Незрячий музыкант Владислав Буяльский — о работе в крематории и четырех переездах ради мечты стать композитором

Тифлокомментарий: цветная фотография. У освещенной солнцем стены из красного кирпича стоит мужчина средних лет. Это незрячий музыкант Владислав Буяльский. У него вьющиеся русые волосы и окладистая борода. На нем черные очки, голубая рубашка и черная куртка нараспашку.

Корреспондент «Особого взгляда» Владимир Васкевич поговорил с незрячим гидом, композитором и гонщиком Владиславом Буяльским. Он узнал у него о переезде в Москву, о важности поиска наставника, увлечении автогонками и работе в крематории.

Об учебе и четырех переездах

Владислав Буяльский родился в Казахстане, учился в школе-интернате для слепых и слабовидящих в Караганде и с ранних лет начал заниматься музыкой. Помогли учителя: они предложили ему попробовать себя в игре на баяне. Владислав попробовал, да так, что со временем ему стало не хватать традиционной программы музыкального класса и его стали дополнительно обучать новым дисциплинам.

«Уже в школе я написал свои первые произведения на баяне. Каждый раз я приходил к своему преподавателю Александру Константиновичу Емельяненко вдохновленный и воодушевленный тем, что у меня получилась какая-то новая мелодия. Он остужал мой пыл, но всегда грамотно указывал на ошибки и давал мне пищу для размышления над новыми произведениями. Он же начал учить меня азам гармонии в музыке, что потом мне очень помогло», — рассказал Владислав.

Почувствовав, что заниматься музыкой ему интересно, Владислав захотел продолжить музыкальное образование. В Казахстане специализированных учреждений для музыкантов на тот момент не нашлось, поэтому он поехал поступать в Россию — в Курский музыкальный колледж-интернат слепых. Так состоялся его второй переезд. Первый же, как и у многих незрячих людей, случился во время обучения в школе-интернате — она находилась в другом городе, вдали от дома.

«В Курск я приехал с мамой. Убедившись, что я неплохо справляюсь сам, она улетела обратно домой. Для меня началась новая интересная жизнь, где я уже сам отвечал за себя и учился решать разные бытовые вопросы. Не могу сказать, что переехать в другую страну было сложно. Все-таки один язык, хорошие люди, преподаватели, которые умеют работать с незрячими, а самое главное — увлечение музыкой, которое двигало меня только вперед. К этому прибавилась интересная студенческая жизнь, новые друзья и мои попытки начать писать музыку уже на профессиональном уровне», — рассказал Владислав.

С первого курса колледжа он стал сочинять больше музыки, записывал ноты по Брайлю и в ускоренном режиме осваивал нотные редакторы. Справляться Владиславу помогали преподаватели Петр Васильевич Дудошников и Сергей Александрович Морозов, который познакомил его с искусством музыкальной аранжировки. В колледже начинающий музыкант написал и издал на собственные средства первый сборник сочинений на баяне.

«В колледже, кроме музыки, меня привлекли к занятиям шоудауном (теннисом для незрячих), параллельно я увлекся программированием. Последнее помогло мне в будущем и в работе», — добавил Владислав.

Окончив колледж с красным дипломом, Владислав переехал в Москву, чтобы продолжить свое музыкальное образование. В качестве учебного заведения, посоветовавшись со своими преподавателями, выбрал Российскую государственную специализированную академию искусств. Так состоялся уже третий переезд.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Пасмурный весенний день. Владислав в голубой рубашке и сером жилете стоит на асфальтированной дорожке у дерева с белыми цветами, слегка улыбается.

Покорять Москву Владислав отправился со своим однокурсником по колледжу Денисом. Освоиться в большом городе было непросто, но ребятам активно помогала мама Дениса. Им удалось снять комнату, подготовиться к вступительным экзаменам и успешно их сдать.

Заехав в общежитие академии, студенты выдохнули. Но не тут-то было! Началась сложная и серьезная учеба, требующая терпения и больших усилий.

«Работая с новыми преподавателями и наставниками, я понял, что по-настоящему заниматься мне интересно не исполняя музыку, а создавая ее. И больше интересен не баян, а многогранная симфоническая музыка», — рассказал Владислав.

В академии незрячему студенту удалось написать новые работы для оркестровки и сочинения для баяна. Однако ему не хватало актуальной брайлевской литературы по музыке. Как говорит Владислав, советской литературы по этой части достаточно. А чтобы разучить и сыграть что-то современное, приходится постараться: найти человека, который без ошибок поможет прочитать ноты, или отыскать в интернете файл нужного формата, чтобы перевести в доступную для незрячих музыкантов программу для дальнейшего изучения.

Здесь Владислава выручили навыки работы на компьютере, это же помогло ему создать собственный сайт. Сейчас Владислав регулярно пополняет страницу авторскими работами и использует ее в качестве портфолио.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Солнечный день. Владислав в голубой рубашке и черной куртке стоит на городской улице, у груди держит сложенную белую трость. Деревья с голыми ветками отбрасывают тени на многоквартирный дом с оранжевыми стенами.

«В Академии искусств работают профессионалы, которые могут и умеют обучать незрячих. Например, мне в очередной раз очень повезло с преподавателем. Юрий Александрович Сидоров помог мне превратить мой музыкальный фундамент, созданный в колледже, в основательный и разноплановый набор навыков. Уже в академии я стал немного зарабатывать фрилансом, пробуя сочинять разные музыкальные работы на заказ», — рассказал Владислав.

После академии Владислав купил себе квартиру в Красноармейске Московской области — и опять новый город, незнакомая территория и необходимость налаживать связи и знакомства.

«Самое сложное в любом переезде — это психологический вакуум, в который ты попадаешь. Ты никого не знаешь, все близкие люди далеко от тебя, а продолжать жить, справляться с бытовыми проблемами как-то надо. Четыре переезда научили относиться к временным неудобствам с легкостью. Но отсутствие рядом друзей и близких — это сложно. Я постоянно езжу в Москву, поддерживаю свои контакты. Однако по началу было очень непросто», — рассказал музыкант.

О работе в крематории и музее в темноте

После академии самым сложным, как признается музыкант, было найти работу. Стабильного дохода от фриланса по музыке не было, поэтому нужно было срочно что-то искать. Владислав написал во все школы для незрячих, обзвонил десятки объявлений о работе в Москве, обращался в центр занятости. Везде отказы. Ничего подходящего по профессии Владиславу так и не смогли предложить. Тогда он устроился в крематорий — музыкантом.

«Об этой возможности работы я знал еще с академии, но оставлял ее на самый крайний случай. Все-таки работать в таком учреждении никто не мечтает», — рассказал он.

В крематории Владислав играл на органе во время прощальных церемоний. Это была в основном классическая музыка с минорной тональностью, но напрягало музыканта не это, а невероятная концентрация горя. За день таких церемоний могло быть несколько, не пропускать эмоции через себя не получалось.

«Мне кажется, у всех нас сложные отношения со смертью. Но когда ты ежедневно с этим сталкиваешься — невероятно сложно психологически. Я достаточно быстро понял, что я здесь долго не протяну. К тому же, чтобы заработать хоть какие-то серьезные деньги, в крематории нужно находиться по пять дней в неделю, чего моя психика бы просто не выдержала. Мои коллеги, в том числе и незрячие, как-то смирились с этим, может, научились игнорировать негативные моменты работы, не принимая все это близко к сердцу. Мне же было тошно», — рассказал Владислав.

Он проработал почти год, после чего уволился и резко сменил сферу деятельности. Владиславу предложили попробовать себя в качестве незрячего гида, и он согласился.

«Это, конечно, необычный контраст. Ты привык работать все время над собой или сам с собой, изучая новые произведения. А тут вдруг начинаешь взаимодействовать с большим количеством людей. Ежедневно в музее я вожу по несколько экскурсий, через меня проходят десятки человек и каждый из них разный и по-своему интересный. Особенно мне нравится общаться с людьми после некоторого времени, проведенного в темноте. Как правило, они раскрепощаются, расслабляются и открываются к взаимодействию. Лучше всего это получается у детей», — рассказал он.

По словам Владислава, этот резкий переход в работе помог ему ощутить вкус к жизни, увидеть, как люди стремятся жить, творить, планировать и радоваться каждому моменту. И несмотря на то, что ему приходится по три часа добираться до музея, он счастлив.

Об увлечении гонками и новых планах

Владислав до сих пор занимается музыкой, но стабильно ею зарабатывать пока не получается. В основном ему приходят небольшие заказы как фрилансеру. Но Владислав настроен серьезно — в будущем он хочет получить профессиональное образование по этой специальности. Для этого он стал активно искать наставников среди опытных композиторов.

Сначала с Владиславом занималась Елена Вайнберг, композитор с большим стажем, а после она помогла ему познакомиться с еще одним композитором, Андреем Поспеловым. Сегодня незрячий музыкант перенимает опыт у учителя и наставника и помогает ему в доработке различных произведений.

«Благодаря Андрею я вышел на совсем иной уровень. Уже сейчас мне удается активно помогать ему, попутно впитывая все, что он мне объясняет. Например, недавно мы закончили работать над заказом из Италии, что для меня очень ответственно. Считаю, что если человек ставит себе цель чем-то заниматься, то он должен приложить усилия, чтобы обязательно найти себе наставника. Так просто никто за тебя не возьмется. При этом не стоит бояться показывать и демонстрировать себя. Настоящий наставник всегда увидит потенциал и талант и сможет помочь его раскрыть», — рассказал Владислав.

Владислав также стал активно искать себе новые хобби. Так в его жизнь пришел проект «Слепые гонки». Меньше чем за два года он установил рекорд среди незрячих пилотов!

«Сейчас я продолжаю активно работать в музее, здесь мне все нравится, у нас очень дружная команда. Все свободное время я стараюсь уделить своему развитию как композитора. Надеюсь, в ближайшем будущем мне удастся получить профессиональное образование в этом направлении, получится найти контакты хороших дирижеров оркестров и руководителей ансамблей, которым будут интересны написанные мною произведения», — рассказал Владислав.

Музыкант также работает над повышением доступности программ для незрячих композиторов. В ближайших планах — написать подробное руководство пользователей для профессионального нотного редактора MuseScore. Есть желание попробовать себя и в тестировании любых других программ, которые могут оказаться полезными для незрячих пользователей.