этом вопросе права незрячих и слабовидящих людей не ущемлены, они имеют гораздо больше вариантов зачисления в вуз, нежели их коллеги без инвалидности.
Абитуриенты с инвалидностью по зрению приходят к нам и после школы, и после колледжа. Согласно правилам приема, лица, имеющие инвалидность, в том числе и по зрению, могут на выбор сдавать ЕГЭ, вступительные испытания или профильный экзамен. В случае, если баллы ЕГЭ не устраивают абитуриента, он может сдать вступительные испытания в вузе, в зачет ему пойдет более высокий балл. Этим правом обладают только абитуриенты с инвалидностью. При условии успешной сдачи вступительных испытаний абитуриенты с инвалидностью имеют право на поступление на специально квотированные бюджетные места и преимущество на зачисление при одинаковых баллах с другими абитуриентами.
— Как реализуется принцип инклюзивного обучения и доступной среды в вузе?
— В университете инклюзивные группы студентов, то есть молодые люди с нарушением зрения, обучаются в группах студентов без инвалидности и студентов с инвалидностью других нозологий. Общение, взаимодействие между ними — процессы двусторонние. Сами незрячие студенты должны быть готовы к общению и взаимодействию с одногруппниками.
Когда я потерял зрение, то осознал, что люди без меня смогут прожить, а я без них прожить не смогу, поэтому сам должен идти на контакт.
К примеру, некоторые студенты с инвалидностью по зрению приходят на занятия с мамами или бабушками, тем самым как бы выстраивают коммуникационную преграду между собой и одногруппниками. Но это их выбор.
Студенты без инвалидности рады идти на контакт, общаться и при необходимости оказывать помощь незрячим ребятам. Специальные тренинги для них на тему взаимодействия с людьми с инвалидностью мы не проводим, но сейчас много информации об этом в интернете, при желании ее легко можно найти.
Что касается доступной среды, то она в университете реализована в полной мере. У незрячих студентов есть возможность получать учебные материалы в адаптированной форме: к примеру, если студенту необходимо работать с текстами, напечатанными шрифтом Брайля, их можно распечатать при помощи университетского принтера Брайля.
В Фундаментальной библиотеке и в структурных подразделениях вуза есть специально оборудованные места для учащихся с нарушением зрения, включающие в себя компьютер с программой экранного доступа и дисплей Брайля. Для студентов с инвалидностью доступен индивидуальный план обучения, который разрабатывается специалистами реабилитационно-образовательного центра «Инклюзия». Специалисты этого центра всегда готовы помочь студентам с инвалидностью в решении учебных и бытовых проблем.
Незрячим иногородним студентам предоставляется общежитие. Жилые корпуса могут находиться далеко от учебных, в этом случае им необходимо добираться до общежития самостоятельно.
В Санкт-Петербурге активно реализуется проект «Говорящий город», благодаря которому жизнь незрячего человека становится комфортнее. И, конечно же, неоценима помощь студентов-волонтеров. Я полагаю, что в вузе для студентов с инвалидностью должны создаваться условия, которые помогут им интегрироваться в общество, а не будут препятствовать этому. «Тепличные» условия, созданные в некоторых специализированных образовательных организациях, не способствуют развитию самостоятельности незрячих людей. А между тем, выпускники вузов с инвалидностью — это специалисты, которые будут выходить на рынок труда и пытаться занять или, можно сказать, отвоевать свое место под солнцем.
Тифлокомментарий: цветная фотография. Актовый зал с бежевыми стенами и колоннами заполнен выпускниками в черных квадратных академических шапочках и черных магистерских мантиях с красными треугольными воротниками. Они сидят в красных бархатных креслах, куда-то с вниманием смотрят.
— Удается ли незрячим выпускникам найти работу?
— Удается, но все зависит от самих незрячих людей — от их профессиональных навыков, самостоятельности, готовности идти на контакт с людьми. Не так давно ко мне обратились с просьбой найти соискателя с инвалидностью по зрению для работы в одном из музеев Санкт-Петербурга. И я, к сожалению, не смог этого сделать. Многие незрячие старшекурсники отказались от этого предложения, ссылаясь на разные причины. Не всегда обучение человека в вузе говорит о том, что он хочет найти работу и быть востребованным специалистом. Те, кто хочет работать, ищут возможности и, как правило, находят их; те, кто не хочет работать, находят причины не делать этого.
Человек с нарушением зрения с мотивацией к трудоустройству будет соглашаться на любую работу, чтобы доказать свою востребованность и значимость. А ведь есть незрячие люди, которые получают высшее образование ради интереса, и после получения диплома решают немного отдохнуть, подумать о том, где хотелось бы работать, потому что родители им помогают, пенсия есть и потребности в деньгах они не испытывают.
Если говорить о положительных примерах трудоустройства незрячих выпускников РГПУ им. А.И. Герцена, то можно назвать, к примеру, меня и моего коллегу Захарова Виктора Витальевича. Мы оба закончили этот вуз и успешно трудоустроены. Виктор Витальевич стал первым незрячим человеком, который получил в университете инженерную специальность и начал работать сначала техником, а потом инженером. У нас была мотивация на обучение и дальнейшее трудоустройство. Приехав в Санкт-Петербург из других городов в 2014 году, мы жили в общежитии, ездили на пары сначала при помощи студентов-волонтеров. Во время обучения были открыты к общению с одногруппниками. Я практически сразу начал участвовать в студенческом самоуправлении, что в дальнейшем помогло мне стать штатным сотрудником.