Категории

Форум-фестиваль социального театра «Особый взгляд». Личный взгляд

Форум-фестиваль социального театра «Особый взгляд». Личный взгляд

Кратко:

Слепоглухая актриса Ирина Поволоцкая приняла участие в форуме-фестивале и рассказала о своих впечатлениях.

С 19 по 22 мая в Санкт-Петербурге прошел Второй всероссийский форум-фестиваль социального театра «Особый взгляд». Среди его участников была слепоглухая актриса, писательница и художница Ирина Поволоцкая, она представила перформанс «Каждый в городе». Мы попросили ее поделиться впечатлениями о событии.

Вот и завершился долгожданный форум-фестиваль «Особый взгляд»: он прошел на Новой сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге и оставил после себя очень теплые воспоминания. Это всегда, а сейчас — особенно, ценный душевный ресурс.

Мы должны были приехать в Санкт-Петербург еще в 2020 году, на Петербургский международный экономический форум, и представить один из наших популярных спектаклей — «Здесь больше, чем просто селедка» Центра творческих проектов «Инклюзион». Он создан по мотивам картины Питера Брейгеля с символическим смыслом и названием «Перевернутый мир». Но мероприятие отменили из-за распространения коронавируса.

В 2021 году я уже сама подала заявку на отборочный конкурс фестиваля социального театра «Особый взгляд» со своим перформансом «Каждый в городе» от Cosmoopera Performing Arts. Я первый раз организовывала гастроли большой труппы в другой город. Это оказалось не так просто, учитывая условия слепоглухоты, срывы репетиций, внезапные замены актеров и билетов... Чтобы никого не подвести, все проверяла и сверяла несколько раз.

Спасибо организаторам за доверие — перформанс утвердили в рамках Междисциплинарной программы. Этот блок фестиваля был составлен из проектов на стыке различных медиумов и смежных с искусством полей, затрагивающих социальную тематику: перформансы, видео-арт, документалки, созданные в разных регионах.

Сложно переоценить важность таких мероприятий для практики социального искусства и развития социального театра, в целом — для инклюзии и привлечения внимания к проблемам социально незащищенных групп.

Тифлокомментарий: цветная фотография. На столе лежат раздаточные материалы форума-фестиваля «Особый взгляд». Это бейдж участника, афиша на английском языке с портретом Ирины Поволоцкой и две брошюры с программой фестиваля. Одна из них открыта на странице с описанием перформанса «Каждый в городе».

Покидая Москву на «Сапсане», мы оставляли позади пасмурную дождливую погоду. В Санкт-Петербурге в день нашего приезда с каждым часом становилось все солнечнее и теплее. Такое же тепло нам дарили единомышленники, окружавшие на протяжении всех фестивальных дней.

Понравилось, как был организован процесс, а мне есть с чем сравнить. Встречи и трансферы, расселение в отеле в центре города, питание, общение с волонтерами. Нашей труппе выделили даже отдельную гримерку, светлую и уютную. Эти бытовые мелочи для нас, людей с особыми потребностями, крайне важны, так как создают необходимую для продуктивной жизнедеятельности доступную среду. Особенно это становится критично, когда находишься вдали от дома. С первых же дней к моей группе был прикреплен практически персональный координатор, душевная и внимательная Ирина, моя тезка.

Площадка Новой сцены Александринского театра для меня была уже знакомой, как и фойе, где мы выступали. В 2015 году показывали здесь премьеру спектакля «Прикасаемые» с приглашенными актерами Анатолием Белым и Анной Ковальчук. Уже тогда руководство Новой сцены взяло курс на становление своего инклюзивного пространства — в широком смысле этого слова. Этому курсу в театре следуют и сейчас. Что вселяет оптимизм, ведь в 2015 году мы со своим спектаклем были пионерами инклюзивного социального театра на большой сцене. И нам стоило больших усилий объяснить крупным театрам, кто мы такие, что делаем и зачем это нужно.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Солнечный весенний день в Санкт-Петербурге. Ирина Поволоцкая стоит на набережной Фонтанки, чуть касается рукой металлической ограды. На актрисе темное длинное платье, белые кроссовки, яркая малиновая куртка с капюшоном. Вдоль противоположного берега чередой тянутся невысокие жилые дома, вдалеке видны бирюзовые купола Троицкого Собора.

В тот год мы посадили во внутреннем дворике здания Новой сцены нашу яблоньку, которая служила декорацией для премьерного показа «Прикасаемых». Мы не могли ее возить с собой, поэтому надо было срочно решать, что с ней делать. Наш куратор Виктория Авдеева договорилась с администрацией театра, и нам разрешили посадить саженец на клумбе во внутреннем дворике. Это было идеальное решение. Мы всем нашим большим коллективом вырыли яму, торжественно поставили в нее деревце, засыпали и полили водой. Потом повязали на веточки ленточки, и с тех пор это стало доброй местной традицией.

Конечно, первые пару лет переживали, что не приживется. Теперь, как только приезжаем в Питер, то обязательно навещаем наше деревце. Вот и в этот приезд специально подошли к ней с директором «Инклюзиона» Татьяной Медюх, проведали. Растет, уже окрепшая, хоть и небольшая все еще, но полная сил! Украшенное разноцветными ленточками деревце с доброй аурой и такими же добрыми плодами (мы надеемся) в будущем.

Но вернусь к форуму-фестивалю. Все спектакли и перформансы в его рамках были интересны, необычны и актуальны.

Сказка, пересекающаяся с реальностью, в «Стойком оловянном солдатике». Музыкальные темы в «Жаль, что тебя здесь нет» и «Формуле камертона». Поднимались остросоциальные темы: экологии — в «Пакетике, который хотел быть нужным», отношения к «инаковости» — в «Наизнанку», взаимоотношения людей «двух миров» — в «Возможности тождества», проблемы ПНИ и пожилых людей — в «Интернате» и «Молодости», реабилитация трудных подростков — в «Пацаны».

Порадовала также прямая трансляция спектаклей с тифлокомментированием, ставшая уже традиционным явлением. Такой формат просмотра в некоторых случаях удобнее для меня (и для моего ассистента), чем непосредственное присутствие в зале. Особенно, когда подряд идет столько мероприятий.

Междисциплинарная программа была представлена несколькими не менее интересными перфомансами. Я привезла на фестиваль свой самый успешный и проверенный перформанс «Каждый в городе», посвященный ценности и уникальности различных видов опыта и способов проживания городского пространства.

Он гармонично вписался в светлое фойе Новой сцены с большими окнами. Действо разворачивалось на стыке разных дисциплин: движения, танца, живой музыки и фоновой записи, звуков, живописи, прозы и поэзии, пения. Участники и участницы перформанса — зрячеслышащие, незрячие и слепоглухие актеры и актрисы, зрители.

Идея перформанса постоянно развивается во времени и пространстве: от замысла и первых пробных показов до полноценной постановки. Уже состоялось семь различных вариаций, которые были продемонстрированы в музеях Москвы и в нидерландском Королевском институте глухих «Кенталис».

В основном виде перформанс сложился в июне 2021 в Новом Манеже. Тот показ был еще раз доработан и включил в себя еще одно мое стихотворение, которое исполняли тифлосурдопереводчик Сергей — на художественном жестовом языке, педагог по вокалу Елена — напевом. И это был эксперимент, который удался, судя по отклику зрителей. Конечно, без поддержки настоящих друзей, нашей большой команды Cosmoopera Performing Arts, я бы все это сделать не смогла. Спасибо всем за доверие и помощь, ведь все это делается фактически на одном энтузиазме, ради идеи и совместного творчества.

После показа я встретилась с интервьюером Мариной: до меня она ни разу не сталкивалась со слепоглухим человеком и немного волновалась, но мы очень быстро наладили доверительное общение. Честно говоря, я перед встречей не ожидала каких-то интересных для себя самой вопросов. Но неожиданно все вопросы оказались настолько правильные и полезные, что я с удовольствием на них отвечала — и самой себе тоже.

Последний вопрос звучал примерно так: «Что вам дают актеры в труппе и что даете им вы? И что вы хотите, чтобы зритель получил?»

Мы даем друг другу душевную теплоту, поддержку, позитивное общение, добро. Так же и со зрителями... Я не устану повторять везде и всегда про добро, так как это фундаментальный принцип жизни, без которого все деградирует и погибает.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Ирина Поволоцкая в темной длинном платье стоит на фоне программы форума-фестиваля социального театра «Особый взгляд», закрепленной на стене. Программа включает в себя весь перечень театральных, междисциплинарных и образовательных мероприятий форума с 19 по 22 мая.

К сожалению, я не смогла присутствовать на завершающей общей встрече участников фестиваля. Но умом и сердцем я была там со всеми. И помимо этого, постоянно переписывалась с некоторыми участниками, узнавая от них, что и как происходит, краткие тезисы речей. Такие мероприятия, как форум-фестиваль, часто еще и единственная возможность пересечься с давними знакомыми и друзьями, единомышленниками. Так я смогла увидеться с актрисой Мариэттой Цигаль-Полищук, которая как-то играла с нами в «Прикасаемых». Она приехала со спектаклем «Финист Ясный Сокол», поставленным по сложной пьесе Светланы Петрийчук.

Так как Питер встретил нас солнечной погодой, я не смогла удержаться от длительных пеших прогулок. Мы накручивали километры по классическим маршрутам — набережным, Фонтанке и Невскому. Забредали по дороге в кафешки на чашку кофе и пироженку. Несмотря на то, что я была в Санкт-Петербурге несчетное число раз еще с детства, все равно не устаю при каждом приезде походить по его улочкам. Маме тут очень нравилось, и она часто меня сюда привозила, водила по городу, по всем музеям и выставкам...

Вечером последнего дня моего пребывания на фестивале — сразу после нашего перформанса — подруга экскурсовод-сурдокомментатор Юля пригласила меня в Музей истории религий, и сама на такси повезла туда. Уже вечерело, к тому времени я была очень уставшая. Все это было так любезно, неожиданно, и приятно. Зная о моем увлечении китайской культурой, она попросила научного сотрудника китайского отделения провести мне экскурсию по соответствующей экспозиции. А потом и сама провела мне экскурсию с тифлосурдокомментированием и тактильными макетами по различным историческим залам. Было увлекательно, но это уже другая история...

Об авторах

Ирина Поволоцкая

Ирина Поволоцкая

Автор портала

Хотите получать рассылку «Особый взгляд»?

Нажимая на кнопку подписаться, Вы подтверждаете. что прочитали и соглашаетесь с нашими условиями использования в отношении хранения данных, отправленных через эту форму.

Произошла ошибка при оформлении подписки.

Спасибо за подписку!

Подписка уже оформлена.