Колумнист портала «Особый взгляд» Лариса Овцынова записала историю незрячего композитора Ирины Шрейбер. Она работает над аранжировками композиций для проекта «Хип-хоп классика». В его рамках симфонический оркестр в классическом ключе исполняет хиты русскоязычных рэп-исполнителей.
История эта началась в маленьком городке Оренбургской области с необычным названием Гай. В семье Туляковых родилась дочь, и вскоре стало понятно, что она не видит — недоразвитие зрительных нервов. Хотя врачи и смогли вернуть девочке небольшой процент зрения, постепенно он был утрачен.
Родители Ирины работали строителями и не имели отношения к музыке, а Ирина тянулась к ней с раннего возраста. Она вспоминает: «Я сразу улавливала мелодию понравившейся мне песни и распевала ее без устали. В поездах, когда ездили на лечение, устраивала концерты, расхаживая по вагону. Тогда я не имела понятия, что некоторые музыканты так зарабатывают. Моя душа просила этого».
В положенное время Ирина поступила в Самарскую школу-интернат для слепых и слабовидящих детей. При ней существовал филиал городской музыкальной школы, и девочка стала учиться и там. Свое первое музыкальное произведение — вариации для фортепиано — будущий композитор создала в третьем классе музыкальной школы.
«В музыкальную школу меня никто не отдавал, как это часто бывает. Родители были далеко. Я сама сказала маме, что хочу учиться и какие документы нужно прислать», — рассказывает Ирина.
Ее школьные годы были наполнены музыкой: конкурсы, выступления в составе хора в качестве солистки. Дальше — Курское музыкальное училище по классу фортепиано. Ирина начала экспериментировать в разных музыкальных стилях. «Мне удалось поиграть на клавишах в рок-группе. Она называлась ’’Экспромт’’, и я ей очень благодарна. В Курске я встретила человека, который не только дал знания по гармонии, но и развил во мне композиторскую смелость. Это преподаватель Петр Васильевич Дудошников», — говорит она.
Прорыв
После школы Ирина поступила в Кемеровский государственный университет культуры и искусств на кафедру оркестрово-инструментального исполнительства. И это изменило ее жизнь. На первом курсе она приняла участие в профессиональном студенческом конкурсе «Прорыв» — и взяла гран-при. Через два года губернатор Кемеровской области Аман Тулеев на приеме в честь дня российского студенчество вручил Ирине медаль «За честь и мужество» в области культуры и искусства.
Тифлокомментарий: цветная фотография, размытая по краям. На темном фоне в профиль стоит девушка с каштановыми волосами. В правой руке она держит черный концертный микрофон, подносит его к приоткрытым губам — она поет или что-то говорит.
За свою карьеру Ирина занималась аранжировками песен, писала пьесы для фортепиано, произведения для камерного ансамбля и для ансамбля русских народных инструментов, музыку к фильмам, рекламным роликам. Композитор поработала и над музыкой для трех спектаклей — «Новогоднее приключение сестрицы Аленушки и братца Иванушки», «Котенок Гав» и «Серая шейка». Но особый интерес у нее вызывала музыка для детей. Ирина работала над мелодиями для рекламы интернет-магазинов детских игрушек, над музыкой для интерактивных детских приложений и сказок, для компьютерных игр.
«Магия простых интонаций и мелодических ходов сочинений Ирины Шрейбер производит глубокое впечатление на слушателей. Первое впечатление свежести и непосредственности услышанного, переходит в сознание того, что звучит очень знакомая музыкальная тема, которая незаметно становится любимой, легко поется и долго не уходит из памяти. При этом никаких цитат И. Шрейбер не использует», — пишет о музыке Ирины доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой оркестрово-инструментального исполнительства Кемеровского государственного университета культуры и искусств Ольга Синельникова.
Рэп и классика
По словам Ирины, у нее нет любимого жанра, она погружается в музыку, с которой работает. «В каждой есть интересные ходы, приятные гармонические моменты. Благодаря заказчикам открываю новые музыкальные направления. Однажды мне заказали музыку в стиле балканского этнопанка, о котором я тогда не знала», — говорит композитор.
Одним из открытий для Ирины стал проект «Хип-хоп классика» Сергея Палагина. Симфонический оркестр «Глобалис», в состав которого входят 50 музыкантов, исполняет кавер-версии знаковых композиций российских рэперов. Таким образом авторы и участники проекта хотят привлечь внимание молодых людей к классической музыке. Ирина отвечает за оркестровую обработку музыки, и, казалось бы, соединить классику и рэп должно быть сложно, но она так не считает.
«Это несложно, имея знания по гармонии и опыт импровизации. Сложнее бывает ухватить основную идею, линию рэперской композиции. Ведь основной акцент там делается на речь. Произведение должно быть узнаваемо. Ведь до недавнего времени мы создавали только инструментальные версии песен. Работа идет по сезонам. Первый включил 25 композиций. Во втором мы сотрудничали с Владимиром Афанасьевым, носящим сценическое имя Нигатив. Появились вокальные композиции», — рассказывает она.
Тифлокомментарий: цветная фотография. В полутьме виден силуэт человека, стоящего за режиссерским пультом. В темноте светится центральный дисплей пульта, видеомикшер со множеством разноцветных квадратных кнопок и ручек.
До осени этого года из-за пандемии проект развивался в онлайне — на YouTube, «Вконтакте» и Instagram. Записывали музыку на студии «Мосфильма». Как аранжировщик Ирина присутствовала при каждой записи: «Все музыканты читают партитуры с листа. Иногда просто не хватает быстроты реакции, и в исполнение закрадываются неточности. Я могу сразу их отследить и исправить. Иногда бывает нужна корректировка характера произведения: громче-тише, отрывисто-плавно».
Благодаря развитию технологий незрячий композитор может выполнять практически всю работу самостоятельно. «Сейчас стали доступны такие программы, как Reaper (программная среда для производства аудио, — прим. ред.) и Sibelius (редактор нотных партитур, — прим. ред.). С их помощью я могу осуществлять любой видеомонтаж, набирать ноты, не выравнивая их потом по длительности и не составляя длинный список комментариев для зрячего ассистента, как это было при работе с Sonar (программа для работы с аудио, — прим. ред.)», — рассказывает Ирина.
На вопрос о реакции коллег на то, что она не видит, Ирина отвечает: «Реакция была адекватная. Это очень интеллигентные люди. Никто не задал ни одного надоевшего или глупого вопроса».
Муж Ирины Денис Шрейбер тоже музыкант — баянист, магистр музыкальных искусств. «Мой муж — замечательный человек. Все, чего я достигла, его заслуга. Он поддерживает меня во всех делах, начиная с первой аранжировки, на которую я просто боялась согласиться. Мы все делаем вместе: я композитор, он звукорежиссер», — рассказывает Ирина.
Она продолжает: «Отдыхаем мы с Денисом, читая книги, гуляя, готовя, занимаясь уборкой под быструю танцевальную музыку. Я люблю работать руками — макраме, бисероплетение, но сейчас у меня нет на это времени. Еще у меня есть одна особенность — я люблю делать перестановку и просто менять какие-то вещи местами».
Ирина считает, что сейчас у нее есть возможность полноценно реализоваться как композитор, поэтому она уверенно заявляет: «Я не хотела бы жить ни в каком другом времени. Только здесь и сейчас я могу реализовать себя».