В мире снижается число незрячих людей, владеющих системой Брайля. На этот процесс влияет развитие технологий — у людей с нарушением зрения появилась возможность слушать аудиокниги, использовать скринридеры и смартфоны. Однако в противовес появляются и сообщества, популяризирующие рельефно-точечный шрифт. В 2021 году, например, было создано объединение «Брайль-Актив» — в его рамках уже прошла акция «Я брайлист», участники которой делились личными историями о шрифте.
Хотя польза от знания шрифта Брайля очевидна, люди, потерявшие зрение в зрелом возрасте, нередко сомневаются в необходимости его изучения. Мы попросили людей с нарушением зрения рассказать о том, зачем они начали изучать рельефно-точечный шрифт, а также о том, как и где это лучше всего сделать.
Мотивация, а не стимуляция
Тифлокомментарий: цветная фотография. За белым столом сидят молодая блондинка в розовом джемпере и юноша в белой рубашке, оба в темных очках. Перед ними лежит прибор для обучения чтению шрифта Брайля. Он похож на длинный пенал, разделенный на 10 частей, с ячейками-шеститочиями. Серебристые штифты лежат рядом на столе, еще несколько — на раскрытой ладони девушки. Возле молодого человека на столе — сложенная белая трость.
Взрослый человек, потерявший зрение в позднем возрасте, должен четко понимать, зачем ему изучать шрифт Брайля, считает тифлопедагог и психолог Валентина Демченко.
«Я преподаю Брайль для взрослых частным образом, обычно ко мне они приходят с определенной мотивацией. То есть им Брайль нужен для конкретных практических действий. Одни по музыкальной части хотят изучать ноты по Брайлю, другим Брайль может помочь в бытовых вопросах, кому-то он необходим для того, чтобы закончить школу или колледж. Но успех этой затеи всегда лежит в личной мотивации человека, когда им движет чувство необходимости изнутри, а не из вне (от родственников), как это часто у нас бывает», — сказала Валентина Демченко.
Сергей Кислицкий потерял зрение в 17 лет, но выучил шрифт Брайля только спустя два года. Его пригласили на курс реабилитации в Санкт-Петербурге, частью которого было изучение рельефно-точечного шрифта.
«Когда я после полной потери зрения лежал в военно-медицинском центре, к нам приходили сотрудники центра реабилитации инвалидов по зрению, который находится на улице Джамбула, 3. Они помогли мне психологически справиться с моей новой ситуацией и попасть к ним на курс реабилитации. Брайль в этом курсе был обязательным предметом. Тогда я цеплялся за любую возможность, чтобы как-то привнести в свою жизнь новый смысл, поэтому особых сомнений, учить шрифт или нет, у меня не возникло. Сегодня в основном использую его по работе в библиотеке для слепых. По-прежнему люблю подписывать Брайлем какие-то бытовые вещи по дому. Мне кажется это более простым вариантом. Закончились специи, шампунь или гель в банке — добавил новые или перевесил брайлевскую пометку на новую банку. Ничего менять не нужно», — рассказал Сергей Кислицкий.
Взрослых людей мотивировать на изучение шрифта Брайля может то, что он помогает сохранить конфиденциальность — в отличие от звуковых технологий.
«От своих взрослых учеников я слышала, что они предпочтут Брайль звуковым меткам в личных вопросах, когда рядом находятся их родственники. Кто-то не желает, чтобы все слышали, какие лекарства принимает человек, кто-то просто не хочет излишне напрягать слух своих близких, так как с погружением незрячего в технологии в доме появляется постоянное говорение смартфона, плеера, компьютера. Многим зрячим это приносит большой дискомфорт, а изучение Брайля отчасти может решить этот вопрос», — сказала Валентина Демченко.
Сергей Кислицкий считает, что Брайль помогает разгрузить слух. Это важно, когда человек с нарушением зрения активно работает или учится с использованием скринридера. При постоянной нагрузке слух может падать.
«Очень эргономично, когда при получении необходимой информации незрячий использует слух и осязание примерно в равной мере. При работе на компьютере этого можно достичь, например, при наличии брайлевского дисплея. Но, к сожалению, он стоит огромных денег, возможность его приобрести есть далеко не у каждого», — сказал Сергей.
Тифлокомментарий: цветная фотография. Пожилой человек в джинсах и голубой рубашке изучает лежащую у него на коленях книгу, набранную шрифтом Брайля. Левой рукой он придерживает разворот книги, указательным пальцем правой руки ведет по строчке.
Случается, что взрослый человек с нарушением зрения хочет изучать шрифт Брайля, однако против оказываются его близкие люди. Подобная ситуация произошла в семье Маргариты Мельниковой.
«Мой папа был против изучения Брайля, искренне считая, что лучше сосредоточиться на методиках восстановления зрения и не отвлекаться на другое. Мои возражения он и слушать не хотел, поэтому с Брайлем я познакомилась спустя многие годы. Сегодня очень жалею, что этот психологический вопрос в нашей семье помешал мне гораздо раньше начать погружение в мир книг. Да и если бы я знала Брайль, то смогла гораздо быстрее и эффективнее изучать английский язык», — сказала она.
Этот случай не единственный. В практике Юлии Ломакиной, специалиста Центра реабилитации инвалидов по зрению в Санкт-Петербурге, в этом году появился ученик, который в 35 лет не умел читать и писать. Его родители считали, что незрячему человеку не нужен ни шрифт Брайля, ни компьютер, ни смартфон. Однако чаще всего перед незрячими учениками встает иная проблема.
«Изучение Брайля взрослыми, недавно потерявшими зрение, — тонкий психологический момент. По сути человек должен решиться принять свою слепоту. Преподавателю важно найти ключ и мотивацию для своего ученика. Одни при помощи Брайля начинают вести дневник и телефонную книжку, другие ученики изучают для того, чтобы ориентироваться в доступной среде города и читать названия лекарств в аптечке. Многие пожилые люди с интересом учатся, потому что им просто интересно что-то новое, сил освоить компьютер не хватает, а способ альтернативного письма — вполне», — сказала Юлия Ломакина.
Она считает, что шрифт Брайля нужен каждому для поддержания уровня грамотности, обогащения словарного запаса, выработки умения правильно выражать и доносить свою мысль. Но далеко не все ученики это понимают.
Важна методика
Главная сложность при чтении по системе Брайля — необходимость распознавания букв подушечками пальцев. Тем, кто работает руками или часто играет на гитаре, это дается особенно тяжело — из-за огрубевшей кожи не чувствуется разница между буквами.
«Чувствительность кожи на пальцах часто нарушена у работников завода или у людей, которые занимались каким-то другим тяжелым физическим трудом. Если в результате травм или болезни такие люди теряют зрение, то Брайль им дается очень тяжело. Но научиться читать можно в любом возрасте, у нас были успешные примеры — учились и в 80, и даже в 90 лет», — сказала Виктория Воробьева, специалист Центра реабилитации инвалидов по зрению в Санкт-Петербурге.
По ее словам, чувствительность кожи повышают при помощи регулярных тренировок. Можно, например, сначала смешать рис и гречку, а затем перебрать их и разложить по тарелкам.
«Подобные упражнения не сразу, но обычно помогают. Гораздо сложнее, когда у человека в результате травмы или болезни нарушены нервные проводящие пути. Или мозг плохо анализирует и обрабатывает полученную через пальцы информацию. Здесь, конечно, предстоит более долгая работа, но в реабилитационных центрах умеют работать и с такими случаями», — добавила Виктория Воробьева.
Некоторые незрячие люди, освоившие шрифт Брайля во взрослой жизни, пишут, но практически не читают, а другие читают, но пальцем одной руки.
«Освоение алфавита обычно занимает не так много времени. В среднем — от 20 дней до двух месяцев. А вот развитие навыка чтения может занять годы. Здесь, как и в изучении иностранных языков, многое зависит от количества времени, которое было уделено вопросу. Основы Брайля можно изучать как в офлайн, так и в онлайн-формате. Важно просто объяснить, как работает эта система. Например, у меня была ученица, с которой мы выучили Брайль за два месяца по скайпу», — рассказала Айгуль Набиулина, преподаватель шрифта Брайля в школе для слепых и слабовидящих и в вечерней школе Краснодара.
Среди методик изучения шрифта Брайля выделяют две — традиционную и по «ключу». В первом случае сначала закрепляется навык письма точек с помощью шеститочия, а затем делается упор на умение распознавать точечные символы и складывать их в слова. Основным учебником при таком методе используется букварь, который, по словам Айгуль Набиулиной, сейчас можно найти в библиотеках для слепых практически в каждом регионе.
«При изучении шрифта взрослым часто помогают какие-то ассоциации из их предыдущего опыта. Очень удобно, когда ученик сначала смотрит выпуклую букву плоскопечатного алфавита, а потом находит и запоминает ее брайлевский эквивалент. Это значительно облегчает задачу. Поздно ослепшим гораздо проще объяснить зеркальность письма и чтения по Брайлю, так как они это могут легко представить. Детям же часто приходится сначала объяснять смысл самой зеркальности», — поделилась опытом Айгуль Набиулина.
Юлия Ломакина считает, что наиболее оптимальным по скорости освоения является метод «ключа». Для этого человеку предлагают выучить четыре строки брайлевских букв и знаков, в каждой из которых по десять разных символов. Первая строка является основой для всех последующих и состоит из букв латинского алфавита. Уже из них можно составлять слова, пробовать их писать и читать. Вторая строчка «ключа» — те же буквы, к которым добавляется дополнительная точка. Получается, что каждый предыдущий знак из первой строки преобразуется в новую букву, но основа остается прежней. В третьей строке добавляется еще одна точка и так далее.
«Взрослым по ’’ключу’’ освоить азы Брайля можно гораздо быстрее, чем по букварю. Да и потеть над Брайлем, чтобы прочитать ’’Мама мыла раму’’, взрослым не очень интересно. Поэтому здесь мы составляем слова из той темы, которая ученику наиболее близка. Это может быть музыка, спорт, путешествия или огород. Интересы у каждого разные, но с учетом мотивации обучение происходит быстрее», — рассказала Юлия Ломакина.
Тифлокомментарий: цветная фотография. Крупным планом белая страница книги с текстом, который напечатан шрифтом Брайля. Строчки изучают женские руки с аккуратным маникюром.
Сергей Кислицкий обучался шрифту Брайля как раз по методике «ключа». По его словам, он научился читать примерно за 20 дней.
«Выучив первые десять брайлевских символов, я выучил сразу и несколько латинских букв, и арабские числа, и десять букв русского алфавита. Дальше я практиковался в складывании слов из изученных символов, потом стал читать предложения из небольшого количества слов, а затем уже все пошло как по маслу», — рассказал Сергей.
Где изучить шрифт Брайля
Изучить рельефно-точечный шрифт можно несколькими способами. Первый вариант — пройти курс в Центрах реабилитации в Бийске или Волоколамске. Для того чтобы получить путевку, нужно обратиться в местное отделение Всероссийского общества слепых. Программа подразумевает проживание и обучение в другом городе в течение нескольких месяцев, оплачивается она государством. Помимо шрифта Брайля, в центрах помогут освоить и другие дисциплины, например, домоводство или ориентирование и мобильность.
Второй вариант — курсы местного центра реабилитации слепых или отделения ВОС. Как правило, обучающие программы в таких учреждениях есть в городах-миллионниках. Например, по мере набора учеников курсы проходят в Москве, Санкт-Петербурге, Перми, Екатеринбурге, Новосибирске и других городах.
Если в городе курсов нет, то можно найти репетитора для индивидуальных уроков. Лучше всего преподают шрифт Брайля сами незрячие люди. Искать нужно человека с образованием тифлопедагога или с опытом регулярной практики преподавания рельефно-точечного шрифта. Такие специалисты есть в библиотеках для слепых, специализированных коррекционных школах для незрячих и слабовидящих детей, а также в некоммерческих организациях, работающих с незрячими людьми.
Шрифт Брайля можно освоить и самостоятельно. Например, так сделала Маргарита Мельникова: «После того, как долгое время мне не разрешали даже думать о Брайле, я готова была учить его любыми способами, пусть и самостоятельно. Запретный плод сладок, поэтому я просто взяла букварь в ближайшей библиотеке для слепых и потихонечку смогла освоить его сама — без чьей-то помощи».
Некоторые люди с нарушением зрения для изучения шрифта Брайля едут в Москву и Санкт-Петербург, оформляют в этих городах временную регистрацию и обращаются в местные реабилитационные центры, в которых курсы проходят на регулярной основе.
Читайте также:
- Потеря зрения в зрелом возрасте: куда обратиться за помощью в решении бытовых задач
- Обустраиваем квартиру для человека с нарушением зрения. Основные правила
- Программы для распознавания шрифта Брайля