Моббинг — форма психологического насилия, встречающаяся во взрослом профессиональном коллективе. Об этом явлении известно давно, но как о самостоятельной психолого-управленческой проблеме о моббинге в нашей стране заговорили лишь несколько лет назад. Как показало исследование отечественных психологов, 135 человек из 180 опрошенных сотрудников российских организаций так или иначе сталкивались с притеснениями на рабочем месте.
Как моббинг проявляется в отношении незрячих специалистов, порталу «Особый взгляд» рассказала Ксения Двоеглазова, практикующий психолог.
Причины моббинга
По ее словам, это может быть банальная зависть или нездоровая конкуренция в коллективе, когда в рабочей среде принято бороться за должности или блага (премии, поощрения и прочее). Бывают коллективы, в которых принято объединяться в группы против кого-то. Важным фактором моббинга является инаковость нового сотрудника. Часто коллектив с трудом принимает нового человека, который отличается своей необычной внешностью, поведением, мировоззрением. Незрячий специалист будет выделяться, если, конечно, он работает не в организации, где большинство сотрудников — с нарушением зрения. Как и другие люди с инвалидностью, незрячие сотрудники могут подвергаться моббингу именно из-за своей особенности здоровья.
«Важно понимать, что незрячий — не просто незрячий, а прежде всего человек, — пояснила психолог. — Поэтому он может подвергаться притеснению на работе не только из-за слепоты. Например, красивая незрячая девушка может привлекать внимание мужчин-коллег, что иногда вызывает зависть. Незрячий специалист может быть в чем-то лучше, умнее, профессиональнее других сотрудников и добиваться больших результатов. В этом случае слепота отойдет на второй план и не будет являться причиной моббинга».
Тифлокомментарий: цветная фотография. Вид сверху. В комнате за небольшим светлым столом с отрешенным видом, как будто погруженная в свои мысли, сидит молодая женщина в темных очках. На ней деловой костюм, длинные темные волосы убраны в пучок на затылке. Около десятка мужчин стоят за ее спиной, не обращая на коллегу никакого внимания. Их изображение размыто.
Виды моббинга
Единой классификации моббинга нет, пояснила Ксения Двоеглазова, но чаще всего встречаются следующие виды:
-
Горизонтальный и вертикальный моббинг. В первом случае сотрудника травят непосредственно в коллективе такие же люди по должности, по статусу. Во втором — сотрудник подвергается притеснению со стороны руководителя. Также есть смешанный вид, ведь вертикальный моббинг осуществляется зачастую при молчаливой поддержке коллектива, а горизонтальный — при попустительстве руководства. Незрячий сотрудник, конечно же, может подвергаться травле во всех этих случаях.
-
Латентный и открытый моббинг. Латентный предполагает скрытые методы психологического давления. Например, игнорирование сотрудника частью или всем коллективом. Открытый моббинг выражается в прямых нападках на сотрудника.
«Здесь я отмечу, что незрячие в большинстве случаев подвергаются латентному моббингу. Потому что все-таки травить открыто человека с инвалидностью в нашем обществе не принято, за это в законодательстве РФ предусмотрена административная и уголовная ответственность. Но в большей степени инициатор моббинга получает общественное порицание. Открытая травля, притеснение и унижение человека с какими-то особенностями здоровья считается позорным, стыдным и неприличным. Проблема лишь в том, что скрытый (латентный) моббинг очень сложно обнаружить, а предъявить доказательства его существования практически невозможно», — уточнила Ксения Двоеглазова.
-
Управляемый и стихийный моббинг. Управляемое психологическое давление — это намеренные нападки на одного из сотрудников, настраивание всего коллектива против конкретного работника. Инициатор травли управляет негативной ситуацией в своих целях — выжить неугодного сотрудника из коллектива, добиться его увольнения или просто унизить, поставить на место. Другие же либо действуют с ним сообща, либо потакают ему. Стихийный моббинг происходит неосознанно. Зачастую сама ситуация провоцирует людей моббить кого-то из коллег. Моббинг в этом случае проявляется в коллективе, где царит негативный психологический климат, стабильное эмоциональное напряжение. Например. В компании предстоит реорганизация и сокращение штата, грядущая аттестация. Сотрудники начинают нервничать и срывать злость друг на друге.
Незрячий человек может подвергаться обоим видам преследования, объяснила Ксения Двоеглазова. Например, сотрудники могут быть убеждены, что незрячий специалист занимает чужое место, на которое претендовал кто-то другой, ожидаемый и принимаемый ими. В такой ситуации возможен управляемый моббинг. Но чаще всего люди с нарушением зрения подвергаются неосознанной травле. Связано это, как правило, с непониманием и неосведомленностью коллег. То есть здесь как раз причиной является инаковость незрячего человека.
Люди просто не понимают, как общаться, взаимодействовать с незрячим человеком на рабочем месте и в жизни. Они не знают, как незрячий сотрудник вообще живет, какой он человек. Такое непонимание и порождает стихийное психологическое давление. А ведь если членам коллектива сказать, что кто-то из них своим поведением, словами, поступками моббит незрячего коллегу, они будут очень удивлены, добавила психолог.
Своей историей поделилась Екатерина, которой довелось испытать притеснения со стороны коллеги.
«Я работала массажистом в подмосковной поликлинике. Трудоустраивал меня отдел кадров совхоза, так что для руководства медучреждения мое появление было неожиданным», — рассказала она.
Работа шла успешно. Буквально через пару месяцев от пациентов не было отбоя, и Екатерина смогла открыть частную практику.
«Я же местная, меня многие знали, поэтому мне доверяли как специалисту. Запись шла за месяц вперед, да и все руководство совхоза ходило именно ко мне», — пояснила она.
Но в этой же поликлинике в свободное время подрабатывала массажем старшая медсестра. Когда она поняла, что появился конкурент, у молодого сотрудника начались проблемы.
«В моем кабинете установили вешалку для медработников и организовали раздевалку. То есть дверь кабинета просто перестала закрываться, даже в часы приема. В кабинете поставили аквадистиллятор и ко мне стали заходить лаборанты и медсестры за дистиллированной водой. Мне перестали назначать пациентов, чтобы я простаивала без работы. Последней каплей было то, что однажды старшая сестра вошла ко мне со своим клиентом и начала делать массаж, сказав мне, чтобы я подождала в сторонке», — рассказала Екатерина.
Конечно же, была и поддержка со стороны сотрудников, пациентов и просто адекватных людей, но массажисту все равно пришлось уволиться.
«Мне не хотелось скандалов. Я поступила на психологический факультет одного из московских университетов и переехала в столицу. Сейчас я благодарна этой старшей сестре, что она вынудила меня развиваться дальше, получать образование и по-другому выстраивать свою жизнь», — рассказала Екатерина.
Проявления моббинга
«Проявления моббинга — прежде всего игнорирование сотрудника, — пояснила Ксения Двоеглазова. — С ним не хотят общаться, его не принимает коллектив, с ним не дружат, не приглашают на корпоративы, официальные мероприятия, своевременно не предоставляют информацию, то есть исключают из активной жизни коллектива».
В отношении незрячих специалистов моббинг также может проявляться в виде обесценивания их труда. Коллеги считают, что незрячий сотрудник ничего на работе не делает, зря занимает место или его держат на работе из-за того, что есть какая-то квота.
«Вот о чем важно сказать, — отметила психолог. — Люди с инвалидностью бывают разные. Иногда незрячие злоупотребляют отсутствием зрения».
Как она пояснила, бывают случаи, когда незрячий человек занимает иждивенческую позицию или демонстрирует выученную беспомощность (убежденность незрячего человека в невозможности справиться с чем-то самостоятельно, даже когда на самом деле такая возможность есть). В результате незрячий специалист скидывает часть своей работы на коллег. Разумеется, никто из них за это его любить не будет.
Кроме того, бывают случаи, когда незрячий человек может принимать за моббинг что-то другое. Любые требования или недовольства со стороны руководства и коллег будут восприниматься как психологическое давление из-за слепоты. А на самом деле незрячий сотрудник действительно может не справляться с работой, нарушать профессиональную этику, создавать своим поведением напряженность в коллективе.
К типичным проявлениям моббинга специалисты также относят систематическое психологическое давление на человека в виде необоснованных придирок, язвительных шуток, негативных высказываний, смелых обобщений, оскорблений, угроз, насмешек. Критика со стороны коллег или руководства — это нормальное явление. Она может быть жесткой, но никогда не должна унижать сотрудника и переходить от методов и результатов его работы на личность.
Систематическая клевета, физическая агрессия и даже сексуальные домогательства — это тоже признаки моббинга. Иногда случаются кражи и порча личных вещей притесняемого сотрудника, постановка руководителем нереалистичных или взаимоисключающих задач.
Чем опасен моббинг
Нездоровый социально-психологический климат в коллективе одинаково негативно влияет на всех сотрудников. Объект психологического давления постоянно находится в состоянии стресса и эмоционального напряжения, подвержен нервным срывам, страдает от психосоматических заболеваний, которые развиваются на этой почве.
Длительный моббинг способствует снижению самооценки, развитию комплекса неполноценности, в тяжелых случаях — посттравматического стрессового расстройства. Кроме того, наблюдаются когнитивные нарушения (снижение концентрации внимания, ухудшение памяти), изменения поведения (раздражительность, ярость, гнев, высокая тревожность, депрессивное настроение), возможно профессиональное выгорание.
Страдает и сам агрессор. У инициаторов психологической травли ухудшается общее самочувствие, они также впадают в депрессии и подвержены разрушающему воздействию стресса. Токсичная атмосфера в коллективе вызывает неизбежную текучку кадров, снижает производительность труда сотрудников и эффективность работы организации в целом.
Неуважительное отношение к труду со стороны работодателя негативно отразилось на самооценке моей следующей собеседницы. Александра работала копирайтером, писала тексты для одной из социальных платформ, ориентированных на моду, стиль и шопинг.
«Мне все было интересно. Я работала как одержимая, писала тематические статьи, вела блог, придумывала слоганы, рекламировала брендовую одежду, выполняла все технические задания своего работодателя. Но длилось это ровно месяц. Когда пришло время оплаты труда, отношение ко мне резко изменилось», — рассказала девушка.
Начались придирки к текстам, которые до этого хвалили за качество и оригинальность.
«Когда получила первый гонорар, я поинтересовалась, где обещанные премиальные. В ответ я услышала, что, оказывается, тексты мои никуда не годятся, так писать каждый может. Копирайтеры целый день кофе пьют, расслабляются и при этом еще имеют наглость требовать зарплату», — сказала Александра.
Эта неприятная история стала регулярно повторяться — тексты хвалили, объемы работы увеличивали, а перед оплатой обрушивали на нее необоснованную критику.
«Я понимаю, что написание любого текста предполагает доработку, — добавила Александра. — Но почему мне не указывали на недочеты своевременно? Это же нормальный рабочий процесс! Неужели только ради того, чтобы найти причину не платить сколько положено?»
Александра обратила внимание, что как бы ни критиковали ее тексты, они публиковались именно в том виде, в каком были приняты. Она решила прекратить сотрудничество с этой организацией.
«При дальнейшем трудоустройстве я поняла, что на прежнем месте работы мне успели привить комплекс неполноценности. Я стала бояться, что мне откажут в трудоустройстве из-за того, что я незрячая. Свои статьи я стала считать некачественными, неоригинальными и не заслуживающими внимания серьезных изданий. Довольно долго я с этими ощущениями боролась. Теперь работаю сразу на несколько организаций и получаю, на мой взгляд, довольно объективную оценку своей работы», — пояснила Александра.
Тифлокомментарий: цветная фотография. Офис открытого типа, разделенный стеклянными перегородками на несколько зон. За рабочим столом в центре, спиной к нам, сидит девушка с длинными волосами в темных брюках и клетчатой рубашке. Изображение остальных сотрудников офиса в повседневной одежде размыто.
Как справиться с ситуацией
Как пояснила Ксения Двоеглазова, не каждый сотрудник будет подвергаться психологической травле в коллективе. Можно быть незрячим человеком другой национальности, с яркой экстраординарной внешностью и другими примечательными характеристиками, но при этом не подвергаться психологическому давлению окружающих. А можно совершенно не выделяться из коллектива и стать объектом травли.
Ксения порекомендовала борьбу с моббингом начать с его профилактики, так как это особенно важно для работающих незрячих людей. Прежде всего нужно научиться принимать свою слепоту и уважать себя как личность, работать над уверенностью в себе. И, конечно, нужно развивать свои профессиональные компетенции.
«У меня была незрячая преподавательница, которая говорила, что если ты хочешь быть наравне со зрячими, ты должна быть на голову выше их, — рассказывает Ксения. — И я с ней согласна».
Высокий уровень профессионализма незрячего человека зачастую способствует тому, что другие сотрудники начинают относиться к нему с уважением, принимают в свой коллектив, взаимодействуют с ним на равных.
Кроме того, если работа важна и нужна жертве моббинга, специалист не готов ее терять, то нужно постараться загасить конфликт в самом начале его развития. Для начала наберитесь терпения и постарайтесь восстановить отношения с коллегами: здоровайтесь с обидчиками, будьте с ними приветливыми, но ведите себя уверенно, не заискивайте перед ними.
При очередном психологическом давлении укажите агрессору, что вы в курсе того, что вас травят. Это лишит обидчиков удовольствия вас прессовать. Если вы новичок в коллективе, не пытайтесь кардинально менять сложившиеся порядки. Сначала нужно заслужить уважение к себе и своим профессиональным качествам.
Постарайтесь также разобраться в причинах моббинга. Если это будет необходимо, обратитесь к руководству компании. Возможно, вам удастся получить от моббинга гораздо больше пользы — перевод на новую должность, в другой отдел.
По словам психолога и эксперта проекта «Видимые возможности» Татьяны Колесник, чаще всего моббинг провоцируется теми личностными качествами человека, которые входят в противоречие с общим командным или коллективным трендом, связанным или не связанным с профессиональной деятельностью.
«Профилактикой моббинга может считаться все, что снижает его вероятность в том или ином профессиональном коллективе. Для этого руководитель должен осознавать устойчивые качества своего коллектива, преобладание тех или иных поведенческих паттернов или смысловых установок и, соотвественно, ориентировать сложившиеся коммуникативные тенденции в сторону баланса и коммуникации излишне акцентированных поведенческих тенденций», — сказала она.
Примером может служить не аргументированная борьба за лидерство в представлении достижений команды руководству или переброс ответственности с одного сотрудника на другого.
«Если в коллективе применяются всевозможные приемы скрытой манипуляции, то очень скоро появится тот, кто этому препятствует тем или иным способом, и тот, кто этим успешнее всего пользуется. Подобное противоречие является провокатором моббинга в рабочем пространстве», — сказала Татьяна Колесник.
В этой ситуации, продолжила Татьяна Колесник, ярко выраженные особенности человека, будь то ОВЗ, внешние особенности, национальность и т. д., могут или усугубить ситуацию или, напротив, защитить человека от развернутого процесса моббинга. Все эти траектории необходимо контролировать как со стороны руководства, так и самому сотруднику, члену команды проекта.
«Особое значение имеет уровень коммуникативной культуры в коллективе: очень часто установленная коммуникативная культура для общения в коллективе является гарантом свободы профессиональной среды от моббинга. Поэтому при выборе работы, при взаимодействии с коллегами данные характерные черты надо учитывать сотруднику и руководителю, важно очень хорошо понимать причины и последствия моббинга для профессиональной результативности командной деятельности», — подытожила Татьяна Колесник.
«Причины моббинга могут быть разные, не всегда они связаны со слепотой», — сказала психолог Ксения Двоеглазова.