Воображение, осязание, речь: чем тактильные книги полезны детям с нарушением зрения

Прослушать публикацию
Тифлокомментарий: коллаж из двух фото на сиреневом фоне. На первом фото — три тактильные книги с крупными названиями на обложках: «Специальные машины» и «Сказки Андерсена». На развороте третьей книги — объемное изображение черепахи. На второй фотографии вокруг книги «Карлсон, который живет на крыше» расположены мягкие иллюстрации для разборной тактильной книги: розовый и голубой дом, наверху — чердак с открытыми ставнями, рядом тряпичные куклы Карлсона, Малыша и кота в яркой одежде.

Что такое тактильная книга и чем она можем помочь ребенку с нарушением зрения? Как научиться правильно читать такие издания и можно ли их создать дома? Портал «Особый взгляд» готовит к публикации серию материалов о тактильных книгах. Их автор — заведующая издательским отделом Санкт-Петербургской государственной специальной центральной библиотеки для слепых и слабовидящих (СПб ГСЦБС), специалист в области тифлографики, тифлокомментатор высшей категории Виктория Сперанская.

Книга — первое произведение искусства, с которым ребенок знакомится после рождения. Она сопровождает его по жизни и помогает познавать окружающий мир. Каждый родитель стремится дать ребенку полноценное образование и воспитать его всесторонне развитым человеком, поэтому большое внимание уделяет литературе и отбору информационных ресурсов. При выборе детских книг особую роль играют иллюстрации, ведь именно они отражают зрительный мир и являются важным педагогическим материалом — иногда более убедительным, чем слово.

Книжные иллюстрации важны для развития и образования детей. Используя картинки, ребенок легче усваивает новые слова и понятия, получает информацию об окружающем мире. Хорошо иллюстрированная детская книжка развивает воображение, память, письменную грамотность и устную речь.

Как быть, если ребенок не видит? Как компенсировать этот аспект? Как помочь незрячему ребенку познать мир ярких эмоций от чтения иллюстраций? Ведь дети с нарушением зрения должны иметь те же возможности, что и дети без него, чтобы научиться понимать и интерпретировать абстрактные объекты и явления.

Решить эту проблему помогут современные технологии и методы печати, которые позволяют делать книги более интересными и информативными, ориентированными на детей с разными проблемами зрения и разной возрастной категории. Это издания, напечатанные укрупненным шрифтом и шрифтом Брайля, книги с рельефно-графическими и прототипированными иллюстрациями, пособия с иллюстрациями, выполненными из различных материалов и с применением 3D. Уникальными в этой палитре являются тактильные рукодельные книги-игрушки для незрячих детей.

Тифлокомментарий: коллаж из трех цветных фотографий. На них изображены страницы рукодельной книги-игрушки на тему космоса. Это контрастные объемные иллюстрации на синем фоне: две собаки, летящие в ракете среди звезд, космонавт, парящий в невесомости, белый луноход с российским флагом.

Что такое тактильная книга

Тактильная книга — это разноцветная книжка-игрушка с рельефными иллюстрациями, которые по тактильным ощущениям максимально приближены к оригинальному объекту. Например, если в книге изображен луноход, то он должен хотя бы по форме быть похожим на реальный, иметь отличительные черты, ему присущие. Тактильные книги — своеобразная альтернатива плоскопечатной детской книге, и выполнены такие издания с применением разных технологий и материалов.

Тактильные трехмерные изображения предназначены для чтения руками. Они способны дать такой же опыт детям с нарушениями зрения, как и обычные иллюстрации. Книги могут решать разные задачи и быть полезными детям, имеющим задержку в развитии, страдающим дислексией или другими заболеваниями. Яркие цвета и четкие цветовые контрасты понятны читателю с плохим зрением. Различные материалы, из которых выполнены предметы, стимулируют мелкую моторику, речь, а также осязание, слух и даже обоняние.

Тактильные издания в основном ориентированы на детей дошкольного и младшего школьного возраста. Они привлекают незрячего ребенка к процессу чтения и играют важную роль в процессе абилитации, формируя специальные знания, умения и навыки адекватного отражения окружающего мира.

Помимо прочего, тактильные книги готовят детей к изучению шрифта Брайля и чтению рельефных рисунков и диаграмм в учебниках. Ребенок учится интерпретировать изображения, кроме того, тактильные иллюстрации дают представление о вещах и понятиях, которые недоступны для непосредственного изучения — например, солнце, облако, машина, мост.

Тифлокомментарий: цветная фотография. На деревянной поверхности, перехваченной поперек двумя широкими коричневыми стропами, лежат игрушки и реквизит для кукольного театра. Это большой резной ключ с фигурной круглой головкой и спил коряги, на котором расположилась черепаха в желтом кружевном чепце. Игрушка сшита из ткани и кожи.

Тактильные книги бывают разного вида: традиционные книги, книги-игрушки, сказочные коробки или «театр на столе». Помимо картинок, в них есть плоскопечатный текст и текст, напечатанный шрифтом Брайля, а также аудио.

Например, изображения животных и птиц могут сопровождаться аудиозаписями со звуками, которые они издают, для наглядности можно дополнить звуковым рядом и городские объекты, например метро. Это уже будет похоже на пространственное аудио.

Чтение тактильной книги — совместная работа родителей и детей. Однако для этого требуется определенная подготовка. Недостаточно взять книгу и дать ее незрячему ребенку. Каждое тактильное издание требует правильного прочтения и систематической работы, определенных навыков и умения донести информацию и объяснить ее так, чтобы у ребенка сложился правильный образ. По этой причине родители должны уметь читать такие книги.

При первом опыте можно и даже нужно обратиться за помощью к тифлопедагогу, психологу или библиотекарю. Получив определенные навыки, можно проводить самостоятельные занятия. Чаще всего в книгах есть поясняющий текст, где разъяснено, как с ними работать.

Правильная книга в правильном возрасте

Тифлопедагоги рекомендуют начинать читать тактильные книги с трехлетнего возраста. Почему? Потому что у детей должен быть тактильный опыт, иначе книга будет непонятна и может вызвать негативные реакции. Ребенок откажется ее читать, проявит агрессию или у него случится истерика. И свидание со следующей тактильной книгой уже может не состояться.

Дело в том, что чтение тактильных изображений — большой труд для малыша. Если дети без нарушения зрения относительно просто выбирают наиболее характерную сторону предмета для изображения его на плоскости, то незрячих детей нужно этому специально учить, готовить к осознанному восприятию плоскостных изображений. Вначале нужно обследовать реальный предмет, определить его форму и основные части — и лишь после этого показывать ребенку предмет, выполненный в аппликации.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Тактильная иллюстрация из ткани. На сером фоне объемное изображение белого барашка, стоящего на зеленой пушистой траве. У барашка небольшие ушки и хвост, глазки из черных бусин, тело из волнистого меха, серые копытца.

Отметим, что тактильные книги, как и обычные плоскопечатные книги для детей, различаются по уровням сложности и соответствуют возрастным особенностям. Иногда книги могут показаться родителям простыми или не слишком красивыми, например, на странице может быть мало предметов, нет второго плана, изображения плоскостные и не имеют перспективы. Но тактильный опыт и зрительное восприятие это абсолютно разные вещи. То, что понятно одному, не соответствует восприятию другого. Поэтому очень важно, чтобы родители знали правила изготовления тактильных книг и умели их интерпретировать.

Создавать тактильные рукодельные книжки с картинками нелегко. Здесь недостаточно просто уметь шить или делать аппликации. Как и в любом деле, есть определенные правила. Каждая отдельная книга должна развивать и обогащать тактильный опыт ребенка, а значит иллюстрации должны соответствовать определенным требованиям и нормам. При планировании темы желательно учитывать как возраст читателя, так и уровень его развития, правильно определять объем текста, количество картинок, их тип и другие детали. О том, как самостоятельно сделать тактильную иллюстрацию, мы поговорим в следующих материалах.

Больше книг

Тифлокомментарий: коллаж из семи цветных фотографий. Яркие иллюстрации из тактильной книги «Сказки Биссета», объединенные одним персонажем — полосатым зеленоглазым котом в зеленых штанах. Мягкая игрушка заглядывает на каждую из страниц книги и знакомится с ее героями. Это тигр с черными полосками, черный кот, выглядывающий из-за ствола дерева, дракон из коричневой фактурной кожи с подвижными элементами, летящий поросенок с привязанными на спине крыльями, почтальон в форме и пузатый блестящий носорог. Правый нижний угол каждой страницы отмечен небольшим красным треугольником.

В Финляндии и Швеции, где и родились тактильные книги как специальный вид изданий для детей с нарушением зрения, их созданием занимаются волонтеры. Благодаря их деятельности специальные библиотеки этих стран имеют огромные фонды книг, которые рассылают читателям по почте. А более простые по технике изготовления тактильные книги небольшими тиражами выпускают специальные издательства. Эти книги можно приобрести в специальных отделах книжных магазинов этих стран.

В России пока нет ни одного издательства, которое бы всерьез занималось изданием тактильных книг, а также единого стандарта по их изготовлению. Эта миссия возложена на библиотеки для слепых, сообщества родителей и благотворительные организации. Но практика показывает, что этого недостаточно.

Несколько лет назад Ассоциация деятелей культуры, искусства и просвещения по приобщению детей к чтению «Растим читателя» (некоммерческая организация, объединяющая государственные, общественные, творческие организации, учреждения, коллективы, а также индивидуальных представителей, действующих в сфере культуры, искусства, просвещения, образования, книгоиздания в интересах содействия литературно-художественному воспитанию и творческому развитию детей) обратила внимание на потребность детских библиотек в подобных изданиях. Сейчас при библиотеках организуют школы волонтеров, где желающих учат делать тактильные книги. Кроме того, проводятся ежегодные конкурсы, где выбирают лучшие тактильные рукодельные издания. Все это помогает привлекать новых читателей и пополнять фонды.