Портал «Особый взгляд» подготовил серию материалов о тактильных книгах. Их автор — заведующая издательским отделом Санкт-Петербургской государственной специальной центральной библиотеки для слепых и слабовидящих (СПб ГСЦБС), специалист в области тифлографики, тифлокомментатор высшей категории Виктория Сперанская.
В предыдущих материалах мы рассказывали о том, чем тактильные книги могут быть полезны детям с нарушением зрения, как правильно их читать, а также о том, что должен знать дизайнер. Сегодня мы поговорим о тактильных иллюстрациях: о правилах композиции, техниках изготовления, методах крепления предметов к странице и выборе материалов.
Эскиз страницы
Тифлокомментарий: цветная фотография на сиреневом фоне. Шесть женщин в повседневной одежде сидят за длинным столом в помещении со светлыми стенами. Они рисуют простыми карандашами эскизы тактильных иллюстраций на белых альбомных листах. На столе лежат ножницы, краски, ткань.
Мы уже говорили о том, что тактильные иллюстрации должны быть понятны, узнаваемы и привлекательны. Чтобы композиционно правильно выстроить иллюстрацию, необходимо сделать эскиз каждой страницы. На этом этапе нужно детально продумать методы изготовления предметов и отдельных элементов, принципы их крепления и возможность использования игровых моментов. Конечно, в процессе работы могут произойти накладки и от каких-то элементов или структур придется отказаться.
Тифлокомментарий: две цветные фотографии на сиреневом фоне — эскиз тактильной иллюстрации и ее воплощение в книге. На эскизе простым карандашом на белом листе нарисована старуха в платке, рубахе, длинной юбке и фартуке. На шее висит связка ключей, на поясе — кошелек. Она стоит у арочной двери с шестью замками. На иллюстрации старуха в той же одежде на синем фоне, рядом с ней — связка — настоящих ключей.
Приведу в пример иллюстрацию из книги «Калевала». Изначально эскиз старухи Лоухи был довольно сложен. Уже в готовой иллюстрации мы видим, что дизайнер убрал из ее костюма некоторые мелкие детали: поясной кошель, длинный платок, ювелирные украшения. А связку ключей, которую Лоухи носила на шее на длинном шнурке, художник разместил рядом, чтобы ее можно было потрогать, открепив от иллюстрации.
В данном случае дизайнер использовал технологию послойной аппликации, когда с помощью разных материалов наращивается объем изображения. Лицо и руки выполнены из полимерной глины, контур тела вырезан из картона, на который затем слоями наклеен костюм, выполненный из разных тканей.
Тифлокомментарий: три цветные фотографии в ряд на сиреневом фоне. На каждой — тактильная иллюстрация кузнеца на разных этапах сборки. Слева — на бордовой материи из картона и белого фетра вырезаны силуэт и элементы костюма. В центре — на сером фоне картонный силуэт кузнеца в белой рубахе, синем фартуке, коричневых штанах и сапогах. Слева — на сером фоне кузнец с черными бровями, голубыми глазами, прямым носом и широкой улыбкой. Он стоит, одной рукой придерживает подол фартука.
Вот пример сборки костюма кузнеца Ильмаринена из той же книги. Можно увидеть отдельные элементы и сложность их исполнения. Создавая эскиз, помните, что страницы нельзя перегружать информацией, так как при этом перегружается тактильная память ребенка. Избегайте лишних предметов, упрощайте изображение, но обязательно сохраняйте его форму и контур. Иллюстрация должна быть легкой и комфортной для чтения.
Тифлокомментарий: цветная фотография на сиреневом фоне. На зеленой ткани объемное изображение белого козлика. У него пушистая шерстка, маленькие черные рожки, копытца, нос и глазки-бусинки.
Избегайте сложных ракурсов. Изображайте объекты так, чтобы их легко можно было узнать. Помните, в тактильных иллюстрациях нет перспективы. Если у предмета, например у стола или кресла, четыре ножки, то они должны быть изображены все и одинаково. Животное должно иметь два глаза, два уха и т. д. Если персонаж показан на каждой странице, то он не должен изменяться ни в размерах, ни по форме.
При производстве тактильных иллюстраций можно использовать разные ткани — кроме блестящих, синтетических и очень ярких. Почему? Чтобы не создать дискомфорт для слабовидящего читателя. Люди с нарушением зрения не приветствуют световые блики и избыточную контрастность.
Не рекомендую также использовать натуральные материалы: они быстро разрушаются, могут спровоцировать аллергию, а при неправильном хранении стать разносчиками бактерий (мех, кожа, пенька). Не используйте пластилин и проволоку, а также любые предметы, которые могут нанести ущерб здоровью читателя. Если вы используете акриловые краски или лаки, то они должны быть на водной основе, как и клей. Выбирайте нетоксичные материалы! Помните, что книга должна быть безопасна во всех отношениях, иначе вы рискуете здоровьем ребенка.
Раскрой страниц и крепление деталей
Первое и самое главное — выбор основного материала для книги. Он создает фон и задает нейтральную тактильность. Фон не должен мешать изучению объектов, он должен помогать восприятию контрастности и разных тактильных уровней. Я советую выбирать простые натуральные ткани спокойных пастельных тонов — лен, поплин или бязь. Они хорошо держат форму, приятны на ощупь и легко гармонируют с разными материалами.
Далее, как уже говорилось выше, нужно составить эскизы страниц. На этом этапе необходимо до мелочей продумать тактильный рисунок, комбинацию предметов и крепление их к страницам. Отбирая материалы для изготовления иллюстраций, всегда тестируйте их. Старайтесь подобрать материал, который будет максимально схож по тактильности с натуральным объектом. Следите за контрастностью и безопасностью ваших изображений.
Составьте постраничный эскиз книги. Определите размер и количество страниц в издании. Размер страницы не должен превышать
Продумайте, каким материалом будете прокладывать страницы для усиления каркаса. Можно использовать плотный картон, фетр, жесткую ткань в несколько слоев. Если вы выбираете картон, то обязательно прокладывайте его флизелином. Затем приступайте к самому главному — к раскрою страниц и деталей иллюстраций. Делайте это по заданным размерам, не забывая про припуски на швы, высоту подкладочного материала и на переплет книги.
После раскроя и исходя из того, как вы планировали прикреплять те или иные детали, решите — можете ли вы сшить выкроенную страницу сразу или лучше сделать это после прикрепления предмета. Когда сшиваете страницу, помните об ее уголках. Я советую закруглять уголки страниц, особенно если вы прокладываете их плотным материалом, который предполагает острый угол.
Готовые объекты можно прикреплять к страницам разными способами: пришить, приклеить, пристрочить, привернуть на болты. Если предмет имеет сложную конструкцию или объемную форму, то нужно сначала прикрепить его к странице, а потом уже сшить ее и вставить прокладочный материал.
Игровые съемные объекты лучше прикреплять при помощи шнурков, швейных липучек, кнопок, магнитов и пр. Не забывайте про безопасность книги! Съемный предмет не должен быть слишком маленьким, чтобы ребенок не смог его проглотить, потерять или засунуть в нос. Он не может быть колким или распадаться на мелкие части. Конструкция должна быть крепкой, так как дети будут использовать этот предмет много раз.
Протестируйте самостоятельно страницы. Из опыта могу дать совет — всегда делайте дубликаты к съемным предметам, они часто теряются. Всегда помните про расположение объектов на странице — нельзя наслаивать предметы друг на друга, так как это изменит их форму и введет читателя в заблуждение. Правильно, если между предметами будет небольшое расстояние —
Текстовое сопровождение
Тифлокомментарий: цветная фотография на сиреневом фоне. На белом столе у окна стоят книга, музыкальный диск и тактильная иллюстрация. Книга называется «Я боюсь темноты». На ее обложке рисунок: белая медведица с медвежонком танцуют под луной, взявшись за лапы, и надпись: «Погладь пушистых малышей!». На тактильной иллюстрации — белая медведица на синем фоне идет по снегу.
Создавая книгу, не забывайте о текстовой составляющей. Если это готовый текст и вы его иллюстрируете, то ваши иллюстрации должны сопровождать повествование в соответствии с его логикой. Если текст можно разбить на части, разделите его на отдельные главы или рассказы, которым будет соответствовать та или иная иллюстрация.
Небольшой текст может располагаться рядом или на соседней с иллюстрацией странице. Такой вариант хорошо подходит для предметных книг, книг в помощь обучению, сюжетных или игровых.
Если текст к изданию слишком большой, его оформляют как книжку-вкладыш или записывают аудио. Для них в тактильном издании можно предусмотреть карман с закрывающимся краем, пришитый к внутреннему или внешнему краю обложки. Предусмотреть изготовление такого кармана нужно еще во время планирования издания, т. к. пришить его к готовой книге будет очень сложно.
Кроме того, я советую составить рекомендации по работе с вашей книгой для родителей и педагогов, особенно это важно для дидактических изданий и книг-игр. Как показывает практика, такие материалы не бывают лишними и для литературных изданий.
Сборка готовой книги
Тифлокомментарий: цветная фотография на сиреневом фоне. На столе четыре тактильные книги, страницы которых соединены разными способами: прошнурованы, склеены, скреплены заклепками, липучками.
Готовые страницы книги сшиваются в издание разными способами. Рассмотрим некоторые из них.
Самый обычный и простой способ — соединить страницы вместе при помощи шнурка и люверсов. Для этого при раскрое страницы в области переплета (обычно левый край страницы) вы оставляете зазор в несколько сантиметров на подгибку и оформление корешка. Далее оформляете край корешка и пробиваете на каждой странице люверсы на одинаковом расстоянии друг от друга (двух обычно достаточно). Затем с помощью шнура переплетаете готовое издание. Такой переплет довольно универсален для обработки, дезинфекции, реставрации, а также для разъединения страниц книги, когда нужно поработать только с одной иллюстрацией.
Классический способ — сшить страницы вместе, сделать похоже на книжный корешок. Такой вид крепления менее востребован и более сложен по исполнению. Плюс при такой конструкции книга становится монолитной, ее сложно реставрировать и сложнее обрабатывать.
Более трудоемкий способ — скрепить страницы между собой при помощи швейной липучки. Такой способ крепления требует очень тщательного планирования издания и контроля за выполнением. Книга выглядит как слоеный пирог с довольно качественным креплением, которое позволяет разъединять страницы и использовать их на занятии по отдельности. Книгу в подобном переплете легче обрабатывать и реставрировать, но ее изготовление требует высокого профессионализма, так как неаккуратно пришитая лента-липучка будет видна читателю и может вызвать дополнительные вопросы.
«Сказочная коробка» — это скорее не вариант крепления, а вариант упаковки элементов книги в одну емкость. Такой формат обычно выбирают дизайнеры, которые решают сложные задачи. Подобные издания имеют привлекательный вид, создают некоторую интригу для читателя, подразумевают разные формы игры. В будущем об этом виде тактильной книги поговорим подробнее, так как такие издания открывают много возможностей как для читателей, так и для тифлопедагогов.
Итак, мы подробно рассмотрели этапы создания тактильной книги, но многое еще осталось «за кадром». В следующий раз рассмотрим примеры из практики профессионалов.
Читайте также:
Часть 1. Чем тактильные книги полезны детям с нарушением зрения
Часть 2. Как читать тактильные книги
Часть 3. Что должен знать дизайнер