Психологи называют танец универсальным языком общения. При помощи движений люди могут выражать свои эмоции и даже мысли. Танец помогает снять стресс, напряжение, улучшить настроение и физическое самочувствие. А для людей с нарушением зрения — еще и становится эффективным средством реабилитации.
«Особый взгляд» поговорил с руководителем студии бальных танцев КСРК ВОС Антоном Пузравиным, а также с танцорами с нарушением зрения — и узнал у них, как и зачем они танцуют.
Спорт или досуг
Антон Пузравин обучает бальным танцам незрячих и слабовидящих людей уже более 15 лет.
По словам Антона, он начал собирать сводку правил для танцоров с инвалидностью по зрению, взяв за основу технику танцевального спорта в целом. Он отредактировал определенные моменты, учтя потребности незрячих и слабовидящих людей.
После подготовки правил и положения танцевального спорта для людей с инвалидностью по зрению начали проводиться городские, областные и даже всероссийские соревнования. Правда, в них принимали участие танцевальные коллективы только из четырех регионов страны — в то время как Всероссийская федерация танцевального спорта признает действительными состязания, на которых представлено не менее 11 субъектов РФ.
«К сожалению, пока не удается сделать так, чтобы танцы с участием людей с нарушением зрения были признаны в России видом спорта, — продолжил Антон Пузравин. — Но зато мы более свободны в своих действиях во время танцевальных уроков. Сегодня занятия и выступления российских танцевальных коллективов с участием людей с инвалидностью по зрению являются, главным образом, досуговыми и реабилитационными мероприятиями. В них могут принимать участие люди разного возраста и с любой физической подготовкой».
Тифлокомментарий: цветная фотография. В просторном светлом зале с панорамным видом идут занятия по танцам. Около десятка человек, мужчин и женщин в спортивной одежде и обуви, стоят лицом к зеркальной стене, синхронно выполняют танцевальные па. Они делают шаг вправо, и с поворотом корпуса хлопают в ладоши.
Как учиться
Слабовидящий танцор Геннадий Манишкин уже 13 лет занимается в студии бальных танцев КСРК ВОС.
«Однажды на телеканале „Матч ТВ“ я увидел трансляцию конкурса спортивных танцев — и у меня появилось желание научиться танцевать так же, как его участники, — вспомнил он. — Я узнал, что в КСРК ВОС есть студия бальных танцев, и пришел туда на первое занятие. Это было в ноябре 2011 года. Особенность занятий танцами людей с плохим зрением в том, что тренер должен словами доходчиво и понятно объяснять технику движения ног, рук и тела. Если танцоры не понимают, как правильно делать то или иное движение, преподаватель подходит к каждому и тактильно, руками, показывает».
Конечно же, во время занятий с незрячими и слабовидящими людьми Антон Пузравин каждое танцевальное движение описывает словами.
Танцорам без остаточного зрения он самостоятельно помогает поставить ноги и руки в нужную позицию и совершить необходимые движения. Кроме того, незрячие люди могут руками осматривать положение его тела во время танца и — благодаря этому — правильно повторять танцевальные движения.
Дмитрий Качура несколько лет занимается в танцевальной школе танго, мужчина — незрячий. «У нашего преподавателя большой опыт обучения незрячих людей танцам, — рассказал он. — Каждое движение он объясняет словами. К примеру, „правой ногой делаем шаг направо и переносим вес на правую ногу, затем левой ногой делаем шаг направо“. Если нам необходимо повторить сложную фигуру, преподаватель становится в танцевальную позу, и мы руками изучаем положение ее тела. Затем мы повторяем фигуру, она внимательно смотрит на нас и говорит, что надо изменить. К примеру, перенести вес с правой ноги на левую».
На что ориентироваться
В бальных и латиноамериканских танцах с участием людей с нарушением зрения сформировались особые правила, которые помогают ориентироваться в пространстве зала.
К примеру, в танцевальной паре, которая перемещается по площадке, один человек должен быть незрячим, а другой — зрячим. В танце зрячий партнер ведет незрячего.
Расхождение в паре (период, в который партнеры расходятся) допустимо максимально на четыре такта. После этого зрячий и незрячий человек должны снова взяться за руки.
«Незрячие танцоры обращают внимание на ориентиры — точки, которые находятся в зале постоянно и безусловно», — продолжил Антон Пузравин.
Особое значение для ориентации слабовидящих танцоров в зале имеет свет. Освещение должно быть и не слишком ярким, и не тусклым.
Кроме того, важно правильно расположить пары на площадке — таким образом, отметил профессионал, чтобы они не сталкивались друг с другом, а, напротив, служили друг для друга дополнительным ориентиром.
Незрячий танцор Александр Качанов считает, что люди с нарушением зрения могут хорошо ориентироваться на площадке во время танца. По его мнению, все во многом зависит от их визуального опыта.
«Раньше я хорошо видел, и мне легко представлять траекторию движения человека в танце, — рассказал он. — Наверное, по этой причине я не испытываю дискомфорта при передвижении по сцене. Хотя, конечно, саму сцену мне надо предварительно изучить: понять и представить ее площадь, края, расположение декораций. Если на сцене танцует несколько пар, мне необходимо понимать, как они будут двигаться во время танца, чтобы избежать столкновения. Танцевать соло на сцене мне даже легче. Я знаю, что во время танца не помешаю другим людям. Когда зрители смотрят на меня из зала, они не верят, что перед ними незрячий танцор. Но я не вижу и двигаюсь свободно потому, что тактильно изучил пространство сцены — и теперь хорошо его себе представляю».
Тифлокомментарий: черно-белая фотография. Стройная женщина и мужчина плотного телосложения танцуют латину на фоне кирпичной стены. Он одет в черные брюки и полосатую рубашку, туфли из тонкой кожи. На ней — темное облегающее платье с высоким разрезом, туфли на каблуке. Мужчина сделал широкий шаг в сторону, женщина стоит к партнеру боком, чуть опираясь на его бедро. Ее ноги скрещены.
Доступность
Незрячим и слабовидящим людям Антон Пузравин преподает бальные танцы (европейскую и латиноамериканскую программы), но считает, что любой вид танцев можно адаптировать для людей с нарушением зрения.
«В детстве, когда я хорошо видел, занимался народными танцами и танцами в стиле диско. После этого я долгое время не занимался танцами вообще и вернулся к ним только после потери зрения. Сейчас я посещаю студию бальных танцев. Мы танцуем танго, вальс, ча-ча-ча, румба, самба. Также я занимаюсь в проекте „Танцы в темноте“ при социально-реабилитационном центре Дианы Гурцкая у руководителя Екатерины Зайцевой. Она ставит современные танцы (формат — перформанс). Кроме того, мне приходилось участвовать в мастер-классах по бачате и по историческим бальным танцам. Я люблю абсолютно все виды танцев», — рассказал Александр Качанов.
Зачем танцевать
Антон Пузравин считает, что для людей с нарушением зрения занятия в танцевальной студии становится важной формой социальной активности. На тренировках они встречаются, общаются друг с другом, вместе готовятся к участию в конкурсах и фестивалях.
Александр Качанов обращает внимание на то, что регулярные занятия танцами помогают незрячим людям лучше ориентироваться в пространстве.
«Танцы — это действенный инструмент реабилитации, — подчеркнул он. — Незрячие люди начинают уверенно чувствовать себя с белой тростью на улице, становятся более самостоятельными в быту. После танцевальных занятий даже их общее самочувствие становится лучше. Многие незрячие люди ведут малоподвижный образ жизни, редко выходят из дома, а танцы помогают эту ситуацию изменить».
Дмитрий Качура от занятий танцами получает заряд бодрости и хорошего настроения.
«Кажется, что после двух часов танцевальных тренировок должен чувствовать себя уставшим, но усталости я не ощущаю, — признался он. — После танцев во мне как будто меняют батарейку, и я снова полон сил и энергии. Благодаря занятиям танцами у меня улучшилась координация движений. Я стал физически более крепким, научился держать осанку и ровно ходить. Во время передвижения с белой тростью мне удается лучше держать равновесие и меньше спотыкаться о препятствия».
«Будучи студентом, я пришел устраиваться на работу преподавателем танцев в КСРК ВОС, — рассказал он. — У меня в группе оказались люди с полной потерей зрения, и я даже подумал, что мне надо отказаться от этой работы — потому что я не знаю, как с ними заниматься. Но потом решил дать себе шанс — и вот до сих пор преподаю танцы людям с нарушением зрения. С танцорами у нас достаточно быстро сложилось взаимопонимание, и мне стало интересно, как можно адаптировать существующие техники танцевального спорта для людей с нарушением зрения».