Портал «Особый взгляд» подготовил серию материалов о тактильных книгах. Их автор — заведующая издательским отделом Санкт-Петербургской государственной специальной центральной библиотеки для слепых и слабовидящих (СПб ГСЦБС), специалист в области тифлографики, тифлокомментатор высшей категории Виктория Сперанская.
В предыдущих материалах мы рассказывали о том, чем тактильные книги могут быть полезны детям с нарушением зрения, как правильно их читать, а также о том, что должен знать дизайнер и как сделать тактильную иллюстрацию полезной и безопасной.
Сегодня мы поговорим о том, какие виды тактильных книг популярны в других странах, а также разберем распространенные ошибки при создании иллюстраций.
«Как это происходит»
Фото: книга «Как это происходит» из коллекции библиотеки School for the Blind Perkins (США)
Тифлокомментарий: цветная фотография. На коричневом столе лежит раскрытая тактильная книга со светлыми страницами. В центре страницы расположен красный цветок, на нем лежит металлическое кольцо на длинном шнурке. Сверху написано слово «вокруг» на английском языке.
Тактильные книги бывают разные. Иногда — совсем простые, при их изготовлении используются легко узнаваемые предметы. Например, возьмем книгу «Как это происходит» из коллекции библиотеки School for the Blind Perkins (США).
В этом издании все просто: есть главный предмет, который на каждой странице выглядит одинаково и размещен по центру. И есть металлическое кольцо на длинном шнурке, привязанное к книге (такая конструкция использована, чтобы кольцо не потерялось во время работы с книгой). На каждой странице написано задание, сформулированное одним словом: сверху, снизу, вокруг и т. д. То есть кольцо нужно соотнести с предметом на странице так, как сказано в задании.
На первый взгляд все очевидно, но подобные книги выполняют роль наглядного пособия для отработки навыков. Они полезны для детей с дислексией и ограниченными возможностями здоровья.
Тифлокомментарий: цветной коллаж. На синем фоне две фотографии раскрытых тактильных книг, подписанные цифрами 1 и 2. На цветных мягких страницах первой книги закреплены игрушечные пластмассовые тарелка и ложка. На втором фото — аппликация в виде гнезда с яйцами.
На изображении выше — книга из коллекции библиотеки Celia (Финляндия) (изображение 1). Она рассказывает ребенку о предметах быта, которыми он ежедневно пользуется. Мы видим ложку, пластиковую тарелку и другие вещи. Такие книги помогают ориентироваться в пространстве, учат интерпретировать изображение, рассказывать о своем дне, помогают развивать тактильные навыки и моторику.
Если вы хотите создать похожее издание, то нужно выбирать одну тему и подбирать понятные предметы, выдерживать масштаб и соблюдать контрастность. Важно продумать крепление предметов к странице. Если предметы съемные, то конструкция должна быть максимально простой и удобной для ребенка.
Представьте себя на его месте. Вы берете книгу, на странице которой расположен карман с липучкой, а в нем лежит, например, маленький мячик. Карман и мячик должны быть оптимальных размеров, чтобы достать и убрать игрушку можно было легко и без дополнительных усилий. Всегда тестируйте книги перед тем, как дать ребенку.
Идем дальше: на иллюстрации № 2 книга с изображением гнезда, в котором лежат три белых яйца. Это издание уже сложнее по ассоциативному ряду, так как не у каждого ребенка есть тактильный опыт в обследовании реального предмета. Поэтому такая книга труднее воспринимается и предполагает подробный рассказ по теме.
Задумка хорошая, прекрасно подобран материал, правильно сохранены пропорции и контрастность. Но есть и недочеты. Например, форма яиц. Они сшиты из гладкого материала, но набиты мягким вкладышем, поэтому при креплении к странице форма предметов искажается.
Если у ребенка есть представление и тактильный опыт, то такое изображение может вызвать вопросы. Есть и еще один нюанс — цветы. С какой целью дизайнер изобразил их на странице? Возможно, изображение показалось ему слишком простым, захотелось его приукрасить. Или дизайнер хотел изобразить поляну?
Мы не можем знать его задумку, но точно можем сказать: цветы на странице лишние. Они не несут смысловой нагрузки, а лишь мешаю тактильному чтению. Проектируя иллюстрацию, всегда уделяйте внимание главному предмету и не создавайте на странице «тактильный шум».
По ссылке можно найти много оригинальных идей по дизайну тактильных книг. Не бойтесь их заимствовать. Мы делаем общее дело: чем больше будет тактильных книг, тем ярче станет мир незрячего ребенка. Ищите новые темы и варианты их воплощения, создавайте новые конструкции и экспериментируйте.
Конкурс T&T
Тифлокомментарий: цветной коллаж. Фото победителей конкурса T&T в Бельгии в 2019 году. Четыре женщины средних лет в повседневной одежде стоят на светлом фоне, держат в руках тактильные книги, улыбаются. В правом нижнем углу коллажа небольшое фото с изображением тактильной книги. На красной фигурной коробке стоят разноцветные звери из картона.
Существует отдельный интернет-портал, который объединяет издателей тактильных книг и содержит много полезной информации. Он доступен по ссылке. Его создал одноименный фонд, который более 20 лет проводит конкурс Typhlo & Tactus (T&T), направленный на популяризацию тактильной книги как специального вида издания.
Члены фонда обмениваются опытом и практическими достижениями, организуют семинары и конференции, участвуют в выставках и книжных ярмарках как на национальном, так и на международном уровне. Конкурс проходит раз в два года под эгидой ICEVI (Международный совет по образованию людей с нарушениями зрения) и открыт для всех стран.
Можно заметить, что тактильные книги в мировой практике имеют тираж и доступность, то есть их можно заказывать и приобретать. В нашей стране тактильная книга — уникальный продукт, который не имеет тиража и доступен лишь в библиотеках и социальных учреждениях.
Возможно, в ближайшие годы ситуация изменится, но главное, чтобы при тиражировании не пострадало качество изданий.
Отмечу, что в последнее время появилась тенденция: когда создают книги для людей без нарушения зрения, делают вставку с тактильными элементами и позиционируют издание, как книгу для незрячих читателей. Так делать нельзя.
Вариации на тему
Есть методика изготовления специальной литературы, есть правила и ГОСТы, которыми нельзя пренебрегать. Об этом важно помнить! В качестве примера приведу несколько иллюстраций.
На изображении ниже — развороты трех книг с разноцветными иллюстрациями. В каждой использован цветной печатный рисунок на ткани, который не несет никакой информации для человека, который его не видит. Там же обилие цветных плоскостных изображений, многоуровневое расположение съемных нетактильных деталей и т. д.
Тифлокомментарий: цветной коллаж. На голубом фоне три фотографии разворотов тактильных книг с печатными рисунками на ткани. На первом развороте: фигурка зайчика на шнурке на тропинке. Рядом — девять квадратов с разными геометрическими формами. На втором развороте: грядка с овощами, вставленными в кармашки, и цыпленок, купающийся в пруду. На третьем развороте: барашек пасется у дома с деревянным забором, справа — поляна с лесными обитателями: белочкой, зайчиком и ежиком.
Все это не работает, когда речь идет о книге для незрячего читателя.
Сейчас изготовление тактильных книг стало популярным направлением. В интернете можно найти предложения заказать и купить тактильную книгу. Но часто такие книги не несут пользы и могут даже навредить незрячему ребенку. Подобные издания очень напоминают детские иллюстрации в плоскопечатных книгах. Да, они выполнены из разных материалов, но — без соблюдения правил и требований к созданию тактильных книг.
Для примера рассмотрим одну из них.
Тифлокомментарий: цветной коллаж. На синем фоне расположены три фотографии под номерами 3, 4 и 5. На всех— тактильные книги. На первой — аппликация из фетра: пень на лесной поляне и букет цветов. На второй — книга «Путешествие серого мышонка». На титульной странице лежит небольшая игрушечная мышь. Аппликации из фетра в третьей книге — это фрукты разных цветов, состоящие из двух половинок.
Мы видим яркую иллюстрацию (изображение 3), на которой изображены поляна, цветы, небо и большой пень. Все изготовлено из фетра. Уже сам материал говорит о том, что определить предметы будет сложно, так как он не предполагает разные виды тактильности.
На пне сделаны заплатки-окошки, открыв которые ребенок может увидеть насекомых, живущих в нем. Вроде бы все хорошо: интересная задумка, есть игровой аспект. Но страница перегружена и не читается на ощупь.
Как это можно исправить? Лучше всего сделать пень единственным предметом на странице. Еще лучше, если бы он стоял на уровне травы, тогда можно было бы понять его высоту и объем. Корни должны уходить в стороны, а не вниз, тогда они не будут мешать восприятию формы предмета.
Идея с окошками — отличная, но насекомых нужно изготовить более натурально и не из фетра. Хотя и пень из фетра тоже вызывает массу вопросов, ведь у любого ребенка есть понимание того, как выглядит дерево, есть представление о его коре и ее структуре: она твердая, жесткая, шершавая, неровная, теплая и т. д.
Теперь посмотрим на элементы, которые дизайнер ввел для насыщения иллюстрации: цветы, листья, облако, ветка. Все это вместе создает информационный шум. Кроме того, предметы не читаются тактильно.
Съемные конструкции
При создании тактильных книг часто прибегают к приему съемной конструкции. Например, главный персонаж книги может быть выполнен в технике мягкой игрушки (изображение 4 на коллаже выше) и путешествовать со страницы на страницу. Такой прием хорошо применять к сказкам и дидактическим материалам. Это очень нравится детям — с персонажем можно поиграть, а также составить множество разных интерпретаций.
Разборные конструкции можно делать для того, чтобы изучить форму предмета, его частей, таких понятий, как целое, половина и т. д. На коллаже выше вы видите фотографию книги «Фрукты» (изображение 5). Фрукт сначала изображен целиком, а затем разбирается на дольки. Дизайнер не только отразил форму фруктов, но также акцентировал внимание на форме листочков, которые характерны для каждого из них. Это довольно простая книга, в лаконичном исполнении и с хорошей познавательной функцией.
Тифлокомментарий: цветной коллаж. На синем фоне две фотографии (номер 6 и 7) с примерами тактильных книг. На развороте первой книги — иллюстрации к сказке «Репка», на второй— тактильное изображение православной церкви.
Вот пример из другой книги — сказка «Репка» (изображение 6). Мы видим героя — дедушку, выполненного в половину объема в технике аппликации, рядом с ним — съемную репку, выполненную в полный объем. На первый взгляд все довольно красиво и понятно, хорошая техника исполнения, детально показан костюм персонажа.
Обратите внимание на то, как изображен уровень земли. Он разрезает фигуру деда пополам, а это ошибка.
Всегда помните о том, что перспектива в иллюстрациях для незрячих читателей не используется, а каждое изображение должно быть свободно от фона и сторонних предметов, чтобы его можно было читать тактильно.
Нет перспективе
Давайте рассмотрим еще несколько примеров. На изображении выше — иллюстрация из тактильной книги, посвященной архитектурным памятникам (фотография 7). Мы видим церковь простой конструкции с одним луковичным куполом, украшенным крестом. Здание прямоугольное в плане, справа — крыльцо, слева — небольшая пристройка с отдельным входом.
Иллюстрация выполнена из деревянных палочек, что передает тактильное ощущение сруба. Крыша сделана из картона и окрашена в зеленый цвет. Купол выполнен из золотой фольги. Фон нейтральный, материалы подобраны правильно, контраст соблюден.
Все прекрасно, но есть одно но. Автор внес в изображение перспективу, вероятно, он взял за основу фотографию и перенес ее контуры в тактильную аппликацию. Так делать нельзя. Почему? Посмотрите на крыльцо, пристройку, уровень крыши и т. д. Их нельзя отделить друг от друга. Даже по уровню земли форма здания неуловима, она имеет ломаную линию, которая не позволяет незрячему человеку понять конструкцию. Если бы автор упростил изображение, показал его четко, без перспективы, то такая тактильная иллюстрация была бы понятнее.
Подведем итоги
Не бойтесь перерабатывать и упрощать при работе над тактильной книгой, идите от простого к сложному. Всегда помните о форме, структуре, а уже потом — о дополнительных деталях. Всегда тестируйте свою иллюстрацию и не забывайте о простых правилах:
- Лучше меньше, но достовернее.
- Реальность превыше всего.
- Знание особенностей восприятия — основа основ.
- Узнаваемость форм и объектов — залог успеха.
Вот небольшой список полезной литературы:
-
Витковская А.М., «Делаем книгу своими руками»// «Школьный вестник». — 2006. — № 7 —с.
1-12. -
Джонсон Н., «Сказки на ощупь». — СПб.: СПБГБС, 2010.
-
Литвак А.Г., «Психология слепых и слабовидящих». — СПб.: РГПУ им. Герцена, 1998.
-
Осипова Л.Б., «Книга как средство воспитания и обучения слепых и слабовидящих дошкольников». — Челябинск: ОСБС, 2016.
-
Райт С., «Проектирование тактильных иллюстраций для детских книг: методическое руководство». — СПб.: СПБГБС, 2011.
-
«Прикоснись к сказке». — СПб.: СПБГБСС, 2017
-
Феоктистова В.А., «Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушениями зрения». — СПб.: Образование, 1995.
-
Хорош С.М., «Игрушка и ее роль в воспитании слепого дошкольника». — М.: 1983.
Можно также посмотреть в интернете материалы о производстве и пользе тактильных книг:
Читайте также:
Часть 1. Чем тактильные книги полезны детям с нарушением зрения
Часть 2. Как читать тактильные книги
Часть 3. Что должен знать дизайнер
Часть 4. Как сделать тактильную иллюстрацию полезной и безопасной
Задачи конкурса:
увеличить выпуск иллюстрированных тактильных книг по доступной цене;
повысить статус тактильной книги;
консультировать дизайнеров тактильных книг;
делиться идеями, ресурсами и информацией;
проводить социологические исследования.