Портал «Особый взгляд» подготовил серию материалов о тактильных книгах. Их автор — заведующая издательским отделом Санкт-Петербургской государственной специальной центральной библиотеки для слепых и слабовидящих (СПб ГСЦБС), специалист в области тифлографики, тифлокомментатор высшей категории Виктория Сперанская.
В предыдущих материалах мы рассказывали о том, чем тактильные книги могут быть полезны детям с нарушением зрения, как правильно их читать, а также о том, что должен знать дизайнер, как сделать тактильную иллюстрацию полезной и безопасной и о распространенных ошибках.
Сегодня мы поговорим о том, как познакомить ребенка с нарушением зрения с книгой и привить ему любовь к чтению, а также расскажем о сюжетных коробках и «театре на столе».
Грамотность ребенка развивается задолго до того, как он начинает понимать буквы, складывать их в слова, в предложения и в связный текст. Предлагаю несколько советов родителям, как познакомить малыша с нарушением зрения с книгой и как вовлечь его в процесс чтения:
-
Мотивируйте ребенка личным примером. Делитесь с ним своей любовью к чтению и книге. Читайте ему вслух, но делайте это в тишине и в спокойной обстановке, вдали от работающей стиральной машинки, телевизора и т. п., чтобы фоновые звуки не мешали воспринимать информацию на слух.
-
Используйте книгу как инструмент абилитации. Выбирайте книги, которые связаны с личным опытом ребенка: поход в магазин, купание, поездка к бабушке и т. п. Во время чтения таких книг импровизируйте, предоставляя ребенку возможность самому интерпретировать события.
-
Научите понимать прочитанное. Всегда иллюстрируйте свое чтение. Читайте большой текст небольшими фрагментами, делайте перерывы, чтобы зафиксировать промежуточный результат, что-то объяснить, уточнить, порассуждать и посмотреть «живые» иллюстрации. Для этого вы можете использовать различные предметы или игрушки, которые подходят по сюжету. И здесь я советую использовать сюжетные коробки.
Сюжетные коробки
Сюжетные коробки формируют заранее — до начала чтения книги. На этом этапе необходимо продумать, какие предметы могут быть понятны и полезны как иллюстрации для той или иной книги. Найдите их, подготовьте к тактильному чтению: обеспыльте, вымойте, скомбинируйте и сложите в коробку.
В качестве примера возьмем стихотворение Корнея Чуковского «Мойдодыр». Что здесь можно положить в сюжетную коробку? Мыло, мочалку, полотенце и другие предметы, которые знает ребенок и о которых идет речь в тексте.
«И подушка, как лягушка, ускакала от меня...»
Как объяснить ребенку, который не видит, принцип этого действия?
Вы можете использовать маленькую подушечку и попробовать вместе с ребенком сделать это движение.
Используя в перерывах между чтением разные предметы, вы тем самым создаете «живые» иллюстрации и добавляете образность в рассказ.
Например, сказку про Машу и трех медведей можно проиллюстрировать совсем просто: возьмите три кусочка меха разного размера, три ложки и три миски разных размеров и обыграйте эти предметы по ходу повествования.
В сюжетную коробку для тактильной наглядности можно класть не только предметы, но и разные текстурные элементы: кусочки ткани, меха, дерева, кожи. Ваша фантазия и знание уровня подготовки ребенка помогут вам в выборе материалов.
Если в рассказе речь идет про Новый год, можно положить маленькую еловую веточку, елочную игрушку, элементы праздничной упаковки. Если ваш ребенок плохо видит, но хорошо различает мелкие объекты на ярком фоне, положите в коробку образцы фона разного цвета: лист зеленого картона, на котором в процессе чтения вы будете демонстрировать мелкие предметы.
Не бойтесь экспериментировать.
Создавая сюжетную коробку, вы формируете набор предметов, которые упоминаются в рассказе и позволяют интерактивно включать ребенка в процесс чтения. Такое включение дает ему возможность прочувствовать историю через тактильные впечатления и собственный опыт. Кстати, подобное чтение доставляет удовольствие не только ребенку, но и взрослому. Родители часто открывают для себя интересные детали в книге, на которые раньше не обращали внимания.
В процессе чтения не торопитесь. В перерывах для тактильного обследования давайте ребенку один предмет из коробки. Уделяйте его изучению столько времени, сколько потребуется. Поговорите о размере, форме, текстуре предмета, по возможности смоделируйте ситуацию: если это ложка — сделайте вид, что едите, если это шапка — примерьте ее. Исследуйте предметы последовательно, избегая путаницы и нагромождения.
А после чтения попросите ребенка помочь вам собрать предметы в коробку. Тем самым вы предоставите ему возможность еще раз вспомнить прочитанное.
Сюжетные наборы можно формировать и не в коробках, ведь не всегда в доме или офисе можно найти свободную коробку. Вы можете сложить необходимые предметы в пакет, холщовый мешок или пластиковый контейнер. Главное, чтобы предметы находились вместе в отдельной таре.
Если вы формируете «библиотеку» из сюжетных коробок, то собирайте ее в удобных для полочного хранения контейнерах, напишите на них названия книг. При этом желательно, чтобы эта надпись была сделана плоскопечатным и рельефно-точечным шрифтами.
«Театр на столе»
В фондах библиотек для слепых и слабовидящих есть тактильные книги, которые за их внешний вид часто называют «театр на столе» или сказочные коробки. Это тоже набор предметов в коробке, но с небольшими отличиями:
-
Книга всегда иллюстрирует литературное произведение, чаще — сказку.
-
В наборе представлены куклы, изображающие главных персонажей, и предметы, о которых идет речь.
-
Книга содержит элементы декораций, а зачастую и сами коробки выполняют функции сцены или декорации.
Подобные книги пользуются большой популярностью у маленьких читателей, так как позволяют интерпретировать, размышлять, играть и даже организовывать мини-театр. Они иллюстрируют вещи, которые недоступны для тактильного просмотра в реальности, создают наглядное представление о сказочных персонажах, выдуманных и фантастических объектах.
Тифлокомментарий: цветная фотография на сером фоне. Бежевый и зеленый пуфы стоят у серой занавески. На них выставлены мягкая игрушка — курица, тактильные модели в виде батона и серпа и зеленая тканевая коробка с оранжевой надписью: «Рыжая курица».
«Сказочная» коробка — это тип оформления тактильной книги, который выводит ее за рамки традиционного книжного формата. Такой тип обычно выбирают дизайнеры, которые решают сложные задачи и при этом обладают навыками шитья, создания игрушек и декораций. В таком формате удобно иллюстрировать сказки, фантастику, пьесы. Эти книги намного сложнее в изготовлении, но интереснее по исполнению и тактильной наглядности.
Тифлокомментарий: цветная фотография на сером фоне. Тактильная книжка-раскладушка разложена на деревянном столе. На тканевых разноцветных страницах объемные иллюстрации к сказке «Конек-горбунок»: два черных коня с золотыми гривами, синий кит, желтая жар-птица и маленькие тряпичные куклы царя, царь-девицы, Ивана и серого конька с двумя горбами.
Например, тактильная книга, выполненная по сказке П. Ершова «Конек-горбунок» из фонда Санкт-Петербургской государственной библиотеки для слепых и слабовидящих. Она имеет формат книжки-раскладушки с довольно сложной конструкцией, где развороты представляют мини-декорации, а каждая страница выполняет свою функцию: при перевороте страниц в разные стороны появляются новые персонажи и предметы.
Тифлокомментарий: цветная фотография на сером фоне. На черной тумбочке стоит бежевая бархатная коробка с красным бантом. Рядом выставлены тактильные приложения к сказке «Щелкунчик и мышиный король»: тряпичная кукла Мари в бежевом платье с кружевами, грецкие орехи, мышонок, Мышиный король и Щелкунчик, описания которых будут ниже в статье.
Еще одна тактильная книга, сделанная по сказке Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король», представляет собой красиво оформленную коробку, в которой собраны куклы главных сказочных персонажей, выполненные в масштабе и в соответствии с описанием.
К примеру, Щелкунчик выполнен из дерева, имеет большое отверстие вместо рта и механизм для колки орехов, приводимый в движение ручкой, расположенной на спине. Мышиный король сделан из искусственного меха серого цвета, подстриженного до уровня мышиной шкурки. Игрушка имеет крупное тело, длинный хвост и семь голов, на центральной — золотая корона. Теперь представьте, насколько легко воспринимать подобную информацию ребенку с проблемами зрения, когда у него есть тактильный образец.
Любую книгу можно трактовать в тактильном варианте по-разному. В качестве примера приведу оформление тактильных приложений к популярной сегодня книге Эрика Карла «Очень голодная гусеница».
Тифлокомментарий: три цветные фотографии на сером фоне. Тактильные приложения к книге Эрика Карла «Очень голодная гусеница». Их описания ниже в статье.
На первой (слева) иллюстрации мы видим набор предметов, которые вошли в сюжетную коробку: самодельная игрушечная гусеница, пластиковые фрукты, леденец на палочке и бумажная бабочка.
На второй иллюстрации представлено тактильное панно с игровыми карточками, на которых в технике тифлографики нарисованы фрукты, а в дополнение к ним приложены объемные пластиковые игрушки: яблоко, груша, банан, виноград, апельсин.
На третьей иллюстрации мы видим большую мягкую игрушку-гусеницу и книгу с рельефно-графическими цветными иллюстрациями, выполненными в технике аппликации из разных материалов. В том и другом случае тактильные иллюстрации и предметы создают правильный информативный ряд, который хорошо дополняет текст книги.
Почему сюжетные коробки?
Если спросить маленького незрячего или слабовидящего ребенка, какую книгу он предпочтет для чтения, то выбор будет очевиден — книгу с «живыми» картинками.
Детям нравится вынимать предметы из коробки и складывать их обратно. Они любят исследовать предметы в процессе чтения и дополнять прочитанное своими историями.
Тифлопедагоги в своих исследованиях подчеркивают важность тактильного исследования в практическом опыте детей с нарушениями зрения. Ведь это стимулирует не только развитие мелкой моторики, но и развивает мышление, память, внимание, позволяет готовить детей к чтению рельефно-точечного шрифта и ориентировке в рабочем пространстве.
Если вы любите читать своему ребенку книги вслух, всегда создавайте сюжетные коробки, по возможности привлекайте его к выбору предметов, которые можно использовать по сюжету. Тактильный опыт богат возможностями для обучения: чем чаще вы будете его использовать, тем больший запас сенсорной информации и знаний получит ваш ребенок.
Читайте также:
Часть 1. Чем тактильные книги полезны детям с нарушением зрения
Часть 2. Как читать тактильные книги
Часть 3. Что должен знать дизайнер
Часть 4. Как сделать тактильную иллюстрацию полезной и безопасной
Часть 5. Виды тактильных книг и распространенные ошибки