Категории

Фиолетовый мир Ирины Поволоцкой: как найти творческий путь и преодолеть кризис

Фиолетовый мир Ирины Поволоцкой: как найти творческий путь и преодолеть кризис

Кратко:

В своей колонке литератор и художница Ирина Поволоцкая рассказывает о своем восприятии мира и об искусстве как способе терапии.

Тифлокомментарий: цветная фотография. В окружении белых стен, закрыв глаза, стоит Ирина Поволоцкая. Она словно затерялась в бескрайнем пространстве: чуть запрокинула голову, втянула ее в плечи и замерла в ожидании, подняв руку на уровень груди. Актриса одета в темный трикотажный костюм с капюшоном, у нее платиновые волосы с розовыми прядями, на ногтях — яркий розовый лак.

Творчество — это не только полет фантазии, но и труд, требующий стратегии. Где брать вдохновение и как преодолеть творческий застой, даже кризис? Я десятки лет работала как психолог в сфере арт-терапии, и для меня всегда остается важным предметом исследований тема, связывающая творческие кризисы с жизненными — и наоборот. 

Эти вопросы фундаментально исследовал философ, психолог, профессор Лев Семенович Выготский. И, как всегда, возникает интересная взаимосвязь с этим выдающимся ученым. Он объединил вокруг себя коллектив исследователей, известный как «круг Выготского — Лурии», куда вошел и Александр Иванович Мещеряков. Он, в свою очередь, опираясь на наработки Выгодского и Лурии, в 1960 году организовал лабораторию изучения и воспитания слепоглухих детей в НИИ дефектологии АПН СССР. Где училась «загорская четверка» слепоглухих, среди которых был и будущий доктор психологических наук, профессор Александр Васильевич Суворов. Там же, но позже, оказалась и я. И вот спустя 57 лет я с удовольствием процитирую идеи Выготского, очень точно выявленные и сформулированные, о диалектике развития и роли противоречий в творческом процессе:

«Кризис — это не просто трудность, это необходимый этап развития, который ломает старые формы и открывает путь новым». 

В книге «Психология искусства» Выготский анализирует, как конфликт между формой и содержанием в произведении приводит к катарсису — эмоциональному прорыву, который и делает искусство мощным. 

«Творческий процесс рождается из столкновения противоположностей: чувства и мысли, хаоса и формы, кризиса и его разрешения». 

В своих трудах о воображении и творчестве Выготский подчеркивал, что развитие идет через преодоление внутренних противоречий: художник, сталкиваясь с кризисом, вынужден искать новые пути, что и приводит к прорыву.

И вот снова синхронистичность. На днях я создала перформанс-исповедь «Возьмите меня домой!», где представляю, в собственной интерпретации, очень пронзительное стихотворение Суворова «Дом». 

Когда Саша нас покинул в прошлом году, мне захотелось что-то сделать в память о нем. И вот, перечитывая его стихи, я прониклась этим стихотворением. Так родился новый перформанс, который мы в итоге создали в моем социокультурном проекте арт-терапии COSMOOPERA.ART.

Однако я не ставила целью рассказать об Александре Васильевиче. Он сам довольно много писал о себе и своей философии, другими о нем тоже много показано и рассказано. В своей автобиографической повести, которая скоро будет издана, я тоже вспоминаю моменты, когда мы пересекались по жизни, как поддерживали и помогали друг другу. Посыл в том, что этим перформансом мы с ним ставим перед зрителями вопрос: а что для вас — «дом»? Что бы это ни значило… 

Недавно я снова активно возобновила работу с метафорическими ассоциативными картами (МАК), в плане арт-терапии. И даже обновила свой курс, опробовав сначала на себе. Что меня не перестает никогда удивлять — это то, что все действительно работает. Недавно я даже написала статью «Метафорические ассоциативные карты для раскрытия воображения». Так вот, «Дом» может быть как метафора, которая вызывает определенные ассоциации, даже если кажется, что у всех они похожие, но все равно — у каждого они свои. Дом там, где ваше сердце…

После первой репетиции меня спросили, как мне удается генерировать идеи. На самом деле творческие идеи ко мне приходят в любое время, часто во время прогулок. Поэтому я бы и всем посоветовала носить что-то с собой, чтобы записывать, так как птица вдохновения порой прилетает и улетает, когда ей захочется, надо ловить моменты. Хотя возможен и другой подход, основанный на том, что если надо будет, то и прилетит. Так что вот некоторые ключевые методы, которые помогут вернуть вдохновение:

  • Ищите новое и экспериментируйте. Рутина — главный враг креативности. Погрузитесь в непривычные жанры, посетите выставку, изучите новый язык (я, например, сейчас изучаю китайский) или займитесь хобби, далеким от вашей привычной деятельности. Это расширяет кругозор и запускает ассоциативное мышление. Например, танцор может вдохновиться оперой, а фрилансер, пишущий рекламные статьи, — научной фантастикой.  

  • Создайте ритуалы и структурируйте процесс. Утренние ритуалы: чашка кофе, прогулка или медитация помогают настроиться на работу. Фрирайтинг: 10 минут свободного письма без редактирования выводят из ступора. Тайм-менеджмент: ограничьте время на задачу (например, 1 час) — это снизит давление перфекционизма.

  • Черпайте идеи из окружения. Общайтесь с творческими людьми: их энергия заразительна. Я, например, стараюсь создавать свой круг общения из людей творческих и склонных к саморазвитию. Анализируйте работы других, но не копируйте — находите пробелы и улучшайте их идеи. Используйте природу: прогулки в парке или наблюдение за природными явлениями (например, как создатель  застежки-«липучки», вдохновился репейником, эту застежку иногда так и называют — «репейник»).

  • Примите кризис как этап роста. Творческий застой — не провал, а сигнал к перезагрузке. Отдохните, смените обстановку или займитесь спортом, чтобы восстановить энергию. Мне, например, помогают прогулки, о чем я уже писала в статье «Искусство ходьбы — быть здесь и сейчас».

  • Смелые акценты. Если, к примеру, использовать метафорические ассоциативные карты, то что для меня может означать образ «фиолетовой двери»? Символ входа в творчество. Фиолетовый добавляет глубины пространству, создавая атмосферу для медитации или творческих экспериментов. И в сочетании с нейтральными тонами (белый, серый), если обеспечить хорошее освещение. Декор: вазы, картины или текстиль фиолетовых оттенков — безопасный способ «примерить» цвет, не меняя интерьер кардинально. Фиолетовый цвет в интерьере ассоциируется с тайной, роскошью и вдохновением. Метафора «фиолетовой двери» — это смелый шаг в неизведанное. Фиолетовый успокаивает, стимулирует воображение и снижает стресс, что идеально для творческих сессий. Например, писательница Элизабет Гилберт сравнивает идеи с «невидимыми сущностями», которые ждут, когда вы откроете им дверь. Примерно такие ассоциации, например, я бы могла выстроить.

  • Вера в себя и поддержка. Внутренний диалог: откажитесь от мыслей вроде «я не творческий человек» — такие рамки блокируют потенциал. Сообщество: общение с единомышленниками или менторами помогает преодолеть сомнения. Например, дизайнеры находят вдохновение в профессиональных сообществах. Так как и я получаю постоянную поддержку в нашем (уже обширном) инклюзивном сообществе социального театра, которое регулярно поддерживается различными мероприятиями, в том числе форумом социального театра «Особый взгляд» и «Инклюзиона». Не это ли снова та самая синхроничность Юнга? В арт-терапии синхроничность играет чуть ли не ключевую роль. Об этом тоже не стоит никогда забывать. Поэтому я тоже так часто об этом упоминаю. Так, например, какие-то подсказки или поддержка в трудный период может неожиданно появиться. Случайность или нет?

  • Принятие страдания как урока. Жесткие жизненные уроки закаляют характер. Даже конфликты с окружением учат терпению и вере в свои ценности. Преодоление трудностей — часть творческого пути.

  • Цели и смыслы. Пересмотрите задачи: если проект больше не вдохновляет, возможно, его цель утратила актуальность. Социальные проекты: работа над чем-то значимым (например, дизайн сайта для благотворительности) дает моральные силы и ощущение причастности к чему-то большему. Это превращает творчество из личного вызова в миссию.

Подытожу все в трех шагах к творческому прорыву:

1. Экспериментируйте — войдите в творческое пространство, будьте готовы к смелым решениям.

2. Принимайте кризисы — они очищают и открывают новые пути.

3. Ищите опору — в вере, сообществе, личных ритуалах.

Как писал Генри Форд: «Воздух наполнен идеями. Они стучатся к вам в голову. Вам нужно лишь открыть дверь». Пусть ваша «фиолетовая дверь» станет символом смелости. Я описала свой опыт и теорию, но «теории» это ступени к звездам.  Главное не забывать: творчество — это не пункт назначения, а сам путь. Даже через тернии можно идти вдохновенно, если видеть в них не препятствия, а текстуру жизни.

Рекомендуем

Об авторах

Ирина Поволоцкая

Ирина Поволоцкая

Автор портала

Елена Керн

Елена Керн

Тифлокомментатор

Хотите получать рассылку «Особый взгляд»?

Нажимая на кнопку подписаться, Вы подтверждаете. что прочитали и соглашаетесь с нашими условиями использования в отношении хранения данных, отправленных через эту форму.

Произошла ошибка при оформлении подписки.

Спасибо за подписку!

Подписка уже оформлена.