На маршруте: как попросить помощи у окружающих

Прослушать публикацию
Тифлокомментарий: цветная фотография. Безоблачный летний день в городе. По лестнице спускается белокурая девушка в черных очках и светлом платье. В ее правой руке белая трость, левой она держит за шлейку палевого лабрадора. Позади них многоэтажное здание со стеклянным фасадом.

Тифлопедагог, специалист по ориентированию и мобильности, колумнист портала «Особый взгляд» Марта Любимова рассказывает о том, как незрячему человеку обратиться за помощью к прохожим, если он заблудился.

Каждый человек иногда оказывается в ситуации, когда ему необходимо обратиться за помощью к окружающим. Причины могут быть разные: например, уточнить, где находится организация или остановка общественного транспорта.

Если человек с глубоким нарушением зрения ведет активный образ жизни и самостоятельно передвигается по городу, то ему, безусловно, в той или иной мере приходится обращаться к другим людям. Но иногда он может испытывать дискомфорт, когда ему приходится обращаться к незнакомому человеку с вопросом. Что делать в таком случае?

Для того чтобы снять напряжение и получить опыт, можно начать с телефонных звонков. Это очень удобно, когда можно решить максимум вопросов не выходя из дома. Для тренировки можно обзванивать интернет-магазины и задавать уточняющие вопросы о товаре, часах работы, доставке и т. д.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Безоблачный летний день в городе. Высокий молодой брюнет в белой футболке, джинсах и кедах пересекает проспект по пешеходному переходу. Перед собой держит белую трость.

На маршруте незрячий человек может столкнуться с разными трудностями, например:

— может заблудиться на маршруте;

— может не найти остановку общественного транспорта;

— нужно найти вход в здание;

— нужно перейти сложный перекресток и т. д.

Как обратиться за помощью к случайному сопровождающему?

1. Как только вы поняли, что заблудились или нуждаетесь в помощи, остановитесь.

Важно: ступни должны оставаться неподвижными. Не топчитесь на месте, так вы не отклонитесь от линии передвижения, и это не позволит вам окончательно заблудиться. Ноги должны быть будто приклеенными, поворачивайте только корпус.

2. Заготовьте фразу с просьбой.

Обращение может быть составлено по следующему плану: проблема, причина, вежливость. Почему так? Люди спешат и заняты своими делами. Они должны за пару секунд оценить, смогут ли они вам помочь, располагают ли временем. Если вы будете делать долгое вступление, прохожие могут не дослушать и пробежать мимо.

Фраза с просьбой может быть такой: «Помогите, пожалуйста, пересечь перекресток, улицу Мира, я не вижу», «Подскажите, пожалуйста, это вход в магазин? Или мне нужно следующее крыльцо? Я не вижу. Будьте так добры».

Если у вас в руках белая трость, то человек может сразу оценить ситуацию, но далеко не все знают, как выглядит трость человека с нарушением зрения. И не всегда окружающие могут понять, с какими проблемами вы сталкиваетесь, как вам помочь и что за предмет у вас в руках. Важно четко и коротко сформулировать проблему или вопрос.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Солнечный летний день в парке. Уже знакомый нам брюнет вместе с Мартой Любимовой поднимается по лестнице. Мужчина в одной руке держит белую трость, другой — придерживает Марту за локоть, идет чуть позади нее. На Марте светлое длинное платье и солнцезащитные очки, длинные светлые волосы убраны в хвост.

3. Подождите, когда звук поравняется с вами, поверните лицо и корпус к прохожему, задайте вопрос или попросите о помощи. Не топчитесь. Если идут два человека, выберите одного. Если человек прошел мимо, не обратив на вас внимания, то ждите следующего прохожего. Он мог быть в наушниках и не услышать вопрос.

4. К кому не следует обращаться? Если вы слышите шаркающие шаги, чувствуете запах алкоголя, то не стоит обращаться к этому человеку. Если вы обратились к прохожему, но вам показалось, что он дает неверную инструкцию, то откажитесь от помощи. Можете сказать, что вам звонят, и поблагодарите.

5. Когда изучаете маршрут, старайтесь запоминать не только то, что находится непосредственно под тростью, а также повороты, но и объекты, которые находятся вокруг: магазины, административные здания, номера домов, цвет зданий, памятники, клумбы и т. д. В этом случае вам будет проще обратиться за помощью и воспользоваться ответом. Если у прохожего не будет возможности проводить вас в конечную точку маршрута, то, возможно, он сможет проводить вас в промежуточную точку, которая находится рядом и где вы сможете сориентироваться.

Как воспользоваться ответом прохожего?

Имейте в виду, если человек стоит напротив вас, то он может указывать направление относительно себя, а не вас. В этом случае всегда уточняйте направление своей рукой. Спросите: «Я правильно понял, что магазин находится справа?» — после чего укажите в правую сторону относительно себя рукой. Если человек ошибся, то он отреагирует на движение руки.

Кроме того, люди могут не сообщить точных данных, а указать вместо этого рукой и добавить: «Там». В этом случае спокойно укажите своей рукой примерное направление и переспросите: «Я правильно понял, что магазин здесь, справа?»

Если у вас есть остаточное зрение и вы можете пользоваться визуальными ориентирами, то можете уточнить, если видите то, что называет прохожий. Если острота зрения очень низкая и не позволяет ориентироваться, то прохожему, у которого уточняете маршрут, лучше не говорить, что вы немного видите. Это может сбить человека с толку, он может начать давать визуальные ориентиры, которыми вы все равно не сможете воспользоваться.

Что делать, если вас предложили проводить?

Если вы готовы воспользоваться помощью сопровождающего, то следуйте следующим правилам:

  1. Используйте белую трость со случайными сопровождающими. Иногда незрячие люди, начав передвигаться с сопровождающим, убирают трость или начинают нести ее как посох. Однако случайный сопровождающий может в первый раз в жизни сопровождать незрячего человека, поэтому он не предупредит о бордюрах, ямах, порогах, ступенях. Более того, человек может не рассчитать на вас ширину прохода или не заметить перед вами нависающее препятствие. Если с последними сложнее, то как минимум изменение уровня асфальта вы можете самостоятельно отследить тростью.
  2. Сопровождающий всегда должен быть впереди. Поэтому незрячий человек берет его за руку чуть выше локтя. Это особенно важно в случаях, когда вам помогают переходить проезжую часть.
Нужно ли обучать незрячего ребенка обращаться за помощью к прохожим?

В идеале, конечно, нужно.

Такие тренировки можно проводить как с классом, так и во время прогулок с ребенком. Можно использовать следующие упражнения:

  1. «Поймай прохожего». Педагог или родитель играет роль прохожего. «Прохожий» идет мимо ребенка, его задача — вовремя повернуть корпус и обратиться.

  2. «Воспользуйся советом». Ребенок обращается к родителю или педагогу, тот дает инструкцию, но неполную или с ошибками. Задача ребенка — задать уточняющие вопросы, выяснить направление и т. д.

Сначала такие упражнения проводятся как игра, где в роли ведущего — родитель или педагог. Позже можно усложнить задачу и выйти на улицу. Под наблюдением педагога незрячий ребенок должен обращается за помощью и следовать инструкциям прохожих. Если он испытывает трудности в обращении к реальным прохожим, то нужно многократно провести тренировки на педагоге или родителе, чтобы ребенок начал чувствовать себя спокойно.

Можно также проводить обучающие квесты. Для этого нужно выйти с ребенком в незнакомое пространство и поставить задачу — что нужно найти. Дальше ребенок должен спрашивать местоположение объекта, который он ищет, у прохожих или у родителя.