Гончарное ремесло. Незрячие керамисты — о работе с глиной

Тифлокомментарий: цветная фотография в гончарной мастерской. Гончар в серой водолазке и темном фартуке стоит у сколоченного из досок длинного стола, подносит щипцы к маленькой глиняной заготовке.

Глина привлекает многих творческих личностей, среди которых есть и незрячие мастера. Благодаря своему искусству они приносят гармонию и красоту в жизнь, рассказывая в каждом изделии свою историю, делясь собственными эмоциями и переживаниями.

О тонкостях работы с глиной, о реализации творческих замыслов и своем отношении к лепке порталу «Особый взгляд» рассказали ценители этого искусства.

Глину надо чувствовать

Наталья Катырина, председатель местной организации ВОС Калининского района Санкт-Петербурга, увлекается лепкой уже много лет. Она познакомилась с этим видом творчества в студии керамики, в которой занимаются незрячие и слабовидящие художники. Студия существует уже много лет. Основал ее Юрий Нашивочников, ученик знаменитого ваятеля Серебряного века, скульптора Александра Матвеева. Однажды Наталья пришла в студию и увидела, что незрячие люди могут создавать удивительные вещи. Она тоже решила попробовать, и вот уже 13 лет с удовольствием занимается лепкой.

«Начинала я лепить сразу из глины. Пластилин для этого не подходит, он содержит искусственные элементы. А глина живая, ее надо чувствовать. Учителя у меня тогда не было, и я спрашивала более опытных керамистов, как нужно подготавливать глину, чтобы она стала пластичной, податливой, не крошилась или не прилипала к рукам», — сказала она.

Тифлокомментарий: цветная фотография. На серой горизонтальной поверхности, измазанной глиной, стоят чаши с белой глазурью, стопки глиняных горшков и лежат инструменты: гребешки, скребки, кисточки.

По словам Натальи, как в любом искусстве, в лепке существуют свои техники, например, лепка из целого куска, формовка, моделирование, круговой налеп, пластовая, жгутовая техники. Нужно попробовать лепить разными способами, чтобы определить для себя наиболее подходящий. Многие незрячие люди предпочитают работать с цельным куском. Из глины формируется шар, а затем из него руками или с помощью специальных инструментов вытягивают дополнительные элементы.

«Мне тоже этот способ лепки нравится, но больше всего я люблю спиральную жгутовую технику. Сначала глина раскатывается в тонкие жгуты, потом каждый жгут налепляется поверх другого. Это очень удобно, жгуты хорошо чувствуются тактильно. Но в любом случае каждая техника требует определенных знаний, соблюдения правил исполнения, опыта, сноровки и терпения», — сказала Наталья.

На создание даже самой крошечной керамической фигурки уходит довольно много времени. Начинается все с творческого замысла. Вдохновение приходит внезапно, когда что-то впечатляет, удивляет.

«Именно свои внутренние переживания и эмоции я стараюсь выразить в своих работах, — пояснила керамист. — А чтобы они были реалистичными, я рассматриваю готовые статуэтки, игрушки, макеты, натуральные листочки и даже формочки для выпечки. Только потом я начинаю воплощать свои замыслы в глине».

Когда статуэтка готова, она должна высохнуть естественным образом. Обычно на просушку небольшой фигурки уходит около недели. Чтобы изделие высохло равномерно, его накрывают пакетом, постепенно освобождая непросохшие участки. Если фигурка лепится дома, то ее можно немного подсушить в обычной духовке. Степень просушки легко определить на ощупь. Когда глина достаточно высохла, она становится твердой как камень.

После этого изделие обжигают в специальной печи при температуре от 800 до 1000 градусов более шести часов. Печь ни в коем случае не открывают, пока она не остынет, иначе изделие разрушится. Время обжига зависит от того, какую керамическую массу использовал для своего творчества художник. Это может быть белая, черная, красная или голубая кембрийская глина, фарфор или смеси из глины с какими-нибудь другими компонентами. В студии за обжиг отвечает руководитель, так как для этого нужно обладать не только зрением, но и соответствующим опытом.

Обожженное изделие покрывают глазурью, специальной порошковой смесью стекла с пигментом, которую разводят до нужной консистенции.

«Помню, когда я слепила свою первую фигурку собачки и попыталась ее раскрасить, глазурь легла пятнами. Моя собачка получилась в духе сюрреализма. Так что наносить глазурь — это тоже искусство», — пояснила Наталья.

Ну и это еще не все! Последний штрих — заключительный обжиг. Раскрашенное изделие снова ставят в печь, где оно обжигается уже при большей температуре, около 1200 градусов. Вот после этого вы получаете керамическое изделие ручной работы.

«Я леплю для души, дарю свое творчество друзьям и знакомым, хотя некоторые фигурки у меня с удовольствием покупают. Очень люблю лепить ангелочков. А вообще, мои изделия получаются с необычными фантазийными элементами, которые легко узнаваемы среди других работ. Личной выставки пока у меня нет, поэтому я представляю свои изделия вместе со студией на различных экспозициях, ярмарках-продажах. В этом году мы экспонировали керамику в рамках культурного форума в Санкт-Петербургской государственной капелле», — рассказала Наталья.

Лепить как дышать

Когда есть вдохновение, глина и свободное время, моя вторая собеседница с удовольствием погружается в волшебный мир искусства. И хотя она не имеет возможности обжигать свои изделия в специальных печах, это нисколько не ограничивает полет ее творческой мысли.

«Страсть к лепке у меня с раннего детства, — рассказала Оксана Рациборская, библиотекарь. — Меня всегда тянуло к красивому и необычному, а так как я росла в деревне, на лоне природы, то была очень наблюдательным и любознательным ребенком».

Жизнь в сельской местности позволяла изучать природу в ее первозданной красоте, наблюдать за домашними животными и даже посещать выездные зоопарки, чтобы познакомиться с дикими зверями. Когда глаза перестали видеть предметы, на помощь пришли чуткие пальцы и воображение. Однажды соседка показала любознательной девочке пластилин, и для нее открылся совершенно новый мир.

«Я вдруг поняла, что за несколько минут можно руками придать пластилину любую форму, какую только захочу. Я лепила различных персонажей и играла с ними, придумывала разные истории, сочиняла сказки, разыгрывала сценки. Для меня это было нечто магическое. Я не могла не лепить. Я лепила как дышала, посвящала лепке все свободное время», — сказала Оксана.

Чтобы пластилиновые фигурки были реалистичными, приходилось расспрашивать окружающих.

«Очень мне помогала моя бабушка. Она интуитивно понимала, как мне что-то показать или объяснить. Если я задумывала что-нибудь слепить и у меня появлялись вопросы, она описывала мне мельчайшие детали. А потом я умела дорисовывать в воображении недостающие линии, формы и элементы. Например, я могу пощупать собаку, осмотреть ее до косточки, до последнего волоска. Потом я мысленно переношу эти линии и формы на нужный мне образ. Ведь любое животное имеет приблизительно одинаковое телосложение, лишь немного измененное», — рассказала Оксана.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Две широкие полки заставлены глиняными заготовками: тарелками разных форм и размеров, стаканами и вазочками.

Со временем Оксана поняла, что пластилин удобен, податлив, но недолговечен. Он легко ломается и пылится, становится некрасивым. Другое дело — глина. Это природный материал, из которого люди научились делать не только долговечные предметы обихода, но и изящные скульптуры. Ее отец достал на местном кирпичном заводе кусок красной глины. Но чтобы превратить этот первозданный материал в шедевр, его нужно было подготовить, размягчить, увлажнить, сделать пластичным. А как? Опытным путем удалось добиться своего. Долгое время Оксана лепила из подручной глины. В студенческие годы друзья достали для ее творчества более эластичную художественную глину, которую используют профессиональные скульпторы для изготовления декоративных элементов и более крупных изделий.

«Работа с пластилином и глиной совершенно различна. Из пластилина ты можешь лепить долго, вдумчиво, не спеша. Он всегда мягкий в руках и готов к превращению. Глина быстро начинает высыхать, поэтому, прежде чем за нее браться, нужно иметь представление о том, что ты хочешь слепить», — рассказала она.

Лепить можно и из современных синтетических материалов, например, из полимерной глины. Но этот материал предназначен лишь для создания небольших игрушек и поделок. На ощупь полимерная глина похожа на монтажную пену. Готовое изделие легкое и имеет бархатистую поверхность.

«Я пробовала делать из полимерной глины разные мелкие игрушки. Мои коллеги до сих пор вешают их на новогоднюю елку. Хорошо она сочетается с другими синтетическими материалами при создании декоративных поделок, например, вазочек, но не более того», — поделилась Оксана.

Как истинный художник, она вдохновляется красотой и дарами природы: «Мне хочется создавать более объемные вещи, то, что я могу почувствовать обеими руками, взять в обе ладони. Больше всего мне нравится лепить животных или мифические существа в каком-нибудь древнегреческом стиле. У меня был период, когда я с упоением лепила сфинксов — с женскими ликами и традиционных египетских».

По словам Оксаны, лицо вслепую изобразить очень трудно. Просто передать неживую кукольную маску — это не мастерство. Чтобы тонко подчеркнуть форму глаз, губ, расположение мимических мышц при различных эмоциях, нужно иметь об этом представление. А как его получить незрячему скульптору? Только расспрашивая окружающих, ощупывая собственное лицо, читая литературу. Многое о себе рассказали бы работы мастеров без нарушения зрения, выставленных в музеях, но музейные экспонаты незрячим посетителям трогать не разрешают.

«К сожалению, я свои изделия не обжигаю. Леплю руками по старинке, прорабатываю пальцами и ногтями мелкие детали, вручную полирую поверхность, чтобы не было никаких изъянов, сама высушиваю, а потом дарю всем желающим. Если целенаправленно глиняную фигурку не ломать, не ронять, то она довольно долго сохраняется», — сказала Оксана.

По ее мнению, ребенок лепит как чувствует, как думает, как ему кажется правильным. Его сознание не зашорено стереотипами, его фигурки получаются живыми. А вот когда незрячий человек взрослеет, он ставит себе множество границ, убеждает себя, что он незрячий и, наверное, лепит какую-то ерунду, а другие его жалеют, восхищаясь реалистичностью работы. Он думает, что лучше ничего не делать, чем делать вот так, и в результате ничего не делает. А ведь так хочется вернуться к тому прекрасному детскому ощущению творца, властелина формы!

«Глина для меня более настоящая, живая, традиционная, волшебная, правильная. Как-то моя воспитательница мне сказала: „Оксана, у тебя есть необыкновенный талант к лепке, который ты должна развивать“. Мне всегда хотелось в этом искусстве совершенствоваться, но, к сожалению, мое увлечение так и осталось на любительском уровне», — добавила Оксана.