Музей криптографии: как адаптировать научно-технологическую экспозицию для незрячих людей

Прослушать публикацию
Тифлокомментарий: цветная фотография. Несколько мужских и женских рук держат, ощупывают, изучают стеклянную реторту. Это прозрачный грушевидный сосуд с длинным изогнутым горлышком.

В декабре 2021 года в Москве открыли первый и единственный в России музей, посвященный криптографии. Новое музейное пространство посетили уже несколько групп незрячих и слабовидящих людей, для которых там были проведены экскурсии с использованием тактильных моделей экспонатов.

Куратор программ доступности и инклюзии Музея криптографии Никита Большаков рассказал «Особому взгляду» об адаптации научно-технологических экспозиций для посетителей с нарушением зрения и о самых интересных экспонатах, доступных для тактильного осмотра.

О музее

Создание Музея криптографии инициировала технологическая и научно-исследовательская компания «Криптонит», которая ведет разработки в области криптографии, машинного обучения и в других перспективных сферах ИТ. Эксперты-криптографы компании приняли участие в создании экспозиции.

Здание музея построили в 1885 году: сначала оно служило приютом для детей бедных священников, затем в нем располагались школы, детские дома и даже спецтюрьма — знаменитая «Марфинская шарашка», где заключенные и вольнонаемные ученые работали над созданием техники секретной связи. Учитывая это, решили создать в здании музей, посвященный науке шифрования.

«Процесс адаптации экспозиционного пространства для посетителей с разными формами инвалидности начался не с его открытия, а еще с момента разработки концепции», — сказал Никита Большаков.

Для команды, которая работала над созданием пространства музея, было важно сделать его удобным и интересным для всех посетителей: для детей, для людей с разными формами инвалидности или с другим жизненным опытом.

По словам Никиты Большакова, о доступности создатели музея думали как при разработке контента, так и непосредственно в период проектирования экспозиционного пространства.

О тактильных моделях экспонатов

Тактильных моделей экспонатов в музее немало. «Всего более полусотни, но их количество постоянно растет. В ходе экскурсий с группами незрячих и слабовидящих посетителей мы понимаем, что не хватает тактильных копий каких-то экспонатов и создаем их. Количество материалов, доступных для тактильного осмотра, будет постоянно увеличиваться», — сказал Никита Большаков.

По его словам, все тактильные объекты музея можно разделить на три группы:

1. Тактильные объекты, которые находятся в экспозиции и предназначены для незрячих и слабовидящих посетителей. К примеру, макет здания музея или тактильные портреты знаменитых ученых и шпионов.

2. Тактильные объекты, которые не находятся в постоянном доступе, а используются при проведении адаптированных экскурсий. Например, маленькие объекты такие, как полая монетка и запонка с крышкой, или хрупкие объекты — такие, как стеклянная колба.

3. Объекты не предназначенные для незрячих посетителей, но доступные для всех гостей музея. Например, диск Цезаря или электромеханическая шифровальная машина «Фиалка», прикоснуться к ним могут все желающие. Эти экспонаты помогают и в процессе проведения экскурсий для людей с нарушением зрения.

«Наш музей технический, но очень разнообразный, — продолжил Никита Большаков, — он рассказывает о развитии криптографии в разные исторические эпохи, поэтому степень адаптации залов неодинаковая: например, в зале XXI века с большим количеством экранов и визуальных инсталляций тактильных объектов мало просто потому, что создавать их достаточно тяжело».

Но у инсталляций есть аудиорежимы, которые, по словам Никиты, будут запущены осенью. Большинство игровых инсталляций, которые предполагают взаимодействие с экраном, будут сопровождаться голосовым описанием механики процесса, происходящего на экране. В викторинах будут озвучены вопросы и ответы, а инсталляции, просто рассказывающие о чем-либо, будут сопровождаться текстом.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Экспонаты музея криптографии с полутемном синем зале с точечной подсветкой. В нише стены закреплен широкий кожаный ошейник с металлическими пряжками. Рядом — картинки с описанием способа передачи сообщения с помощью собаки. Записку вкладывали между слоями кожи ошейника. Внизу, в выдвижном ящике, лежит одна древняя кожаная сандалия и длинное деревянное перо с металлическим наконечником и опушкой.

Об особенностях адаптации пространства технологического музея

Никита Большаков отметил, что процессы адаптации художественного и технологического музеев схожи в том, что при работе с картинами так же, как и с артефактами, имеющими историческую ценность, необходимо создавать копии, предполагающие тактильное взаимодействие для незрячих посетителей.

Различие же заключается в том, что многие объекты и экспонаты технологического музея трогать можно: например, в Музее криптографии незрячим посетителям дают в руки предметы, в которые шпионы прятали зашифрованные тексты.

И, конечно, научно-технологический музей более интерактивен, нежели художественный, а это предполагает мультисенсорное взаимодействие посетителей с экспозиционным пространством.

«При адаптации экспонатов технического музея есть и свои трудности. К некоторым объектам сложно сделать тифлокомментарий: например, непросто описать цилиндр Джефферсона (шифратор. — Прим. ред.); понять механику его работы можно только при непосредственном взаимодействии с ним», — сказал Никита Большаков.

О столе Практикум

Помимо тактильных копий экспонатов и объектов, к которым незрячие и слабовидящие посетители могут прикоснуться руками, Музей криптографии предлагает им самостоятельно зашифровать информацию при помощи одного из доступных тренажеров.

«На столе Практикум собрано четыре вида шифровальных инструментов: квадрат Полибия, диск Энея, диск Цезаря и скитала. Все тренажеры, кроме скиталы, имеют маркировку шрифтом Брайля и незрячие посетители могут самостоятельно с ними работать. При взаимодействии со скиталой необходимо писать на бумаге, но сам инструмент, благодаря своей тактильности, позволяет незрячим людям понять, как на нем работать», — сказал Никита Большаков.

О возможности самостоятельного посещения

Создатели музея хотели сделать его пространство максимально доступным — так, чтобы незрячий посетитель мог передвигаться по нему без посторонней помощи. Они думали о создании аудиогидов, которые рассказывали бы не только об экспонатах, но и описывали его пространство, но архитектура экспозиции оказалась сложной (особенно в зале XXI века), незрячим людям самостоятельно ориентироваться при первом посещении затруднительно.

«Можно прийти к нам с сопровождающим человеком, а можно обратиться к смотрителям и сотрудникам музея, которые помогут пройти маршрут. В Центре содействия маломобильным пассажирам Московского метрополитена можно оформить заявку на сопровождение до Музея криптографии, а в самом музее посетителю помогут сотрудники: в каждом зале есть смотрители, которые могут провести по нему и показать экспонаты, доступные для тактильного осмотра. Но полностью самостоятельно передвигаться по музею незрячим людям все-таки сложно», — сказал Никита Большаков.

Тифлокомментарий: цветная фотография. На красной стене расположены три прямоугольные таблички разного размера с описанием истории возникновения латинского алфавита и берестяной грамоты. Кусочки бересты сопровождаются надписью «Это тактильная модель. Ее можно трогать». Информация продублирована шрифтом Брайля.

О посетителях

Целевая аудитория музея, по словам Никиты, это люди старше 12 лет. Младшие школьники приходят нечасто, но и для них в экспозиционных залах есть интересные объекты. В Музее криптографии уже побывали и незрячие школьники, которые с удовольствием изучали тактильные модели экспонатов и узнавали об истории криптографии. В музее были и большие группы взрослых незрячих и слабовидящих людей, но для комфортного проведения специализированной экскурсий Никита рекомендует посетителям с нарушением зрения объединяться в группы не более пяти-шести человек.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Полутемное помещение музея. Дети изучают шифратор Джефферсона. Это деревянный цилиндр, который состоит из дисков, надетых на одну ось. На каждом диске выбиты буквы. Дети трогают диски руками, молодая девушка, придерживает шифратор, указывает на одну из букв пальцем. Вверху, вдоль цилиндра расположены монохромные картинки с описанием изобретения.

О перспективах

Летом музей уходит на каникулы. «Мы надеемся, что осенью сможем запустить аудиогид для незрячих и слабовидящих посетителей музея, также осенью заработают аудиорежимы с тифлокомментарием к визуальным инсталляциям. Мы постоянно дорабатываем программу доступности нашего музея: добавляем мнемосхемы, надписи шрифтом Брайля, создаем новые тактильные копии экспонатов, если понимаем, что их не хватает для проведения специализированных экскурсий для незрячих и слабовидящих посетителей», — добавил Никита Большаков.

По его словам, сотрудники музея хотят, чтобы к ним как можно чаще приходили посетители с нарушением зрения. «Мы не ставим перед собой цель привлечь в Музей криптографии как можно больше незрячих и слабовидящих людей, но мы бы хотели, чтобы они знали о музее и могли прийти в него тогда, когда у них есть время и желание», — подчеркнул Никита Большаков.

Музей криптографии предлагает незрячим и слабовидящим посетителям принять участие и в обзорных экскурсиях, и в тематических, посвященных определенной теме в истории криптографии, с осени запустится также образовательная программа, продолжится работа с сообществом и незрячими экспертами. Сотрудники музея хотят, чтобы создаваемое ими экспозиционное пространство было интересно незрячим и слабовидящим людям, чтобы криптография была знакома и понятна им.

Получить информацию о режиме работы Музея криптографии и записаться на экскурсии можно на сайте и по номеру телефона: +7 925 027-70-45.