Хобби помогает переключиться с рутинных дел, отвлечься от беспокойных мыслей, справиться со стрессом, почувствовать себя немного счастливее. Увлечения бывают разные — от экстремального спорта до интеллектуальных игр. Поговорили с незрячими людьми и об их уникальных хобби.
Ювелирное макраме
О своем необычном увлечении рассказала Алиса Ольхова, студентка психологического факультета Российского государственного педагогического университета имени Герцена в Санкт-Петербурге.
«Ювелирным макраме я увлекаюсь около шести лет. Однажды знакомая моего отца показала мне свои работы, — вспоминает Алиса. — Изделия были ни на что не похожи. Такое необычное плетение меня заинтересовало, и я захотела этому научиться».
С помощью ювелирного макраме Алиса создает браслеты, кулоны и другие украшения. Чтобы они получились действительно красивыми, важно правильно подобрать материалы. Обычно в работе используется специальная синтетическая вощеная нить толщиной 1 мм. Она очень прочная, хорошо сохраняет структуру, имеет глянцевую поверхность. От тепла рук воск размягчается и каждый узелок запаивается. В результате украшение выглядит так, будто оно выполнено из металла. Кроме того, в работе используются полудрагоценные и поделочные камни, которые добавляют таинственный блеск и роскошность изделиям.
Тифлокомментарий: цветная фотография. На светлом фоне лежат зеленые серьги в форме рыбки, выполненные в стиле ювелирного макраме. В центре кружевного плетения закреплена крупная бусина светло-зеленого цвета. Серьги украшены симметричным узором из таких же бусин меньшего размера.
Вощеная нить свободно продается в интернете. А вот приобрести необходимые камни, например, австралийский опал или южноамериканский аметист, сегодня довольно сложно из-за закрытия границ.
«К счастью, у меня есть знакомый мастер, геолог по профессии и просто интересный и отзывчивый человек, — рассказывает Алиса. — Он вырезает камни в своей мастерской на заказ. Я часто к нему обращаюсь не только чтобы приобрести камешки, но и узнать об их свойствах».
В целом ювелирное макраме напоминает кружевное плетение. Это очень тонкое и кропотливое занятие, требующее усидчивости, воображения и креативного мышления.
«Поначалу мне было очень сложно освоить технику, — объясняет Алиса. — Дело в том, что при изготовлении кулона, например, размером с пятикопеечную монету, камень оплетают с помощью множества нитей, создавая уникальный и неповторимый орнамент. При этом важно соблюсти симметрию, аккуратно затянуть узелок, не перепутать нити и так далее. Моя наставница, к счастью, обладала огромным терпением, подробно мне все разъясняла и показывала. Большое спасибо ей за это!»
Занятие любимым хобби прежде всего дает Алисе возможность расслабиться. Кроме того, ее работы с удовольствием приобретают ценители декоративно-прикладного искусства. Некоторые украшения, выполненные в стиле ювелирного макраме, Алиса представляла в рамках выставки «Мир камня» в Санкт-Петербурге и на тематических фестивалях. Ювелирные украшения Алисы также представлены в ее группе «Вконтакте», где можно прочитать о свойствах камней, видах и техниках плетения.
По мнению Алисы, макраме сейчас не очень популярно среди рукодельниц. Настоящих мастеров, владеющих этим искусством, единицы, особенно среди незрячих людей.
Радиоэлектроника
Тифлокомментарий: цветная фотография. На столе, в зарядном устройстве, стоит портативная черная рация. У массивного передатчика с антенной рифленая поверхность. Он снабжен дисплеем и рядом кнопок на центральной и боковой панелях.
Радиоволны. Для кого-то это темный лес, а для Ивана Юрьева, массажиста из Казани, бесценное хобби.
«Радиотехникой я увлекся приблизительно в 16 лет, — вспоминает Иван. — Однажды я нашел в интернете статью, где рассказывалось про SDR-приемник, который подключался к компьютеру. С помощью антенны и программы SDRSharp на нем можно было принимать радио- и ТВ-каналы».
Позднее Иван узнал, что данное устройство можно использовать для приема радиочастот коротковолнового и ультракоротковолнового диапазона. Заинтересовавшись открывающимися для него возможностями, Иван приобрел одно из таких устройств и начал пробовать самостоятельно принимать радиосигналы.
«Когда у меня стало получаться, я понял, что радиосвязь — удивительная вещь! — рассказывает Иван Юрьев. — Я начал собирать информацию, читал соответствующую литературу, стал глубоко изучать вопрос. Вскоре я узнал, что существуют группы радиолюбителей, которые с помощью портативных или стационарных передатчиков могут связываться между собой в пределах страны и даже между континентами. Собственно, вот так и начался мой путь к познанию радиоэлектроники».
Иван начал самостоятельно конструировать различные антенны из проволоки и фольги, обломков старых антенн, различных подручных материалов и пробовать связаться с другими радиолюбителями хотя бы в пределах своего города.
«Сейчас у меня есть мобильная радиостанция Baofeng UV-82. Она имеет безлицензионный выход на диапазоны LPD и PMR, — поясняет Иван. — LPD (Low Power Device) — маломощное устройство с определенным диапазоном частот. В диапазоне LPD могут работать такие известные всем устройства как автомобильные сигнализации, радиопульты и непосредственно радиостанции. PMR (Personal Mobile Radio) — это портативная рация, которая обеспечивает связь до нескольких километров в пределах видимости. Есть еще радиолюбительские ретрансляторы, как их еще называют — репитеры. Ретранслятор — это приемо-передатчик с антенной, который позволяет обеспечить устойчивой связью площадь всего города или даже района. Радиостанции с такими диапазонами не требуют регистрации и их можно приобретать в частном порядке».
Свой первый позывной Иван получил в конце 2018 года. Такой сигнал опознавания регистрируется в Главном радиочастотном центре (ГРЧЦ) или в Союзе радиолюбителей России (СРР), который представлен практически в каждом городе. Для этого радиолюбителю необходимо сдать экзамен на квалификационную категорию. Здесь же регистрируется и его радиостанция.
Как рассказал Иван, существует всего четыре категории. Самая высокая — первая. Экзамен на четвертую категорию включает 20 вопросов, нужно ответить минимум на 15. Чтобы получить первую категорию нужно знать азбуку Морзе и ответить на 40 из 45 вопросов разной тематики, например: международные и российские правила, нормы и терминология в области любительской радиослужбы, виды радиосвязи, теория радиосистем их параметры, единицы измерения, безопасность эксплуатации радиоэлектронных средств (РЭС) и прочее.
«Помню, был также важный для радиолюбителя вопрос, касающийся правил установления, ведения радиосвязи и окончания радиообмена, — продолжает Иван Юрьев. — Дело в том, что в России все частоты принадлежат государству, то есть оно является первичным пользователем. Радиолюбителям же отданы некоторые частоты, но уже на вторичной основе. Например, в диапазонах
Есть и практическое применение увлечению радиоэлектроникой. Как объяснил Иван, большинство радиолюбителей — хорошие радиотехники. Они собирают небольшие маячки, которые можно использовать по прямому назначению, чтобы по сигналу потом можно было легко отыскать потерявшегося в лесу человека.
Радиостанции используют как альтернативу социальным сетям и телефонам. Радиолюбители через свои передатчики могут общаться в пределах города или страны.
Они также участвуют в спасении терпящих бедствие. Например, недавно группа альпинистов застряла высоко в горах. Вызвать спасателей не получалось, так как сигнал был очень слабым и их просто не слышали. Но зато их сигнал принял радиолюбитель, оказавшийся неподалеку. Он передал информацию службе спасения и людей вызволили из горной западни.
По мнению Ивана, незрячие люди вполне могут собирать антенны и небольшие устройства, пользоваться радиотехническими средствами, если есть необходимые знания в области электроники. Зачастую не нужно ничего даже паять, достаточно скрепить болтами или просто скрутить элементы будущего устройства.
Например, однажды Ивану с товарищем удалось собрать небольшую метеорологическую станцию. С помощью специальной программы, датчики собирали информацию о времени, температуре, давлении и влажности. Нужно было всего лишь нажать на кнопку, и прибор озвучивал собранные данные.
«Современные радиостанции Baofeng частично озвучиваются на китайском и английском языках. Поэтому незрячий радиолюбитель свободно может менять частотные каналы, просматривать некоторые пункты меню. Так что мир радиоэлектроники открыт для всех желающих», — заключил Иван.
О возможностях незрячих радиолюбителей Иван Юрьев подробно рассказывает на своем сайте.
Огородничество
Тифлокомментарий: цветная фотография. Приусадебный участок в ясный день. Среди молодой травы желтеют одуванчики, цветут красные тюльпаны. В центре, уперев руки в бедра, стоит молодой человек плотного телосложения. Его глаза закрыты. Он одет в бордовую рубашку с коротким рукавом, голубые джинсы, белые туфли. Около его ног стоит цинковое ведро. За юношей широко раскинула ветви цветущая яблоня.
Среди незрячих есть и овощеводы-любители. Например, Сергей Елизаров на своей даче в Ульяновской области уже пятый год собирает урожай томатов.
«Более 15 лет я работаю в детской поликлинике специалистом по массажу, — рассказывает Сергей. — Если честно, я всю жизнь увлекался музыкой. Но с возрастом интерес к этому пропал, я берусь за гитару все реже и реже. А вот огородничество сильно меня увлекло, причем совершенно случайно».
Несколько лет назад Сергей с женой Альбиной приобрели дачу, чтобы регулярно отдыхать за городом. Супруги планировали засадить участок газонной травой, оборудовать уголок для шашлыков и не более того. Сергей был убежден, что незрячему человеку нет смысла что-то сажать на огороде, ведь это сопряжено с некоторыми сложностями. Но однажды, возвращаясь с работы домой, он случайно подумал, а как же сажают помидоры? Прочитав несколько тематических статей и просмотрев соответствующие мастер-классы в интернете, он решил попробовать вырастить томаты своими руками.
«Для меня рассада как ребенок. Мне необходимо наблюдать каждый этап созревания будущего урожая, — поясняет Сергей. — Конечно, можно купить готовые томаты и их семена в магазине, но ведь это не интересно. Я выращиваю помидоры из собственных семян. Для меня важно посадить семечко, наблюдать за ростом рассады, пикировать ее, высаживать в грунт. Меня увлекает сам процесс».
Сергей заранее закупает грунт и выращивает рассаду дома, а затем уже и на дачном участке. Заботу и уход за растениями он полностью берет на себя.
«Конечно, когда рассада маленькая, ее сложно отличить от сорняков, — объясняет Сергей, — приходится ориентироваться на запах. Помидоры же пахнут! Растения я не пасынкую, это сложновато. Да и боюсь я отрезать что-нибудь лишнее. Так долго выращиваешь этот помидор, а потом все своими же руками можно испортить. Хотя, если нужно было бы пасынковать, я бы, наверное, научился. Вообще, я стараюсь обо всем спрашивать и советуюсь с бывалыми огородниками».
Сергей постоянно экспериментирует, пытаясь вырастить на участке какой-нибудь новый сорт томатов, и ему это удается.
«Конечно, каждый год я сажаю любимые „Огни Москвы“, которые не подводят никогда, и какой-нибудь проверенный сорт для засолки. Но я не могу себе отказать и не попробовать что-нибудь новенькое, — рассказывает Сергей. — Недавно в магазине я обнаружил удивительный сорт „Кума“. Это очень теплолюбивый гибридный сорт, который достигает высотой до 2 метров, а с куста можно собрать до 10 кг томатов! Я вырастил рассаду из собственных семян. Поначалу куст вырос невысокий, на нем было всего лишь несколько плодов. А вот на следующий год я собрал богатый урожай. Вообще, созревание томатов в открытом грунте сильно зависит от погоды, а она у нас капризная».
Сергей выращивает томаты исключительно для семьи, угощает друзей и близких, делает заготовки на зиму и с нетерпением ждет следующего сезона, чтобы вырастить очередную новинку на своем дачном участке.