Страх общественного транспорта: опыт преподавателя и незрячих пассажиров

Прослушать публикацию
Тифлокомментарий: цветная фотография. На просторной остановке общественного транспорта сидит молодой брюнет с бородой в темных очках. Он одет в джинсы и свободную джинсовую рубашку, красную футболку и белые кроссовки. Левой рукой он придерживает белую трость, в правой держит смартфон, что-то наговаривает. За его спиной сквозь стеклянный фасад остановки видны административные здания.

Умение незрячего человека самостоятельно пользоваться общественным транспортом трудно недооценить. Оно позволяет ему свободно передвигаться на большие расстояния, дает чувство уверенности в собственных силах и ощущение независимости при выборе решений. Однако для многих людей с нарушением зрения мысль о самостоятельном передвижении в автобусе, поезде или в метро связана с разного рода страхами.

О том, как побороть страх и начать пользоваться общественным транспортом, рассказывают преподаватель Центра реабилитации слепых в Волоколамске Татьяна Усачева и незрячие пассажиры.

Зачем незрячему человеку общественный транспорт

«Общественный транспорт нужен незрячим людям для того же, зачем он необходим людям зрячим. Он нужен им для того, чтобы быстрее добраться до места, расширить диапазон своих возможностей. Кроме того, люди с хорошим зрением могут без проблем пройти пространства, неудобные для передвижения незрячих пешеходов, например, широкие площади. Незрячему человеку иногда удобно такие участки проехать на общественном транспорте», — считает Татьяна Усачева.

Находясь на обучении в Твери, Татьяна ездила в магазин на автобусе, хотя путь до него пешком у человека без нарушения зрения занимал меньше времени. Но маршрут на автобусе для Татьяны был безопасней и удобней, к тому же позволял ей быть самостоятельной, и она выбрала именно его.

Незрячая москвичка Евгения Лагунина, вспоминая причины, по которым она начала самостоятельно пользоваться метро, говорит: «Мне хотелось быть независимой и все делать самой. Когда я училась в выпускном классе школы, я начала посещать подготовительные курсы университета, куда планировала поступать, а для этого надо было пользоваться метро. Изучив маршрут от школы до университета, я стала самостоятельно преодолевать его. Тогда у меня был небольшой остаток зрения, который позволял мне ориентироваться по лампочкам на станциях, но я все равно использовала белую трость. Постепенно зрение пропало совсем, но ездить самостоятельно я не перестала».

Незрячий житель Владивостока Дмитрий Качура говорит, что начал ездить на городских автобусах по причине экономии. «Надо добираться на работу или в гости, а часто пользоваться такси все-таки дорого, на автобусе ездить гораздо дешевле», — замечает он.

Тифлокомментарий: цветная фотография. По тротуару вдоль трамвайной остановки идет молодой человек в серых брюках и бежевых туфлях. Он движется по тактильной линии из камня серого цвета, исследует дорогу перед собой с помощью белой трости. Справа от него стоит красный трамвай, слева тянутся здания.

Как научиться пользоваться общественным транспортом

«Незрячему человеку самостоятельно пользоваться автобусами, троллейбусами, трамваями и метро возможно. Для начала ему надо принять свою инвалидность, взять в руки белую трость и получить как можно больше информации об общественном транспорте, начинать изучать его по макетам, по рельефным рисункам и по описаниям знакомых», — говорит Татьяна Усачева.

Дмитрий Качура соглашается с этим: «Хорошо иметь представление о том, как устроены автобусы. В нашем городе курсируют маршрутные автобусы разных моделей, и я знаю, как в каждом из них устроен салон. Например, подъезжает автобус к остановке, я при помощи белой трости определяю дверь и количество ступенек, уже по этому количеству ступенек понимаю, какая модель транспортного средства передо мной, как расположены в ней кресла и поручни. Необходимо представлять, как выглядит остановка общественного транспорта, где именно останавливается тот или иной маршрут автобуса. Изучать все это сначала мне помогали сопровождающие меня родственники, а также я сам уточнял необходимые мне подробности у тех зрячих людей, которые помогали мне на маршруте, и у своих незрячих друзей».

По словам Татьяны Усачевой, учиться пользоваться автобусами, электропоездами и метро незрячие люди могут как на профессиональных уроках ориентировки, так и самостоятельно, изучая печатные руководства об использовании общественного транспорта незрячими людьми, тактильно знакомясь с ним в сопровождении людей без нарушения зрения, а также получая информацию от своих незрячих знакомых, которые самостоятельно передвигаются с белой тростью.

«Однажды со мной произошел забавный случай. Я была в командировке в Москве и, когда шла по метро с тростью, наступила на ленту эскалатора. Эскалатор, как мне показалось, вел себя необычно, а совсем скоро я оказалась сидящей на его ступенях. Я упала и случилось это потому, что я оказалась на эскалаторе, который двигался в обратном направлении. С тех пор я внимательно изучаю тростью направление движения и советую своим ученикам делать то же самое. Иногда приходится учиться на своих ошибках, главное, чтобы ошибки эти были безопасными», — делится опытом Татьяна Усачева.

Татьяна напоминает, что белая трость при самостоятельном передвижении незрячему человеку необходима: она предупреждает его о препятствиях и помогает определить ориентиры. По ее словам, некоторым людям с нарушением зрения кажется, что они все могут, торопятся на маршруте и, к примеру, неожиданно падают с железнодорожной платформы, а все из-за того, что они плохо работали белой тростью.

Прежде чем начинать самостоятельно пользоваться общественным транспортом, человеку с инвалидностью по зрению надо освоить принципы работы с тактильной тростью, научиться передвигаться с ее помощью внутри помещений, затем на улице и только потом переходить к поездкам на автобусах. К этому моменту, по словам Татьяны, необходимо познакомиться и с рекомендованными правилами поведения в разных видах общественного транспорта: к примеру, знать, каким образом оплачивать проезд, в какие двери входить и в какие выходить, где в салоне наиболее удобное место для расположения пассажира с белой тростью.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Два ряда мягких кресел в салоне трамвая. Спиной к нам сидят несколько пассажиров. На переднем плане —вертикальный поручень с крупной красной кнопкой с надписью «Стоп».

Чего могут бояться незрячие люди при использовании общественного транспорта

«Страх человека обычно основан на том, что ему что-то незнакомо, нередко незрячие люди боятся передвигаться с белой тростью, так как не представляют себе пространство, по которому должен проходить их путь, боятся заходить в автобус, так как не знают, какой он формы, как устроен его салон и по каким правилам он двигается по маршруту», — говорит Татьяна Усачева.

По словам Татьяны, незрячий человек может бояться шума в транспорте, но это тоже происходит по причине непонимания его природы. А некоторые люди с инвалидностью не пользуются автобусами, электропоездами и метро из-за того, что не хотят привлекать к себе внимания.

«Конечно, я испытываю страх во время передвижения в метро и в автобусах, боюсь упасть с платформы, грохота приближающегося электропоезда, боюсь не заметить автобус, который подходит к остановке. Только глупые люди совсем ничего не боятся», — говорит Евгения Лагунина.

Незрячий житель подмосковного города Раменское Павел Половинкин часто ездит в Москву на поездах и даже путешествует на них по России. Однако он испытывал сильный страх перед поездками в общественном транспорте, когда учился самостоятельному передвижению с белой тростью.

«Ходить с белой тростью меня учил школьный преподаватель ориентировки. Я боялся заходить в транспорт, боялся, что не справлюсь. Помню, как в сопровождении преподавателя по ориентированию должен был войти в электропоезд, но электропоезд подъехал к платформе, открыл двери, а у меня от страха случился такой ступор, что я просто не смог пошевелиться. Преподаватель подбадривал меня, говорил, чтобы я заходил в электропоезд, но я не смог этого сделать. Теперь, когда я путешествую в электропоездах по России, мне забавно вспоминать этот случай», — вспоминает Павел.

Как побороть страх общественного транспорта

Боязнь ездить на общественном транспорте у Павла была до 17 лет, то есть до того возраста, когда он начал самостоятельно — без помощи преподавателя — передвигаться по городу.

«Сначала я думал, что буду ездить в Москву только на маршрутках, чтобы не использовать электропоезда, но мне удалось перебороть себя. Я начал пользоваться электричками и одновременно с этим продолжать работать со своими страхами. Например, я долгое время боялся переходить из вагона в вагон, но дал себе слово, что каждый раз, когда я еду в Москву, я обязан пройти весь электропоезд. До Москвы я ехал час и в течение этого времени проходил весь состав от первого до последнего вагона. Если по каким-то причинам я этого не делал, то во время обратного пути удваивал для себя задание. Только благодаря этим тренировкам мне удалось побороть страх электропоездов», — продолжает он.

По словам мужчины, на него и сейчас иногда накатывает чувство неуверенности перед входом в электричку, но он говорит себе, что страхов быть не должно и заставляет себя шагнуть в вагон.

О диалоге с самим собой во время борьбы со страхами говорит и Евгения Лагунина: «Когда мне становится страшно войти в автобус или в вагон метрополитена, я говорю себе: ’’Что, так и будешь стоять? Или все-таки пойдешь?’’ Я человек договороспособный, поэтому решаю, что стоять смысла нет и надо двигаться вперед».

А Дмитрий Качура уверен в том, что боязнь общественного транспорта проходит с появлением опыта его использования. Он говорит, что в настоящее время чувствует себя на маршруте уверенно, потому что знает, в какой части остановки ему удобнее ждать автобус, как при помощи навигатора узнать ее название и как спросить у людей без нарушения зрения номер маршрута. При входе в салон он чувствует, много ли в нем пассажиров, удобнее ли будет присесть на свободное место или отойти к окну и держаться за поручень.

«Все дело в привычке. Например, когда я устроился на новую работу, мне пришлось пользоваться другим маршрутом автобуса. Я вместе с сопровождающим изучил новую для меня остановку: где она располагается, какого размера, у какой ее части останавливается автобус, потом начал приходить на нее самостоятельно, а через некоторое время стал делать это уверенно, без волнений», — говорит Дмитрий.

Татьяна Усачева с ним согласна. Она считает, что надо хорошо знать свой маршрут следования, тогда не будет и страха потеряться на нем.

«Конечно, не следует забывать о том, что вокруг нас люди, которые готовы помочь. Если у незрячего человека возникают трудности во время самостоятельного передвижения, он может обратиться к прохожим, чтобы уточнить место своего нахождения, попросить перевести через дорогу, назвать номер автобуса, помочь войти или выйти из него. Главное, чтобы человек с белой тростью был вежливым и благодарным, и его попутчики будут с удовольствием помогать», — считает она.