Портал «Особый взгляд» подготовил серию материалов о тактильных книгах. Их автор — заведующая издательским отделом Санкт-Петербургской государственной специальной центральной библиотеки для слепых и слабовидящих (СПб ГСЦБС), специалист в области тифлографики, тифлокомментатор высшей категории Виктория Сперанская. В этой статье речь пойдет о том, как правильно читать тактильные книги.
В прошлой раз мы говорили о том, что представляют собой тактильные книги и какую роль они играют в жизни ребенка с нарушением зрения. Теперь настало время выяснить, может ли ребенок самостоятельно читать тактильные книги и как правильно подбирать издания для детей разного возраста. Мы также обратимся к рекомендациям тифлопедагогов для того, чтобы понять некоторые аспекты формирования навыка тактильного чтения у детей с нарушением зрения.
Полифункциональность тактильных книг
Тактильные книги создаются на разные темы и имеют разный уровень сложности. Обычно книги делят на два вида: ассоциативные и дидактические. Каждая книга решает определенные задачи, и ее предметно-иллюстративный ряд может иметь несколько ступеней сложности, где каждая ступень учитывает не возраст ребенка, а уровень его готовности воспринимать рельефные иллюстрации. Например, в отечественной тифлопедагогике по уровню восприятия книги условно делят на три ступени сложности.
Книги первой ступени
Тифлокомментарий: цветная фотография на сиреневом фоне. Тактильное изображение коричневого медведя из плюша на бежевом фоне. Он сидит, расставив в стороны передние и задние лапы. У него небольшие ушки, черные глаза и носик.
Они максимально просты по содержанию и по составу иллюстративного ряда. Такие книги напрямую связаны с жизнью ребенка и с тем миром, который его окружает. Как правило, на странице изображается только один предмет, который должен быть максимально прост, понятен для чтения и хорошо знаком ребенку. Такие иллюстрации привлекают внимание, дают возможность порассуждать на заданную тему. Важно, что во время общения с книгой ребенок вовлекается в процесс чтения, приобщается к книжной культуре, учится держать книгу, переворачивать страницы, понимать и узнавать предметы, изображенные на иллюстрациях, и интерпретировать их.
Книги второй ступени
В этих книгах уже есть сюжет и обязательно присутствует текст. На одной странице могут быть два или три предмета. Издания имеют более яркий иллюстративный ряд, позволяют получать эстетическое удовольствие. Даже если ребенок еще не умеет читать, то при рассмотрении иллюстраций он непроизвольно обращает внимание на напечатанный рядом текст. Это является своеобразным стимулом к общению с книгой, к развитию желания узнать историю и научиться читать в будущем.
Однако такие книги предполагают подготовленного читателя, который получил навыки восприятия и чтения рельефных изображений, у него уже сформированы представления об окружающем мире, развита мелкая моторика и тактильное осязание.
Обычно тифлопедагоги и родители развивают тактильные навыки ребенка по системе от общего к частному. То есть сначала знакомят ребенка с натуральным объектом, а затем с моделью этого объекта, его рельефным изображением и аппликационным вариантом. Отработка подобных навыков тактильного восприятия — ключ к правильному восприятию образов и предметов. Дело в том, что рельефное изображение в книге выполняет роль наглядного пособия, которое мы рассматриваем как источник знания. Для ребенка с нарушением зрения такое изображение будет понятным только в том случае, если у него сформировано умение соотносить объемное изображение с его рельефным рисунком.
Книги третьей ступени
Тифлокомментарий: цветная фотография на сиреневом фоне. Тактильная иллюстрация из ткани и коры. Три мальчика в плетеной корзине на сером фоне. Два из них рыжие, веснушчатые, в светлых кофтах и синих комбинезонах. Третий — темноволосый, в серой клетчатой рубашке.
Это самое сложное издание и по уровню иллюстраций, и по уровню сложности восприятия. Такие книги обычно многозадачны, имеют сложный сюжет и могут в своей основе сочетать различные техники исполнения. Они используют наглядность как иллюстрацию к рассказу или наглядность как источник знания. Подобные книги вызывают у детей большой интерес, но в силу сложности могут быть непонятны с первого раза. Они требуют большой умственной работы, усидчивости и желания в получении нового опыта. Зачастую ребенок может перечитывать такие книги несколько раз, что потребует больше времени, опыта и сил. И родители должны быть к этому готовы.
Тактильная книга как развивающее пособие
Каждая тактильная книга уникальна. Основная задача художника, работающего над книгой, дать незрячему или слабовидящему ребенку реальные представления об окружающем мире и сделать это наиболее интересными, простыми и доступными способами.
В области тифлопедагогики тактильная книга рассматривается как специальное пособие, выполняющее воспитательные, образовательные, коррекционные и компенсаторные функции для детей как дошкольного, так и младшего школьного возраста с нарушением зрения. Использование ее в работе с детьми подразумевает:
Интерпретация тактильных изображений
Итак, вы решили, что ваш ребенок готов читать тактильные книги. Выбрав книгу, сначала протестируйте ее сами. Вы знаете уровень подготовки вашего ребенка, способность читать тактильно рельефные изображения. Проведите небольшой эксперимент. Закройте глаза и откройте книгу. Изучите на ощупь каждое изображение. На что вы прежде всего обратите внимание? На форму и ее контур. Определите, легко ли ваш ребенок ее узнает. Далее рассмотрите мелкие детали и фактуру материалов. Соответствуют ли они реальному объекту? Был ли у ребенка тактильный опыт знакомства с этим предметом в реальной жизни?
Ответив на эти вопросы, вы сможете определить, будет ли понятна и интересна эта книга вашему ребенку, сколько времени и труда понадобится ему для интерпретации иллюстраций. Уверена, что без вашей помощи ему будет сложно. Поэтому еще раз обращаю внимание на то, что чтение тактильных книг — это совместная работа ребенка и родителей или тифлопедагогов.
Ребенку необходима помощь, ему нужно объяснять рельефные рисунки и отвечать на его вопросы. Польза тактильной книги полностью зависит от умения ее правильно читать. Конечно, если эта книга стала уже любимой и ребенок перечитывает ее время от времени, то в этом случае он может действовать самостоятельно, получая удовольствие от общения с книгой и читая ее «понарошку».
Советы тифлопедагогов
Тифлокомментарий: цветная фотография на сиреневом фоне. Русый мальчик в сером свитшоте и темноволосая женщина в полосатой кофте изучают тактильную книгу. На правой странице — объемная иллюстрация земляничной поляны под солнцем. На левой — объемное изображение плетеной корзинки. Мальчик что-то достает из нее.
Что советуют тифлопедагоги? Перед тем как познакомить ребенка с тактильной иллюстрацией, нужно помочь ему вспомнить те тактильные навыки, которые он получил ранее, изучая реальный предмет. Можно дать ребенку сам объект (модель) и/или поговорить о нем, вспомнить основные черты, назначение и т. п. Затем предоставить ребенку возможность сравнить объект и его рельефное изображение. А во время занятия обратить внимание на характерные черты объекта, которые играют для ребенка важную ассоциативную роль.
Если реальный предмет нельзя потрогать, то можно подготовить ребенка к пониманию рельефной иллюстрации, позволяя ее исследовать и рассуждать. Например, луна похожа на шар, но отличается от него. Дайте потрогать шар, сравните его с выпуклым рельефным изображением в виде круга. Расскажите о луне и попробуйте вспомнить, какие еще предметы имеют округлую форму. В процессе чтения вы увидите, как ребенок читает изображение, есть ли в его действиях беспорядочность, трудно ли ему одновременно изучать разные части, нужно ли ему время для того, чтобы возвращаться и перепроверять элементы тактильной иллюстрации.
Конечно, возрастные особенности детей ограничивают понимание тактильных иллюстраций. Тактильные навыки и мелкая моторика развиваются постепенно и последовательно в течение первых лет жизни. Сначала ребенок учится обследовать тактильные иллюстрации ладошкой, затем более детально кончиками пальцев. Поэтому тифлопедагоги советуют читать тактильные книги с трехлетнего возраста. Ведь пока ребенок не научится понимать речь и разговаривать, его познавательные навыки не позволят ему проводить сложные ассоциативные сравнения.
Чтение тактильных изображений
Тактильные изображения, в отличие от визуальных изображений, невозможно воспринимать мгновенно и полностью. Даже взрослые незрячие люди с большим опытом иногда затрудняются в интерпретации тех или иных изображений. Дело в том, что рассматриваемая область всегда ограничивается площадью ладони и пальцев. Большие цельные изображения можно ощупать ладонью руки, но некоторые мелкие детали требуют более тщательного изучения и при беглом просмотре могут быть пропущены.
Руки и пальцы ребенка меньше чем у взрослого, поэтому в большинстве случаев ребенку нужно больше времени и труда, чтобы исследовать каждую деталь отдельно. Затем он должен запомнить все детали и части изучаемого объекта и представить, как они соотносятся друг с другом, то есть составить образ цельной конструкции и понять смысл иллюстрации. Это познавательный процесс, в котором мыслительный и осязательный процессы связаны.
Подводя итог вышесказанному, я еще раз хочу подчеркнуть, что чтение тактильной книги — серьезный труд как для детей, так и для их родителей. Тактильная книга не имеет возрастных ограничений. Ее можно читать и перечитывать для тренировки мелкой моторики, речи, памяти, мышления, логики, коммуникативных навыков. При чтении тактильной книги необходимо уделять внимание каждой детали в иллюстрации, тщательно изучать объект (персонаж), научить ребенка рассуждать и описывать увиденное, а также интерпретировать полученный опыт в соответствии с сюжетом или практическим заданием. Только в этом случае можно получить от чтения максимальную пользу.
Читайте также:
Воображение, осязание, речь: чем тактильные книги полезны детям с нарушением зрения
воспитание и поддержание у ребенка потребности включать осязание и остаточное зрение в сенсорно-перцептивный процесс;
совершенствование тактильной чувствительности;
формирование навыка одновременного обследования нескольких рельефных объектов, объединенных одной сюжетной линией, и развитие координации работы рук;
умение сопоставлять и интерпретировать натуральные объекты с их рельефным и контурным изображением;
развитие речи, мыслительных и познавательных процессов, что стимулирует предупреждение возникновения вербализма.