Игра в куклы — одна из любимых детских забав. Незрячие и слабовидящие малыши не исключение. Но встречали ли вы человека, который создает кукол вслепую? Елена Леквинадзе из города Щекино (Тульская область) доказывает, что это возможно. Работы незрячей кукольницы неоднократно участвовали в различных конкурсах.
Любовь к игрушкам — на всю жизнь
Елена перестала играть в куклы еще в десять лет, но в шестнадцать, поняв, что не доиграла, начала коллекционировать мягкие игрушки. Вскоре ими заполнился весь дом. Тогда Елена, попробовав свои силы в различных видах рукоделия, стала изготавливать кукол.
«Мое куклотворчество началось с кружка в школе-интернате. С помощью специальных форм мы лепили фигурки из обычной глины, а учительница по рисованию и черчению их обжигала и раскрашивала. Тогда нам за них, кажется, даже заплатили по три доллара. Но потом я выпустилась из школы, и лепка ушла из моей жизни, к счастью, не навсегда. Какое-то время я увлекалась бисероплетением, но в основном плела цветы. Флористика, как теперь понимаю, все же не мое. У меня в голове рождались выпуклые образы: девочка на облаке, ангелочек на снежинке, бегущий в зимней ночи олень и множество других, но как их воплотить из бисера, было непонятно. Тем более, что материал это красивый, но мертвый. Он довольно грубый, творить из него в полном смысле этого слова невозможно. И вот пять лет назад я попала на интернет-конференцию известной украинской кукольницы Елены Лаврентьевой, которая делает кукол из капроновых колготок. Это направление называется скульптурным текстилем. Она объясняла так, что, казалось бы, только возьми иглу, и у тебя все обязательно получится! Но со мной чуда не случилось — я с детства не любила шить, как и складывать из бумаги».
Вернуться к лепке Елена решалась целый год. Она слушала мастер-классы и читала статьи, после чего все-таки взялась за дело. И не зря — идеи посыпались как из рога изобилия: Баба-яга и Кощей-пенсионер, Оле-Лукойе, кот-гном, русалки, цветочница, Снегурочка с мороженым в руках и многие другие.
Тифлокомментарий: цветная фотография в широкой голубой рамке. Елена Леквинадзе сидит за деревянным полированным столом и что-то мастерит. Это женщина средних лет со светлыми волосами до плеч в домашнем клетчатом платье с коротким рукавом. Взгляд Елены расфокусирован. Обеими руками с аккуратным зеленым маникюром она формирует каркас из фольги для будущей куклы. На краю стола, мордой к хозяйке, примостился бело-рыжий кот.
«Сама не знаю, откуда берутся образы в голове. Я просто вижу облик новой куклы вплоть до цвета ее глаз и волос. Возможно, отчасти они приходят из прочитанных книг и приснившихся снов, поэтому среди них не только люди, но и животные, птицы, ангелы, драконы и прочие сказочные персонажи. Просто одни как статуэтки, другие в виде шкатулок, а из третьих вообще могу светильник сделать. Я очень люблю сюрреализм. Сейчас у меня в работе композиция из кота в амплуа Деда Мороза, у которого из карманов шубы выглядывают мышки, на одной лапе у него также сидит мышка-фея, а рядом стоит мышка-снегурочка, держащая котенка. Кроме того, я загорелась идеей сделать полиптих «Времена года», где каждая кукла будет символизировать определенный сезон. И, конечно, безумно хочется слепить что-нибудь серьезное, например, Ассоль, Фрези из «Бегущая по волнам» или Алису из Зазеркалья, но в этом искусстве ни в коем случае нельзя торопиться, особенно если есть желание выйти на действительно высокий уровень».
Он не игрушка — он живой
На изделие из полимерной глины у Елены уходит от двух недель до месяца. Много времени требуется на детальное продумывание образов: русалка — задумчивая и печальная, Оле-Лукойе — серьезный, цветочница — улыбчивая и добродушная. Несмотря на то, что незрячая мастерица творит уже шесть лет, сейчас дома у нее «живет» всего несколько кукол, остальные — на выставке в филиале тульской библиотеки для слепых в Щекино.
«Я почему-то всегда больше любила пупсов и маленьких куколок, вот и сейчас все мои детища, как правило, ростом от 15 до 30 см — большие куклы занимают слишком много места, а его и так катастрофически не хватает, поэтому давно мечтаю купить для них витрины или хотя бы этажерки. И даже если куклы шарнирные, как, например, сидящая на чемодане Шапокляк, каждой из них все равно необходимо какое-то личное пространство, ведь они тоже существа одушевленные. Именно по этой причине в первую очередь я всегда делаю им глаза — пусть видят, что с ними творят. Особенно сложно было с Оле-Лукойе, он и правда вел себя как живой: поворачиваю его к себе спиной, чтобы сделать воротник, но через 10 минут выясняется, что воротник я ему леплю на нос. А уж как я с его зонтом мучилась — чуть не плакала!»
Освоив самозатвердевающую и запекаемую глину, Елена попробовала работать и с фоамираном. Однако технология изготовления кукол из этой цветной пористой резины оказалась более сложной, так как мастеру приходится пользоваться схемой, которую нужно рассчитать и распечатать на принтере, после чего вырезать по ней детали.
«К сожалению, ни брайлевский, ни 3D-принтер мне пока недоступны, поэтому объемные схемы лиц делает мой зрячий супруг. Иногда я вырезаю их и сама, но только под его чутким контролем. Научилась я работать и с термоклеем, хотя поначалу жутко боялась обжечься, так что теперь муж помогает лишь с какими-то ну уж очень мелкими деталями. Правда, в последнее время фом в моем творчестве отошел на задний план, ведь, в отличие от пластики, он не дает лицу быть по-настоящему живым, потому куклы из фома часто напоминают зомби. Глина же до высыхания или запекания мягкая, податливая, теплая на ощупь, оттого и куклы из нее очень похожи на людей. Вообще, чем больше занимаюсь этим видом рукоделия, тем больше убеждаюсь, что эскизы крайне необходимы, особенно незрячему мастеру. И здесь очень выручает скульптурный пластилин. Он незаменим как при поиске образа (вышло не то — сломал и лепи заново), так и при изготовлении бюста будущей куклы, что на языке профессиональных скульпторов и кукольников называется штудией».
Тифлокомментарий: цветной коллаж на голубом фоне. Над открытой ладонью расположен бюст персонажа, похожего на тролля, из желтого пластичного материала. У него непропорционально маленькие ручки и большая голова с отростком на макушке и треугольными вытянутыми ушами. Образ завершают три неровных зуба, массивные надбровные дуги и мешки под круглыми ярко-голубыми глазами.
Как рождаются куклы
Разнообразие материалов, кажется, поражает воображение даже бывалых мастеров и вызывает путаницу в терминологии. Под пластикой, например, часто подразумевают различные виды глины — как запекаемой, так и самозатвердевающей, которая при застывании напоминает пластмассу. Тем не менее есть мастера, чьи куклы выглядят настолько реалистично, что на фотографиях их путают с живыми людьми.
«Самое сложное в любой кукле — это лицо и мимика. И тут совершенно неважно, видишь ли ты или нет. Судя по описаниям мужа, многие зрячие делают лица ужасно. С глиной чуточку проще: из обычной фольги делаем основу под голову, а если позволяет уровень мастерства, то сразу череп, обтягиваем его глиной и тщательно выравниваем руками. При этом важно, чтобы между фольгой и глиной не попал воздух, иначе она вздуется и треснет, особенно при запекании. Пальцами намечаем глаза, нос и рот, вытягиваем подбородок. Работая над мелкими деталями, переходим на инструменты. Больше всего возни, конечно же, с глазами: продавливаем глазницы, поднимаем верхнее веко и опускаем нижнее, прорабатываем внутренний и внешний уголки. Далее придаем форму носу и переходим ко рту. У мужчин и женщин губы разные, так что тут тоже приходится попотеть. Апельсиновой палочкой или острой стекой намечаем носогубные складки и доводим до ума подбородок. Уши можно вылепить сразу, а можно приклеить их потом. Затем стекой-петелькой и жесткой кисточкой проходим по всему личику, придавая ему текстуру кожи, закрепляя эффект кисточкой для макияжа, смоченной в разбавителе для масляных красок. Напоследок проделываем отверстие для туловища и отправляем голову запекаться или оставляем сохнуть на воздухе. Хотя я, например, предпочитаю предварительно расписать личико перед запеканием, а уже потом с помощью мужа довести его до совершенства. Я не боюсь ошибиться, потому раскрасить куклу кусочком губки или даже кистью для меня не проблема».
А пока голова будущей куколки доходит до нужной кондиции, Елена приступает к изготовлению тельца. Для этого каркасы туловища, ручек и ножек кукольница обтягивает глиной, если модель полностью лепная, или синтепоном, а затем тонкой хлопчатобумажной тканью, шелком, флисом или фомом, если предполагается, что конечности у нее будут гнуться. После сборки куклу расписывают, лакируют, приклеивают парик, надевают одежду и обувь.
«С фоамираном вслепую работать гораздо сложнее. Лица таких кукол, как правило, строго по бумажной схеме вырезают из пенополистирола, он же пеноплекс. Продается в любом строительном магазине и используется для утепления помещений. Можно брать и пенопластовые шарики, но они слишком рыхлые и осыпаются, а при нагреве еще и очень сильно плавятся. Нос и губы при необходимости можно приклеить отдельно. Далее вырезанное личико нужно ошкурить. Я обхожусь обычной наждачкой, хотя многие используют машинки для маникюра или шлифовальные машинки для ювелиров. Таким же образом вырезаем туловище. На тонкую проволоку для цветов нанизываем цилиндры из полистирола и поролона — это будущие ручки и ножки, ступни и ладошки с пальчиками. Затем, подобно коже, каждую деталь в отдельности обтягиваем фоамираном. Капелькой клея фиксируем кусочек фома на заготовке, натягиваем, разогреваем утюгом, феном для эмбоссинга или щипцами для завивки волос и сажаем на жидкий скотч. Главное — не перегреть, иначе он порвется и придется думать, как замаскировать дыру. Сейчас фом больше напоминает тонкую резиновую перчатку, а после остывания снова станет бархатистым и приятным на ощупь. Глаза, нос, рот и пальчики проклеиваем особенно тщательно, разглаживая неизбежно образующиеся складочки. Собираем куклу воедино, раскрашиваем акриловыми красками, пастелью, восковыми мелками или самой обычной косметикой — тенями и румянами. Для завершения образа делаем прическу и одеваем новорожденную».
Кукла — это искусство
Елена признается, что материалами у нее забита не только тумбочка, но и весь шкаф до потолка, и это не считая стоящих едва ли не в каждом углу коробок с фурнитурой, ведь никогда не знаешь, что может пригодиться в следующий момент.
«Сейчас, в целом, все материалы гипоаллергенны, поэтому работать с ними может практически каждый. Хотя я, например, не люблю пластилин с запахом ванили, корицы и прочего. Проблемы могут возникнуть разве что с запекаемой пластикой, которая имеет специфический аромат, поэтому для этих целей желательно пользоваться отдельной духовкой. Но поскольку мало кто производит кукол в промышленных масштабах, обычно достаточно пакета для запекания и последующего проветривания помещения. До заказов я, наверное, еще не доросла, да и на мой взгляд, любое хобби можно убить, если оно превращается в инструмент для заработка. Единственная идея, которая мне нравится, — это продажа собственных мастер-классов, но как это осуществить, пока не знаю. Честно говоря, я терпеть не могу однообразную работу: мне куда проще придумать новую куклу, чем повторить уже сделанную. Многие мастера покупают или сами делают молды — специальные заготовки для лиц. Набиваешь такую форму пластикой и оставляешь высыхать, а потом остается только его ошкурить и сделать мейкап. Потому у некоторых мастеров все куклы на одно лицо. Я так не могу! Для меня кукла — это тоже искусство, а кукольник — художник, скульптор, историк, костюмер, стилист и визажист в одном лице, способный и в обычном столбе увидеть образ. Вот почему в последнее время среди кукольников появляется все больше мужчин».