Если вы спросите у людей, как отличить на улице незрячего человека, то большинство из них, не задумываясь, ответят: «У него есть темные очки и белая трость». И часто незрячие люди выглядят с тростью непринужденно, идут уверенно и быстро. Но легко ли им было взять в руки такой простой и полезный аксессуар? Очевидно, что трость повышает качество жизни, помогает обрести независимость. Несмотря на это, многим незрячим людям потребовалось время для того, чтобы превратить трость в своего хорошего друга и постоянного помощника.
Незрячий психолог Юлия Васильева рассказывает о психологических барьерах, которые мешают незрячему человеку взять в руки трость.
Почему важно учить пользоваться тростью
Перед тем, как написать эту статью, я опросила более 20 незрячих и слабовидящих людей и выяснила, что почти все они начали использовать трость будучи взрослыми. Однако в Америке и Европе людей знакомят с тростью еще в детстве — в возрасте от двух до четырех лет. Сначала малыши играют с ней, привыкают к ее присутствию в жизни, затем специалисты по ориентированию начинают обучать ей пользоваться. Один из опрошенных мной молодых людей в 15 лет поехал по обучающей программе в США. По его словам, он очень удивился, увидев, что все незрячие люди там передвигаются самостоятельно, никто не водит их за руку и у всех есть трость.
В России же есть всего два центра реабилитации слепых, где незрячие люди могут научиться ориентироваться в пространстве, используя трость. Они находятся в Бийске и в Волоколамске. И специалистов по ориентированию и мобильности в нашей стране можно сосчитать по пальцам двух рук, хотя, на мой взгляд, такой педагог должен быть в каждой школе-интернате.
Меня и моих друзей в интернатах никто ничему подобному не обучал, мы, конечно, знали, что некоторые незрячие люди ходят с тростью, но на этом все. Я начала учиться ходить самостоятельно в 21 год, что, на мой взгляд, очень поздно. Среди опрошенных, лишь две девушки после 11 класса, то есть примерно в 17 лет, посещали центр реабилитации и учились использовать трость. Остальные же столкнулись с трудностями из-за несамостоятельности, когда поступили в институт или устроились на работу.
Представьте, как подросткам и молодым людям важна самостоятельность, как им хочется гулять, встречаться с друзьями, строить близкие отношения с противоположным полом, да и просто иногда прогуляться в одиночестве по любимым местам. К примеру, я помню, как переживала, что во время обучения в университете не могла пойти туда, куда мне хочется, если туда не шла одна из моих подруг. Сейчас же, если я ночью захочу съесть яблоко, я беру трость, иду в магазин и покупаю его. Я могу пойти на концерт и в кино, даже если никто не хочет составить мне компанию. Это очень важно — не чувствовать себя обузой, которую нужно отвести и привести, и не зависеть от желаний или возможностей других людей, будь то родители, друзья или волонтеры.
Страх стать «бабкой с клюкой»
Тифлокомментарий: цветная фотография. Летний солнечный день. Мужчина в темных очках идет по аллее, ориентируясь с помощью трости.
Некоторые незрячие люди не могут научиться пользоваться тростью из-за психологических барьеров. Например, им может казаться, что, взяв в руки трость, ты официально перед собой и всеми людьми признаешь себя незрячим. Это очень сложно дается тем, чье зрение снижается постепенно.
Многие из моих друзей падали с платформ, ломали руки и ноги, сбивали идущих им навстречу людей, но упорно отказывались брать в руки трость. Когда они идут самостоятельно, у них сохраняется иллюзия того, что зрение пока еще есть. Один мой друг начал использовать трость только после того, как, выйдя из метро, четко и уверенно обнял столб. Хотя многие продолжают упорствовать даже тогда, когда зрения уже почти нет, и им только кажется, что они видят, особенно, когда дело касается знакомых маршрутов.
Второе препятствие — стереотип о том, что человек с тростью выглядит как старик. С этим я столкнулась лично: думала, как это я, молодая симпатичная девушка, буду выглядеть, словно бабка с клюкой. Но надо понимать, что незрячий или слабовидящий человек без трости выглядит гораздо хуже. К примеру, если он выставляет руки, чтобы не наткнуться на препятствие, или шарит впереди себя ногой в поисках ступеньки. Кроме того, передвижение с тростью безопаснее, так как идущие навстречу люди видят, что ты незрячий. Одного моего бывшего коллегу часто останавливают полицейские, думая, что он употребляет наркотики. У него очень сильно бегают глаза, а с тростью он не ходит.
Третий барьер — страх заблудиться, не услышать машину, упасть в яму и так далее. Здесь просто нужно быть внимательным и всегда соблюдать очевидные правила безопасности. К примеру, незрячему человеку нельзя ходить по улице в наушниках или говорить по телефону во время передвижения, нужно всегда проверять пространство перед собой тростью и только потом делать шаг. Если же заблудился, то всегда можно спросить окружающих, где ты находишься, и объяснить им, куда тебе нужно дойти. Я вышла из ситуации даже тогда, когда попала в незнакомое место ночью или заблудилась в лесу во время сильного дождя. Главное — не впадать в панику и не бояться просить людей о помощи.
Проблема гиперопеки
Если говорить о детях, то важным фактором, мешающим им научиться самостоятельности и освоить навыки ориентирования, является, как ни странно, родительская забота. Многие научные исследования показывают, что родители детей с физическими ограничениями почти всегда проявляют гиперопеку. Известны даже гротескные случаи: к примеру, один незрячий молодой человек, которому тогда было больше 20 лет, пришел на свидание вместе с мамой. Конечно, родителям кажется, что отпустить незрячего ребенка в опасный мир, сколько бы лет ему не было, это неправильно. Они начинают волноваться и тревожиться.
По словам опрошенных мной родителей, даже сейчас, когда есть много информации о воспитании незрячих детей, они хотят отдалить тот момент, когда их ребенок возьмет в руки трость. Им кажется, что быстрее и безопаснее отвести ребенка туда, куда ему нужно. Но при этом мамы и папы часто забывают о том, что тем самым мешают ребенку, порой уже достаточно взрослому, развивать самостоятельность и независимость, а часто — и строить личную жизнь.
Елена, мать незрячего молодого человека, рассказала следующее: «Я не понимала, как мой сын может ходить один при помощи одной только трости. Мне казалось, что он может упасть где-то или уйти не в ту сторону. Первое время я даже тайком за ним наблюдала. Спокойнее мне стало тогда, когда он несколько раз гулял в компании таких же незрячих друзей и с восторгом об этом рассказывал».
Тифлокомментарий: цветная фотография. Вид сверху на трость с красно-белым наконечником на фоне ног в светлых кедах, стоящих на бордюре.
Светлана, мама незрячей дочери, была уверена, что незрячий человек должен ходить только с сопровождением. «Как можно отпустить молодую девушку одну? Ее же кто-то может обидеть, подсказать неправильную дорогу. Только после того, как я присутствовала на занятиях по ориентированию с профессиональным инструктором, я поняла, что трость действительно может быть полезной», — сказала она.
По словам тифлопедагогов, специалистов по ориентированию и мобильности Алексея и Марты Любимовых, в последние годы все больше детей и подростков хотят научиться пользоваться тростью, но ситуация по-прежнему далека от идеала. Если из класса выпускников школы-интерната хотя бы два человека обращаются за помощью в этом вопросе, то это уже большой результат.
Если раньше можно было сослаться на то, что родителям никто не рассказывает о воспитании детей с физическими или сенсорными ограничениями, о том, как прививать им навыки самостоятельной жизни, то сейчас существует большое количество родительских чатов, групп в социальных сетях, некоммерческих проектов, готовых поддержать мам и пап детей с нарушениями зрения. Однако многие все еще считают, что их ребенок особенный и ему будет сложно делать те или иные вещи, либо думают, что он недостаточно взрослый, либо уверены, что сами знают, что хорошо и удобно для их детей.
Как взять в руки трость
Если незрячий человек любого возраста решает освоить трость, то у него есть несколько путей. Во-первых, он может подать заявку на обучение в центре реабилитации слепых, где навык самостоятельного передвижения является одним из приоритетных направлений.
Во-вторых, он может поискать отдельных специалистов или организации в своем городе, которые могут помочь или хотя бы дать информацию по данному вопросу.
В-третьих, незрячий человек может написать в любую из существующих групп в социальных сетях, в которых обсуждаются различные проблемы, связанные с реабилитацией людей с нарушениями зрения. Здесь главное — мотивация и четкое понимание того, что вам это действительно нужно, какие бонусы это принесет и насколько разнообразит вашу жизнь. А как и где можно научиться пользоваться тростью, вопрос не столь уж сложный в наше время.
Добавим, что в рамках программы «Особый взгляд» проходят практические занятия по ориентированию и мобильности для незрячих людей и для родителей детей с нарушениями зрения.