Категории

Fest-fest-fest

Fest-fest-fest

Кратко:

В последнее время мерилом всего в театральном мире стали фестивали. Успех того или иного проекта, популярность и новаторство спектакля измеряются теперь не столько кассовыми сборами (хотя, конечно, и ими тоже), сколько но участием в как можно большем количестве фестивалей.

Смотры — большие и малые, международные и региональные, тематические и узкоспециальные — превратились в некий тренд, своеобразную ярмарку тщеславия. Фестивали разных калибров и мастей проводятся сегодня, кажется, повсюду, во всех городах, областях и весях. Среди прочих возникли и специализированные фестивали «особого» театра: «Протеатр», Inclusive Dance и другие. В какой-то момент, лет 20 назад, западные фестивали стали постепенно двигаться в сторону инклюзивности во всех смыслах, включая в программы соответствующие постановки и делая спектакли доступными для людей с разными возможностями, а через некоторое время за ними последовали и отечественные театральные смотры.

Главным российским театральным событием был, есть и остается фестиваль национальной театральной премии «Золотая маска», авторитет и репутация которого непоколебимы на протяжении вот уже более 20 лет. Тем важнее, что с 2014 в конкурсной программе «Золотой маски» участвуют инклюзивные постановки, а одна из них даже выиграла в номинации «Эксперимент». Речь идет о спектакле «Отдаленная близость» Герда Хартмана и Андрея Афонина, созданном театральной студией «Круг II» при поддержке Гете-Института на основе стихов, сказок и небольших эссе авторов с проблемами психического здоровья. Тем самым был создан важный прецедент, доказывающий, что, по крайней мере, часть экспертов и членов жюри воспринимает театр с участием людей с особенностями всерьез.

Это была первая ласточка, вслед за которой в конкурсе «Золотой маски» потихоньку начали появляться и другие инклюзивные спектакли, в том числе поставленные в профессиональных театрах. В 2016 году в пятерку номинантов все в той же категории «Эксперимент» попали «Прикасаемые», совместный проект Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение» и Театра Наций — на сегодняшний день единственный в мире инклюзивный спектакль с участием слепоглухих и зрячеслышащих актеров. А годом позже номинацию получил «Язык птиц» Бориса Павловича и целой команды профессионалов, совместная работа Большого драматического театра им. Г.А. Товстоногова и Центра «Антон тут рядом». В двух кукольных номинациях в 2017 году победила другая работа из Петербурга, напрямую связанная с темой «особых людей» — «Колино сочинение» Яны Туминой, где двое актеров рассказывали с помощью приемов визуального театра историю мальчика с синдромом Дауна.

Это свидетельствует о том, что сама тема вызывает пока больше интереса, чем реальная инклюзия, и у особых актеров сегодня, к сожалению, меньше шансов завоевать высокую оценку театральных деятелей, чем у профессиональных артистов. Что, впрочем, не мешает экспертам выдвигать все новые работы. В нынешнем году среди лауреатов — проект питерского Упсала-цирка «Я Басе» Яны Туминой с участием детей с синдромом Дауна и сложных подростков.

Главный театральный фестиваль становится все более инклюзивным, расширяя круг участников и зрителей. Так, в апреле 2018 года проект «Золотая Маска в городе» представил широкой публике инклюзивные коллективы со всей страны в рамках ц А начиная с 2017 года, благодаря мобильному приложению для тифлокомментирования в театре и кино «Искусство.Вслух» некоторые спектакли фестивальной программы стали доступны зрителям с нарушением зрения.

Ведущие фестивали и форумы России постоянно реализуют инклюзивные проекты: «Территория» проводит инклюзивные лаборатории, мастер-классы и тренинги, на «Культурном форуме» регулярно играют премьеры инклюзивные театры, а фестиваль «Новый Европейский Театр» в 2017 организовал специальную офф-программу в Петербурге, посвященную горизонтальному театру. Несмотря на это, споры о том, считать ли театр с участием людей с особенностями искусством или социальным проектом, продолжаются до сих пор. Часто можно услышать мнение, что зритель судит подобные спектакли не с точки зрения эстетики, а с точки зрения этики, восхищаясь тем, как непрофессионалы и люди с ограниченными возможностями здоровья «ловко» справляются с поставленными задачами. Но на самом деле спор этот бесперспективен: как известно, судить художника имеет смысл только по законам, им самим над собой поставленным, а потому, если создатели считают свои спектакли театром, так почему бы и нам, их зрителям, не относиться к ним соответствующе?

По крайней мере, такой подход характерен для фестивалей особого театра, которые, вместо того чтобы спорить о терминологии, знакомят зрителей с прежде закрытым и непонятным им миром. Для идеологов «особого театра» в России, например, куда важнее показать результаты своей постоянной кропотливой работы и самореализации людей, прежде лишенных права на публичное творчество. Помимо чисто просветительской функции такие фестивали еще стремятся быть инклюзивными, представляя постановки особого и инклюзивного театра и приглашая широкую зрительскую аудиторию с разными возможностями.

Фото: мастер-класс «Протеатр». www.proteatr.ru

Тифлокомментарий: черно-белая фотография. В большом зале около 15 человек в обычной одежде. Двое в инвалидных колясках с сопровождающими, девушка с синдромом Дауна, молодой человек, перемещающийся на полусогнутых ногах с помощью другого мужчины. Девушка с сумкой через плечо опирается на женщину. Все они в движении. Кто-то поднимает руки вверх, кто-то просто передвигается.

Например, российский фестиваль «Протеатр», который проводится в Москве раз в три года. Здесь все — и программа, и экспертиза, и логистика — строится вокруг людей с особенностями. Основателем и организатором «Протеатра» стала региональная общественная организация социально-творческой реабилитации детей и молодежи с отклонениями в развитии и их семей «Круг» во главе с Натальей Поповой. В состав оргкомитета входят члены правительства Москвы, представители общественных организаций, режиссеры, психологи и педагоги, а жюри возглавляет актриса Ольга Остроумова. Созданный в 2001 году, фестиваль ставит своей целью поддержку театрального творчества людей с инвалидностью. Постановки отбираются по видео, и на последнем фестивале число конкурсных заявок достигло сотни. В 2013 году фестиваль вышел на международный уровень: кроме российских, в нем приняли участие 27 коллективов из ближнего и дальнего зарубежья. В итоге появился еще один специальный фестиваль — ежегодный и более камерный, «Протеатр. Международные встречи», который проводится совместно с Центром им. Вс. Мейерхольда на его площадке.

К счастью, два фестиваля «Протеатр» — не единственная возможность для отечественного зрителя увидеть постановки с участием людей с ментальной или физической инвалидностью. Так, в Москве уже много лет проходит молодежный интеграционный театральный фестиваль «Арт-сфера», а в Петербурге регулярно проводятся сразу несколько фестивалей: «Шаг навстречу!», фестиваль творчества детей с инвалидностью «День благодарения» и социально-культурный фестиваль «Есть контакт!».

Помимо «старожилов», появляются и новые проекты. В 2016-2017 году по инициативе Министерства культуры РФ впервые прошел фестиваль «Вдохновение», который, правда, за два года так и не оброс единомышленниками и профессионалами, не сформировал свою систему ценностей и формат. Осенью 2017 года в ГМИИ им. А.С. Пушкина стартовал «Инклюзивный фестиваль» — он объединил музейных работников и творческие коллективы вокруг проблем доступного искусства и инклюзии.

Среди региональных фестивалей — Нижегородский международный инклюзивный фестиваль «Школа искусств» в знаменитом театре «Пиано» и школе-интернате для глухих детей. Спектакли, представления, мастер-классы по брейк-дансу, таэквондо и песочной анимации делают этот детский фестиваль одним из самых ярких инклюзивных событий в России. География творческих смотров расширяется. В начале 2018 года в далеком Якутске прошел Международный инклюзивный фестиваль «Заяви о себе!», в котором участвовали дети от шести до 18 лет.

Фото: Британский театральный фестиваль UNLIMITED. www.weareunlimited.org.uk

Тифлокомментарий: момент из спектакля. Сцена залита ярко-зеленым светом прожектора. На ней находятся 7 человек. На переднем плане молодой мужчина на инвалидной коляске. Он поднял руки и открыл рот. На нем черная футболка и серые штаны. Над ним висит обруч. На заднем плане сидят полукругом пять человек. Слева направо: девушка в очках, черной футболке и длинной черной юбке; мужчина средних лет с гитарой в руках и в белой одежде; мужчина на кресле-коляске за синтезатором и женщина средних лет за столиком с компьютером. Оба они в белом. Крайним справа сидит молодой мужчина с трубой на нем серая рубашка, серые брюки и красный галстук.

Тем не менее, пока в России инклюзивных фестивалей не так много, как, скажем, в Великобритании или Испании, где прекрасно понимают их незаменимость для социализации и адаптации людей с инвалидностью, повышения их самооценки и одновременно информирования общества. Из британских смотров стоит отметить выросший из небольшого регионального Crossing the line Festival, доступный абсолютно всем незрячим и неслышащим UNLIMITED с обширным блоком теоретических мероприятий и узкоспециальные фестивали, такие как Autism arts festival. В Испании инклюзивное фестивальное движение тоже стремительно развивается, но пока из череды событий особенно выделяется мадридский IDEM, который осенью 2018 года пройдет уже в шестой раз. Есть свои инклюзивные фестивали и в Азии, например, Festival of Disabled Artists начинался в 2006 году во Вьетнаме/Лаосе, потом перекочевал в Камбоджу и Мьянму, в марте 2018 года прошел в Сингапуре, а в 2020-м должен состояться в Японии.

С другой стороны, некоторые представители «особого» театра, например, британская компания Graeae или израильская театральная труппа слепоглухих актеров Nalagaat, охотнее участвуют в неспециализированных международных смотрах — таких, как отпраздновавший семидесятилетие Эдинбургский фестиваль или его ровесник Fringe, куда любая театральная компания может приехать за свой счет и где очень любят театр с участием актеров с разными возможностями. Это отличный шанс выйти на новый уровень, побыть на поле «большого» искусства, покинуть гетто, в которое вольно или невольно заключают любые рамки. Тем более, в жюри и экспертных советах большинства инклюзивных фестивалей не бывает выдающихся режиссеров, влиятельных продюсеров или крупных актеров. Там, как правило, собираются люди, так или иначе связанные с инвалидностью, НКО и инклюзией. Разумеется, они настроены к участникам и их творчеству в среднем гораздо более доброжелательно, чем серьезные театральные деятели, и получается, что подлинного диалога и настоящей критики не выходит. Об этом на последнем фестивале «Протеатр. Международные встречи» говорила арт-директор ЦиМа Елена Ковальская, много сделавшая для продвижения инклюзивного театра в России.

Впрочем, как раз в феврале в Москве театроведам и деятелям инклюзивного театра удалось встретиться за одним столом и хотя бы начать разговор о дефинициях и общем театральном контексте. Будем надеяться, что в ближайшее время он будет продолжен, так как необходимость не формальной, а истинной встречи традиционного и инклюзивного искусства очевидна для многих из тех, кто занимается особым театром.

Об авторах

Ника Пархомовская

Ника Пархомовская

Автор портала

Хотите получать рассылку «Особый взгляд»?

Нажимая на кнопку подписаться, Вы подтверждаете. что прочитали и соглашаетесь с нашими условиями использования в отношении хранения данных, отправленных через эту форму.

Произошла ошибка при оформлении подписки.

Спасибо за подписку!

Подписка уже оформлена.