Тифлопедагог, специалист по ориентированию и мобильности, колумнист портала «Особый взгляд» Марта Любимова рассказывает о том, как незрячему человеку обратиться за помощью к прохожим, если он заблудился.
Каждый человек иногда оказывается в ситуации, когда ему необходимо обратиться за помощью к окружающим. Причины могут быть разные: например, уточнить, где находится организация или остановка общественного транспорта.
Если человек с глубоким нарушением зрения ведет активный образ жизни и самостоятельно передвигается по городу, то ему, безусловно, в той или иной мере приходится обращаться к другим людям. Но иногда он может испытывать дискомфорт, когда ему приходится обращаться к незнакомому человеку с вопросом. Что делать в таком случае?
Для того чтобы снять напряжение и получить опыт, можно начать с телефонных звонков. Это очень удобно, когда можно решить максимум вопросов не выходя из дома. Для тренировки можно обзванивать интернет-магазины и задавать уточняющие вопросы о товаре, часах работы, доставке и т. д.
Тифлокомментарий: цветная фотография. Безоблачный летний день в городе. Высокий молодой брюнет в белой футболке, джинсах и кедах пересекает проспект по пешеходному переходу. Перед собой держит белую трость.
На маршруте незрячий человек может столкнуться с разными трудностями, например:
Как обратиться за помощью к случайному сопровождающему?
1. Как только вы поняли, что заблудились или нуждаетесь в помощи, остановитесь.
Важно: ступни должны оставаться неподвижными. Не топчитесь на месте, так вы не отклонитесь от линии передвижения, и это не позволит вам окончательно заблудиться. Ноги должны быть будто приклеенными, поворачивайте только корпус.
2. Заготовьте фразу с просьбой.
Обращение может быть составлено по следующему плану: проблема, причина, вежливость. Почему так? Люди спешат и заняты своими делами. Они должны за пару секунд оценить, смогут ли они вам помочь, располагают ли временем. Если вы будете делать долгое вступление, прохожие могут не дослушать и пробежать мимо.
Фраза с просьбой может быть такой: «Помогите, пожалуйста, пересечь перекресток, улицу Мира, я не вижу», «Подскажите, пожалуйста, это вход в магазин? Или мне нужно следующее крыльцо? Я не вижу. Будьте так добры».
Если у вас в руках белая трость, то человек может сразу оценить ситуацию, но далеко не все знают, как выглядит трость человека с нарушением зрения. И не всегда окружающие могут понять, с какими проблемами вы сталкиваетесь, как вам помочь и что за предмет у вас в руках. Важно четко и коротко сформулировать проблему или вопрос.
Тифлокомментарий: цветная фотография. Солнечный летний день в парке. Уже знакомый нам брюнет вместе с Мартой Любимовой поднимается по лестнице. Мужчина в одной руке держит белую трость, другой — придерживает Марту за локоть, идет чуть позади нее. На Марте светлое длинное платье и солнцезащитные очки, длинные светлые волосы убраны в хвост.
4. К кому не следует обращаться? Если вы слышите шаркающие шаги, чувствуете запах алкоголя, то не стоит обращаться к этому человеку. Если вы обратились к прохожему, но вам показалось, что он дает неверную инструкцию, то откажитесь от помощи. Можете сказать, что вам звонят, и поблагодарите.
5. Когда изучаете маршрут, старайтесь запоминать не только то, что находится непосредственно под тростью, а также повороты, но и объекты, которые находятся вокруг: магазины, административные здания, номера домов, цвет зданий, памятники, клумбы и т. д. В этом случае вам будет проще обратиться за помощью и воспользоваться ответом. Если у прохожего не будет возможности проводить вас в конечную точку маршрута, то, возможно, он сможет проводить вас в промежуточную точку, которая находится рядом и где вы сможете сориентироваться.
Как воспользоваться ответом прохожего?
Имейте в виду, если человек стоит напротив вас, то он может указывать направление относительно себя, а не вас. В этом случае всегда уточняйте направление своей рукой. Спросите: «Я правильно понял, что магазин находится справа?» — после чего укажите в правую сторону относительно себя рукой. Если человек ошибся, то он отреагирует на движение руки.
Кроме того, люди могут не сообщить точных данных, а указать вместо этого рукой и добавить: «Там». В этом случае спокойно укажите своей рукой примерное направление и переспросите: «Я правильно понял, что магазин здесь, справа?»
Если у вас есть остаточное зрение и вы можете пользоваться визуальными ориентирами, то можете уточнить, если видите то, что называет прохожий. Если острота зрения очень низкая и не позволяет ориентироваться, то прохожему, у которого уточняете маршрут, лучше не говорить, что вы немного видите. Это может сбить человека с толку, он может начать давать визуальные ориентиры, которыми вы все равно не сможете воспользоваться.
Что делать, если вас предложили проводить?
Если вы готовы воспользоваться помощью сопровождающего, то следуйте следующим правилам:
- Используйте белую трость со случайными сопровождающими. Иногда незрячие люди, начав передвигаться с сопровождающим, убирают трость или начинают нести ее как посох. Однако случайный сопровождающий может в первый раз в жизни сопровождать незрячего человека, поэтому он не предупредит о бордюрах, ямах, порогах, ступенях. Более того, человек может не рассчитать на вас ширину прохода или не заметить перед вами нависающее препятствие. Если с последними сложнее, то как минимум изменение уровня асфальта вы можете самостоятельно отследить тростью.
- Сопровождающий всегда должен быть впереди. Поэтому незрячий человек берет его за руку чуть выше локтя. Это особенно важно в случаях, когда вам помогают переходить проезжую часть.
Нужно ли обучать незрячего ребенка обращаться за помощью к прохожим?
В идеале, конечно, нужно.
Такие тренировки можно проводить как с классом, так и во время прогулок с ребенком. Можно использовать следующие упражнения:
-
«Поймай прохожего». Педагог или родитель играет роль прохожего. «Прохожий» идет мимо ребенка, его задача — вовремя повернуть корпус и обратиться.
-
«Воспользуйся советом». Ребенок обращается к родителю или педагогу, тот дает инструкцию, но неполную или с ошибками. Задача ребенка — задать уточняющие вопросы, выяснить направление и т. д.
Сначала такие упражнения проводятся как игра, где в роли ведущего — родитель или педагог. Позже можно усложнить задачу и выйти на улицу. Под наблюдением педагога незрячий ребенок должен обращается за помощью и следовать инструкциям прохожих. Если он испытывает трудности в обращении к реальным прохожим, то нужно многократно провести тренировки на педагоге или родителе, чтобы ребенок начал чувствовать себя спокойно.
Можно также проводить обучающие квесты. Для этого нужно выйти с ребенком в незнакомое пространство и поставить задачу — что нужно найти. Дальше ребенок должен спрашивать местоположение объекта, который он ищет, у прохожих или у родителя.
— может заблудиться на маршруте;
— может не найти остановку общественного транспорта;
— нужно найти вход в здание;
— нужно перейти сложный перекресток и т. д.