Категории

«42 минуты под землей»: как сделать Большую кольцевую линию метро доступнее

«42 минуты под землей»: как сделать Большую кольцевую линию метро доступнее

Кратко:

Корреспондент портала Павел Леонов — о проекте по доступности Большой кольцевой линии для незрячих и слабовидящих пассажиров.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Современный поезд с бело-красными вагонами и крупной голубой аббревиатурой «БКЛ» на черных стеклянных дверях стоит у пустого перрона, выложенного черной и серой мраморной плиткой.

Возвращаемся в Москву с нашим разбором доступного транспорта, а конкретно — в московское метро. Казалось бы, тема изучена вдоль и поперек, и здесь уже нечего добавить, однако пятый сезон программы «Действуй без барьеров» внес свои коррективы.

Победителем этого года стала команда «42 минуты под землей», которая задумалась о доступности Большой кольцевой линии (БКЛ) для незрячих и слабовидящих пассажиров. Главная идея проекта — создание текстового и аудиопособия, включающего в себя описание всех станций Большой кольцевой линии, в том числе их архитектуры и оформления. Данное пособие, по мнению участников проекта, поможет передвигаться по линии самостоятельно и станет альтернативой службе сопровождения московского метро, чтобы разгрузить ее и сделать перемещение незрячих пассажиров самостоятельней. 


Источник: официальная страница ВК

 Что ж, давайте знакомиться. Когда-то эта команда называлась «Модный незрячий», затем – «Магия имиджа», потом – «Личный интерфейс», а сейчас ребята переориентировались и стали заниматься доступностью метро с абсолютно новым лидером. Команда все эти годы состояла из Татьяны Беловой, Юлии Васильевой, Елены Мясниковой и Сергея Парахина, но в этом году к ним примкнула Наталья Паницкая, она и стала лидером. 

«Я стала лидером по неволе, но мне приятно попробовать себя в социальном проекте. Я училась три года назад вместе с ребятами во втором сезоне, но проекта у меня не было. А тут моя подруга, Юля Васильева, предложила мне такой проект, и я согласилась», — сказала Наталья.

Чем же важен и значим проект? Казалось бы, есть служба сопровождения, почти все незрячие люди ей пользуются, но в чем дело? 

«Служба сопровождения – не для всех такое спасение, хотя весьма значимая помощь. Многие бы передвигались по метро самостоятельно, если бы было грамотное описание станций, но его нет», —  сказала PR-специалист команды Юлия Васильева.

Почему же Большая кольцевая линия стала стартовой площадкой команды? Ответ очевиден – это абсолютно новая линия, которую городские власти считают значимой для города. Большая кольцевая линия – это возможность быстро добраться из одного округа в другой, минуя пересадки в центре. БКЛ соединила множество районов: южный и западный участки стали спасением для москвичей. «Каховская», «Воронцовская», «Проспект Вернадского», «Мичуринский проспект», «Кунцевская» – и это не весь список популярных станций и пересадок.

К слову о пересадках — именно они и послужили причиной развития проекта. Все участники команды, кроме Натальи, не видят, но все они так или иначе пользуются БКЛ и согласны с тем, что ориентироваться на станциях и пересадках сложно. Опыт использования метро у них при этом разный, поговорим о нем подробнее. 


Источник фото STROI.MOS.RU

Финансовый специалист проекта Татьяна Белова комментирует свой опыт следующими словами: «Я совсем не вижу, вообще. В метро хожу когда как, если нужно куда-то ко времени, то еду с ЦОМП, а если еду домой или куда-то по своим делам, то предпочитаю сама, чтобы уже не привязываться к какой-то встрече. Есть еще один момент. Когда я хожу одна, ко мне часто подходят люди помочь, но потом начинают задавать всякие дурацкие вопросы: а можно ли вернуть зрение и т. д. Поэтому иногда, чтобы этого не было, приходится ездить с сопровождением, уже точно знаешь, что никто не будет лезть с расспросами. А так я хорошо ориентируюсь по краю, по полосе. Бывает много народу, тогда уже нужно отходить к колоннам. Но БКЛ знаю плохо, только несколько станций, которыми пользовалась. Еще я езжу на работу на "Студенческую", там на всей линии нужно нажимать на кнопку. Когда выхожу из вагона, это не проблема, но вот на входе шарить рукой по вагону — так себе удовольствие».

Елена Мясникова, организатор проекта, пользуется метро самостоятельно на знакомых маршрутах, однако отмечает следующее: «Я ходила с инструктором, чтобы выучить маршруты, и в пользовании метро самостоятельно есть важный недостаток: ты учишь определенный маршрут, в том числе и по станции, он занимает больше времени, если сравнивать такое же перемещение, но с сопровождением. Но сопровождение я беру в незнакомых местах».

Юлия Васильева ориентируется по звукам и отмечает, что определенный звук колонн или станции – один из главных ее ориентиров. Наталья Паницкая, как слабовидящая, ориентируется на память. Ее трудности в передвижении – навигация в метро, которую тяжело сразу увидеть.

Сергей Парахин, организатор-методист команды, отмечает, что по удобным маршрутам ходит сам, однако дополняет: «Я, например, могу спокойно добраться до библиотеки на проспекте Мира. Но если еду на Тверскую, 14, в "Интеграцию", всегда беру сопровождение, потому что там много выходов в подземном переходе». 

И Сергей же отмечает особенность Большой кольцевой линии и комментирует трудности навигации, обосновывая значимость разрабатываемого командой проекта: «БКЛ – новая линия, она встраивалась в существующие коммуникации, из-за чего есть трудности с выходами на поверхность и пересадками. Это одна из главных причин выбора именно этой линии».

Однако более подробно выбор команды комментирует Татьяна Белова: «У нас хорошая команда, когда закончился предыдущий проект, который был сложным и, как мне кажется, не очень для нас, уже была мысль не участвовать больше в "Действуй без барьеров", потом мы стали обсуждать идею про метро. У меня сначала была мысль сделать такое описание по МЦД, но Юля сказала, что такое не пройдет, потому что это выходит в область, да и там очень сложные станции и вокзалы. Потом мы хотели взять три кольца: обычную кольцевую, МЦК и БКЛ. Когда обсуждали в ходе "Действуй без барьеров", то нам ребята из других команд, у которых были похожие проекты по описанию, сказали, что это будет очень сложно, скорее всего, мы не справимся, поэтому оставили только БКЛ».

Наталья как новичок в реализации проектов сперва думала организовать кулинарный проект для незрячих людей, нечто такое, что частично реализует тифлопедагог Марта Любимова. Команда посчитала это затратным, и Наталья согласилась с предложенным проектом по метро, ведь он действительно значимый и важный.

Определившись с местом реализации, команда задумалась о названии. Ведь как назовешь лодку, так она и поплывет. И тут название «выплыло« на поверхность. 

Комментирует его автор, Елена Мясникова: «Мы все думали над названием и крутились вокруг цвета линии. То "Голубая лента", то "Бирюзовое кольцо". Мне хотелось какое-то красивое название, чтобы и суть отражало, и запомнилось. А потом я вспомнила, что у Сюткина есть замечательная песня про 42 минуты под землей, и, действительно, в среднем мы проводим это время в метро».

Так название и закрепилось, Юлия Васильева дополняет: «Многие команды делают как название самой команды, так и название проекта. Мы с первого сезона практикуем одно название, которое отражает как одно, так и другое. Поэтому данное название – это и проект, и команда, и, возможно, девиз».

И теперь основное: зачем нужен этот проект? Что он принесет незрячим пассажирам? Рассказывает Юлия: «Люди нашего поколения помнят справочник по Брайлю, который рассказывает обо всех станциях метро, построенных в то время, но там много некорректного. Самое главное – измерение станций в шагах. Мы, конечно, возьмем основу описания станций оттуда, но БКЛ – линия абсолютно новая, да и архитектура станций резко изменилась за годы строительства».

Справочник, о котором идет речь, был создан в 2001 году, и его идеологами стали педагоги интерната №1 Владимир Соколов и Елена Келлер. Долгие годы он был единственным примером тифломаршрутов или тифлосправочников. 

«Мы будем всей командой изучать станции БКЛ, предварительно заручившись поддержкой московского метро и людьми, кто отвечает за доступность», — рассказывает Сергей Парахин.

Елена Мясникова добавляет: «Для этого мы организуем круглый стол и обсудим проблемы, уже после этого начнем изучать станции и соберем фокус-группу. У нас есть свои критерии описания станций и их изучения. После всех предварительных подготовительных моментов мы покажем всем желающим, что у нас получилось, чтобы они оценили. При этом в фокус-группу мы принимаем и тех, кто ходит со службой сопровождения. Каждый сможет внести какие-то замечания, которые мы и учтем».

А замечания у активных незрячих пассажиров уже были. Ведь команда провела предпроектное исследование, которое показало свои сложности перемещения как по метро, так и по БКЛ в частности. Большинство активных пользователей метро отметили наличие лишних столбов и препятствий на станциях БКЛ, что, с одной стороны, может стать хорошим ориентиром, а с другой – действительно затруднять движение.

Сами же участники проекта пользуются Большой кольцевой линией не часто, кроме Натальи Паницкой. 

«Я живу на станции "Марьина Роща", и часто еду по БКЛ, но некоторые переходы действительно не люблю, особенно "Нижегородскую", где большое пространство и непонятно, куда идти», — говорит она. 

Другие участники сталкивались с БКЛ меньше, но отметили сложность переходов на радиальные линии и тесноту некоторых станций. Комментирует Елена: «У нас периодически из-за строительства Троицкой линии закрывали участок от "Новых Черемушек" до "Октябрьской", и в эти моменты я пользовалась БКЛ. Тяжело переходить на "Проспекте Вернадского"».

Но вернемся к навигации и первому справочнику. Как работает пока единственный официально изданный вариант? Первый вагон у создателей считался тот, который идет в центр, а не из центра, и при упоминании выходов в город писалось: «У первого вагона выход в город к улицам (название), магазинам (название), платформе (название)». 

Сейчас же последние 10 лет в Москве практикуется навигация по номерам выходов. Но большинство из нас пользуется старыми понятиями: «Первый вагон из центра, поворот направо, лестница…». Теперь же все пестрит номерами выходов, и в ориентировке мы также это разбирали. 

Комментирует Наталья Паницкая: «Сейчас это действительно сложность. Та же "Нижегородская" имеет множество выходов, и мы с командой на пути решения этого вопроса».

Тем любопытнее будет посмотреть финальный вариант. А ведь в первом справочнике не только нашли способ описать выходы, но и попробовали на нескольких станциях описать коридоры переходов. Здесь же ребята планируют сразу описывать и станцию, и пересадку.

«Мы хотим не просто описать станцию, но и сделать удобными пересадки для незрячих. Более того, мы думаем и привлечь тифлокомментатора, который опишет архитектурный облик станции. А еще мы будем кратко рассказывать о пересадке на МЦК или диаметр, если данная пересадка входит в транспортный узел, как "Варшавская", "Нижегородская" или "Аминьевская"», — говорит Юлия Васильева. 

С момента разговора о планах и старта развития проекта прошло пять месяцев, совсем недавно команда провела итоговое мероприятие. Итак, что же сделано?

Во-первых, собрав команду волонтеров и заручившись согласием московского метро, члены команды сантиметр за сантиметром исследовали все станции БКЛ. Каждый из участников описал их так, как чувствует именно он. То есть именно так, как ему помогло бы на этой станции сориентироваться.

Далее эти описания предлагалось отдать участникам собранной фокус-группы, где каждый, попав на свою станцию, проходил по предложенным ориентирам, а затем говорил, удобно это или нет, что нужно улучшить.

В вопросе ориентиров и описания станций поучаствовали и я. Обошел предложенную станцию вдоль и поперек, а также помог составить общий формат описания всех двадцати девяти станций БКЛ. Передал эти рекомендации тифлопедагогу Марте Любимовой, после чего все это и ляжет в основу пособия.

Однако команда пошла дальше. Говорит Татьяна Белова: «У нас есть полное описание, а есть короткое описание станций, мы решили короткие описания заложить в навык "Яндекса". Так что теперь вы можете попросить "Алису" описать ту или иную станцию и сразу понять, что на ней».

Добавляет Сергей Парахин: «А еще мы скоро запустим телеграм-бот по имени Валера. И каждый из вас сможет задать ему все удобные и не очень вопросы по станциям и пересадкам».

Финальный вариант пособия только готовится, но уже скоро каждый из нас сможет легко совершить поездку по Большой кольцевой линии и даже сделать удобную пересадку. А если проект получит успех, то, может, мечта команды осуществится — и МЦК с диаметрами тоже получат свое описание. Поживем — увидим.


Рекомендуем

Об авторах

Павел Леонов

Павел Леонов

Автор портала

Таиса Марченко

Таиса Марченко

Тифлокомментатор

Хотите получать рассылку «Особый взгляд»?

Нажимая на кнопку подписаться, Вы подтверждаете. что прочитали и соглашаетесь с нашими условиями использования в отношении хранения данных, отправленных через эту форму.

Произошла ошибка при оформлении подписки.

Спасибо за подписку!

Подписка уже оформлена.