Коробка с волшебством: как привить ребенку любовь к чтению с помощью «живых» иллюстраций

Прослушать публикацию
Тифлокомментарий: цветная фотография на белом фоне. Темноволосая девочка в полосатой кофте играет со сказочной коробкой. Она зеленого цвета, на заднике и боковых сторонах нарисована трава. В одном углу — отрез зеленого меха, имитирующий лесистую гору, в другом — отрез фиолетовой ткани, имитирующий водопад. Повсюду расставлены разноцветные фигурки динозавров, рептилий и насекомых.

Портал «Особый взгляд» подготовил серию материалов о тактильных книгах. Их автор — заведующая издательским отделом Санкт-Петербургской государственной специальной центральной библиотеки для слепых и слабовидящих (СПб ГСЦБС), специалист в области тифлографики, тифлокомментатор высшей категории Виктория Сперанская.

В предыдущих материалах мы рассказывали о том, чем тактильные книги могут быть полезны детям с нарушением зрения, как правильно их читать, а также о том, что должен знать дизайнер, как сделать тактильную иллюстрацию полезной и безопасной и о распространенных ошибках.

Сегодня мы поговорим о том, как познакомить ребенка с нарушением зрения с книгой и привить ему любовь к чтению, а также расскажем о сюжетных коробках и «театре на столе».

Грамотность ребенка развивается задолго до того, как он начинает понимать буквы, складывать их в слова, в предложения и в связный текст. Предлагаю несколько советов родителям, как познакомить малыша с нарушением зрения с книгой и как вовлечь его в процесс чтения:

  1. Мотивируйте ребенка личным примером. Делитесь с ним своей любовью к чтению и книге. Читайте ему вслух, но делайте это в тишине и в спокойной обстановке, вдали от работающей стиральной машинки, телевизора и т. п., чтобы фоновые звуки не мешали воспринимать информацию на слух.

  2. Используйте книгу как инструмент абилитации. Выбирайте книги, которые связаны с личным опытом ребенка: поход в магазин, купание, поездка к бабушке и т. п. Во время чтения таких книг импровизируйте, предоставляя ребенку возможность самому интерпретировать события.

  3. Научите понимать прочитанное. Всегда иллюстрируйте свое чтение. Читайте большой текст небольшими фрагментами, делайте перерывы, чтобы зафиксировать промежуточный результат, что-то объяснить, уточнить, порассуждать и посмотреть «живые» иллюстрации. Для этого вы можете использовать различные предметы или игрушки, которые подходят по сюжету. И здесь я советую использовать сюжетные коробки.

Сюжетные коробки

Сюжетные коробки формируют заранее — до начала чтения книги. На этом этапе необходимо продумать, какие предметы могут быть понятны и полезны как иллюстрации для той или иной книги. Найдите их, подготовьте к тактильному чтению: обеспыльте, вымойте, скомбинируйте и сложите в коробку.

В качестве примера возьмем стихотворение Корнея Чуковского «Мойдодыр». Что здесь можно положить в сюжетную коробку? Мыло, мочалку, полотенце и другие предметы, которые знает ребенок и о которых идет речь в тексте.

«И подушка, как лягушка, ускакала от меня...»

Как объяснить ребенку, который не видит, принцип этого действия?

Вы можете использовать маленькую подушечку и попробовать вместе с ребенком сделать это движение.

Используя в перерывах между чтением разные предметы, вы тем самым создаете «живые» иллюстрации и добавляете образность в рассказ.

Например, сказку про Машу и трех медведей можно проиллюстрировать совсем просто: возьмите три кусочка меха разного размера, три ложки и три миски разных размеров и обыграйте эти предметы по ходу повествования.

В сюжетную коробку для тактильной наглядности можно класть не только предметы, но и разные текстурные элементы: кусочки ткани, меха, дерева, кожи. Ваша фантазия и знание уровня подготовки ребенка помогут вам в выборе материалов.

Если в рассказе речь идет про Новый год, можно положить маленькую еловую веточку, елочную игрушку, элементы праздничной упаковки. Если ваш ребенок плохо видит, но хорошо различает мелкие объекты на ярком фоне, положите в коробку образцы фона разного цвета: лист зеленого картона, на котором в процессе чтения вы будете демонстрировать мелкие предметы.

Не бойтесь экспериментировать.

Создавая сюжетную коробку, вы формируете набор предметов, которые упоминаются в рассказе и позволяют интерактивно включать ребенка в процесс чтения. Такое включение дает ему возможность прочувствовать историю через тактильные впечатления и собственный опыт. Кстати, подобное чтение доставляет удовольствие не только ребенку, но и взрослому. Родители часто открывают для себя интересные детали в книге, на которые раньше не обращали внимания.

В процессе чтения не торопитесь. В перерывах для тактильного обследования давайте ребенку один предмет из коробки. Уделяйте его изучению столько времени, сколько потребуется. Поговорите о размере, форме, текстуре предмета, по возможности смоделируйте ситуацию: если это ложка — сделайте вид, что едите, если это шапка — примерьте ее. Исследуйте предметы последовательно, избегая путаницы и нагромождения.

А после чтения попросите ребенка помочь вам собрать предметы в коробку. Тем самым вы предоставите ему возможность еще раз вспомнить прочитанное.

Сюжетные наборы можно формировать и не в коробках, ведь не всегда в доме или офисе можно найти свободную коробку. Вы можете сложить необходимые предметы в пакет, холщовый мешок или пластиковый контейнер. Главное, чтобы предметы находились вместе в отдельной таре.

Если вы формируете «библиотеку» из сюжетных коробок, то собирайте ее в удобных для полочного хранения контейнерах, напишите на них названия книг. При этом желательно, чтобы эта надпись была сделана плоскопечатным и рельефно-точечным шрифтами.

«Театр на столе»

В фондах библиотек для слепых и слабовидящих есть тактильные книги, которые за их внешний вид часто называют «театр на столе» или сказочные коробки. Это тоже набор предметов в коробке, но с небольшими отличиями:

  1. Книга всегда иллюстрирует литературное произведение, чаще — сказку.

  2. В наборе представлены куклы, изображающие главных персонажей, и предметы, о которых идет речь.

  3. Книга содержит элементы декораций, а зачастую и сами коробки выполняют функции сцены или декорации.

Подобные книги пользуются большой популярностью у маленьких читателей, так как позволяют интерпретировать, размышлять, играть и даже организовывать мини-театр. Они иллюстрируют вещи, которые недоступны для тактильного просмотра в реальности, создают наглядное представление о сказочных персонажах, выдуманных и фантастических объектах.

Тифлокомментарий: цветная фотография на сером фоне. Бежевый и зеленый пуфы стоят у серой занавески. На них выставлены мягкая игрушка — курица, тактильные модели в виде батона и серпа и зеленая тканевая коробка с оранжевой надписью: «Рыжая курица».

«Сказочная» коробка — это тип оформления тактильной книги, который выводит ее за рамки традиционного книжного формата. Такой тип обычно выбирают дизайнеры, которые решают сложные задачи и при этом обладают навыками шитья, создания игрушек и декораций. В таком формате удобно иллюстрировать сказки, фантастику, пьесы. Эти книги намного сложнее в изготовлении, но интереснее по исполнению и тактильной наглядности.

Тифлокомментарий: цветная фотография на сером фоне. Тактильная книжка-раскладушка разложена на деревянном столе. На тканевых разноцветных страницах объемные иллюстрации к сказке «Конек-горбунок»: два черных коня с золотыми гривами, синий кит, желтая жар-птица и маленькие тряпичные куклы царя, царь-девицы, Ивана и серого конька с двумя горбами.

Например, тактильная книга, выполненная по сказке П. Ершова «Конек-горбунок» из фонда Санкт-Петербургской государственной библиотеки для слепых и слабовидящих. Она имеет формат книжки-раскладушки с довольно сложной конструкцией, где развороты представляют мини-декорации, а каждая страница выполняет свою функцию: при перевороте страниц в разные стороны появляются новые персонажи и предметы.

Тифлокомментарий: цветная фотография на сером фоне. На черной тумбочке стоит бежевая бархатная коробка с красным бантом. Рядом выставлены тактильные приложения к сказке «Щелкунчик и мышиный король»: тряпичная кукла Мари в бежевом платье с кружевами, грецкие орехи, мышонок, Мышиный король и Щелкунчик, описания которых будут ниже в статье.

Еще одна тактильная книга, сделанная по сказке Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король», представляет собой красиво оформленную коробку, в которой собраны куклы главных сказочных персонажей, выполненные в масштабе и в соответствии с описанием.

К примеру, Щелкунчик выполнен из дерева, имеет большое отверстие вместо рта и механизм для колки орехов, приводимый в движение ручкой, расположенной на спине. Мышиный король сделан из искусственного меха серого цвета, подстриженного до уровня мышиной шкурки. Игрушка имеет крупное тело, длинный хвост и семь голов, на центральной — золотая корона. Теперь представьте, насколько легко воспринимать подобную информацию ребенку с проблемами зрения, когда у него есть тактильный образец.

Любую книгу можно трактовать в тактильном варианте по-разному. В качестве примера приведу оформление тактильных приложений к популярной сегодня книге Эрика Карла «Очень голодная гусеница».

Тифлокомментарий: три цветные фотографии на сером фоне. Тактильные приложения к книге Эрика Карла «Очень голодная гусеница». Их описания ниже в статье.

На первой (слева) иллюстрации мы видим набор предметов, которые вошли в сюжетную коробку: самодельная игрушечная гусеница, пластиковые фрукты, леденец на палочке и бумажная бабочка.

На второй иллюстрации представлено тактильное панно с игровыми карточками, на которых в технике тифлографики нарисованы фрукты, а в дополнение к ним приложены объемные пластиковые игрушки: яблоко, груша, банан, виноград, апельсин.

На третьей иллюстрации мы видим большую мягкую игрушку-гусеницу и книгу с рельефно-графическими цветными иллюстрациями, выполненными в технике аппликации из разных материалов. В том и другом случае тактильные иллюстрации и предметы создают правильный информативный ряд, который хорошо дополняет текст книги.

Почему сюжетные коробки?

Если спросить маленького незрячего или слабовидящего ребенка, какую книгу он предпочтет для чтения, то выбор будет очевиден — книгу с «живыми» картинками.

Детям нравится вынимать предметы из коробки и складывать их обратно. Они любят исследовать предметы в процессе чтения и дополнять прочитанное своими историями.

Тифлопедагоги в своих исследованиях подчеркивают важность тактильного исследования в практическом опыте детей с нарушениями зрения. Ведь это стимулирует не только развитие мелкой моторики, но и развивает мышление, память, внимание, позволяет готовить детей к чтению рельефно-точечного шрифта и ориентировке в рабочем пространстве.

Если вы любите читать своему ребенку книги вслух, всегда создавайте сюжетные коробки, по возможности привлекайте его к выбору предметов, которые можно использовать по сюжету. Тактильный опыт богат возможностями для обучения: чем чаще вы будете его использовать, тем больший запас сенсорной информации и знаний получит ваш ребенок.

Читайте также:

Часть 1. Чем тактильные книги полезны детям с нарушением зрения

Часть 2. Как читать тактильные книги

Часть 3. Что должен знать дизайнер

Часть 4. Как сделать тактильную иллюстрацию полезной и безопасной

Часть 5. Виды тактильных книг и распространенные ошибки