Как получить интересную профессию, насколько доступно программное обеспечение для незрячих людей и где начинающему композитору-аранжировщику найти работу, выяснил у специалистов с нарушением зрения блогер и автор «Особого взгляда» Владимир Васкевич.
Тяга к музыке
Композитор-аранжировщик — это музыкант, который может писать музыку, подбирать необходимые инструменты, сводить и обрабатывать композиции. По сути, специалист превращает музыкальную идею — свою собственную или полученную заказчика — в полноценный трек. Подбирая современное звучание и тембры музыкальных инструментов, композитор-аранжировщик повышает шансы композиции на то, чтобы стать популярной и узнаваемой среди слушателей.
Даниил увлекся музыкой еще в детстве — и окончил музыкальную школу по классу виолончели. Но его всегда тянуло не столько играть, сколько сочинять новые мотивы и мелодии. Со временем пришел интерес и к обработке музыки. Поэтому после школы Даниил решил пойти в Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения на кафедру звукорежиссуры факультета экранных искусств.
«Ко времени поступления мне удалось поучиться четыре года правилам композиции и гармонии. Но мне хотелось охватить как можно больше аспектов создания музыкальных произведений. Поэтому я выбрал профессию не “чистого” композитора, а работу со звуком», — говорит Даниил.
Тифлокомментарий: цветная фотография. Мужчина в серой футболке сидит в тускло освещенном помещении, играет на синтезаторе. На его запястье – крупные часы с металлическим браслетом.
Ирина Шрейбер также почувствовала тягу к музыке еще в детстве. Она любила подхватывать услышанные мелодии, напевать их и сочинять собственные мотивы. Тяга к музыке вылилась в поступление в музыкальную школу, Курский музыкальный колледж и, наконец, Кемеровский государственный университет. Сегодня Ирина — успешный композитор, пишущий партитуры для оркестров, и аранжировщик, работающий с композициями для мультфильмов, кино и спектаклей.
«В процессе обучения каждый музыкант может встать перед выбором: связать свою жизнь с преподаванием музыки и обучением других этому искусству либо серьезно самому заняться музыкой. В принципе, оба направления доступны для незрячих, но лично я не видела себя в качестве учителя музыки. Мне хотелось сочинять композиции, а потом — превращать их в красивые, захватывающие произведения», — говорит Ирина.
Шрейбер считает, что перед выбором профессии нужно оценить не только свои таланты и способности к музыке, но и навыки менеджмента и маркетинга. Сегодня специалист должен уметь организовывать себя и продавать свои услуги.
Поддерживает эту точку зрения и Александр Евдокимов из Беларуси. Сегодня его основное направление — это преподавание музыки в колледже, но прохождение магистратуры и аспирантуры Российской академии музыки имени Гнесиных позволяет Александру успешно работать и в качестве композитора-аранжировщика.
«Изначально я никак не связывал себя с музыкой, но в 10 лет мое зрение стало резко падать, и папа, желая найти мне новое увлечение, подарил пособие по элементарной музыке. Но пособие оказалось совсем не легким. Под элементарностью там понималась не простота изложения, а многообразие элементов музыки и различных инструментов. Но делать было нечего, и я взялся за самообучение», — рассказал нам Александр.
Изучив учебник, Саша быстро схватил основные азы и спустя некоторое время сочинил свою первую мелодию. Однако, чтобы пойти дальше, ему нужен был опытный наставник. Таким учителем для него стала Ольга Константиновна Райт.
«Она окончательно привила мне любовь к музыке и помогла не просто выучить ноты, но и начать уверенно играть на фортепиано. На фоне гаснущего постоянно зрения это помогло мне почувствовать уверенность в себе и понять, что вектор для развития — даже вслепую — существует», — говорит Александр.
Все герои нашей статьи согласны с мнением, что профессиональный путь в музыке должен начинаться с увлечения и любови. Родителям незрячих детей не стоит насильно тащить ребенка в музыкальную школу, если у него нет особого желания и интереса к этому направлению. В таком случае лучше потратить усилия на поиск других интересов.
Тифлокомментарий: цветная фотография. На столе лежат крупные черные наушники и стоят два плоских монитора. На экранах открыты программы для написания музыки и аудиоредактор.
Куда пойти учиться незрячему человеку, влюбленному в музыку
Если родителям становится понятно, что ребенок действительно готов связать жизнь с музыкой, в первую очередь, конечно, стоит отправиться в музыкальную школу.
«Я стал заниматься музыкой довольно поздно, и мой основной мышечный аппарат [к тому времени] уже сложился. Поэтому я сразу понял, что стать гениальным пианистом мне не светит. С другой стороны, даже в старших классах школы начинать не поздно, ведь можно стать хорошим аранжировщиком или специалистом по звукорежиссуре. Здесь важно сделать следующий правильный шаг, пойти в хороший колледж и попасть в опытные руки преподавателя. В моем случае — мне повезло, так как долгое время я учился у прекрасного специалиста Юрия Антоновича Пионтковского», — говорит Александр.
Ирина Шрейбер также считает, что после музыкальной школы нужно выбирать колледж, и лучше, чтобы он был специализированным для незрячих музыкантов. Это позволит в комфортной обстановке наработать необходимые навыки и почувствовать себя увереннее перед поступлением в вуз:
«У нас в России всего один специализированный (для людей с нарушением зрения. — Прим. ред.) музыкальный колледж — в городе Курск. Но он прекрасен, и как раз подходит для того, чтобы заложить в будущем композиторе-аранжировщике необходимый фундамент для профессионала. Нужно понимать, что во многих университетах не умеют работать с незрячими студентами или просто опасаются брать себе дополнительную нагрузку. Поэтому неожиданный отказ или отсутствие понимания в институте может отторгнуть желание продолжить профессионально работать в музыке. Колледж же даст стержень и в более мягком формате подготовит вас к дальнейшему образованию», — говорит Ирина.
Подробнее о Курском музыкальном колледже можно почитать в нашей статье по ссылке.
Получить высшее образование по специальности можно в МГИМ имени А. Г. Шнитке, ТГМПИ имени С. В. Рахманинова, ННГК имени М. И. Глинки, во СПбГИКе или другом университете своего региона. Например, Александр Евдокимов, проживая в Подмосковье, выбрал Российскую академию музыки имени Гнесиных.
«Честно говоря, я шел сдавать вступительные экзамены, абсолютно ни на что не рассчитывая. Поступить в столь уважаемое заведение мне тогда казалось просто невозможным. Но каково же было мое удивление, когда в рейтинге из 20 поступивших я увидел себя в первой десятке. Наверное, тогда я понял для себя одну вещь: не важно, видишь ты или нет, многое зависит только от тебя и твоего упорства — и недуг тут не является преградой», — вспоминает Александр. В 2019 году он успешно защитил диссертацию.
Высшее музыкальное образование по длительности можно сравнить с медицинским. Сначала ты несколько лет усиленно изучаешь науку в музыкальной школе и еще три года — в колледже. Дальше идет четыре года бакалавриата, два года магистратуры и, может, даже еще два — аспирантуры. Но для того чтобы стать успешным композитором, важно не только долго учиться, но и все время, начиная с первых лет обучения, усиленно практиковаться в выбранной профессии.
«Будущему композитору необходимо сделать упор на изучение гармонии музыки, а также инструментовки и оркестровки. Причем чем быстрее теория превратится в практику, тем лучше для будущего музыканта. Например, ко мне еще на первом курсе совершенно неожиданно обратились с просьбой написать композицию и сделать ее современную аранжировку. Я сначала пришла в ужас: "Как, уже сейчас? Я только колледж окончила". В тот момент меня поддержал будущий муж, предложив мне [самой только] написать музыку — а он был готов ее обработать. И я взяла свой первый заказ. Получилось стрессово, но конечный результат порадовал как меня, так и моего заказчика», — вспоминает Ирина.
Доступность программного обеспечения
Тифлокомментарий: цветная фотография. В темном помещении стоит диджейский стол с ЖК-дисплеями, вертушками и микшерами с разноцветной неоновой подсветкой.
По мнению Даниила Большакова, сегодня для незрячих композиторов и аранжировщиков созданы все условия, располагающие к самостоятельной работе. Периодически из-за обновлений некоторые элементы программ становятся менее доступными, но в целом при помощи NVDA, Jaws или VoiceOver сегодня можно работать над композицией полноценно: от идеи до конечного результата.
«Я сторонник macOS и пользуюсь программой Logic Pro. По-моему, это лучшая программа для написания музыки, ее обработки и дальнейшей записи. В первую очередь она хороша благодаря мультивозможностям и полной доступности для незрячих пользователей. Здесь особенно шикарные библиотеки различных инструментов и [есть] возможность самому закреплять за горячими клавишами нужные действия», — говорит Даниил.
Музыканты, использующие при работе компьютер на Windows, предпочитают REAPER. Это аналогичная Logic Pro программная среда для аудиопроизводства, записи и аудиоинжиниринга. Так, для написания оркестровых партитур Ирина использует REAPER и продукт международного проекта Osara. Это позволяет ей абсолютно самостоятельно сочинять, наигрывать и обрабатывать любую композицию:
«Я показываю продюсеру плоды своего труда в REAPER и, если он одобряет, перехожу в нотный редактор Sibelius. Он стал практически идеально работать с NVDA в обновленной версии 2022 года», — поделилась своим опытом Ирина Шрейбер.
По словам Александра, в последние годы огромную поддержку незрячему музыканту оказывают вспомогательные приспособления и программные решения как от самих производителей музыкального софта, так и от сторонних разработчиков. Так, MIDI-клавиатура (представляет собой клавиатуру фортепиано с электронным блоком, преобразующим нажатия клавиш в команды) Native Instruments Komplete Kontrol позволяет работать с продуктами от фирмы Native Instruments. Также она поддерживает работу с ПО от тех производителей, которые делают свои продукты совместимыми с файлами специального формата NKS: это Waves, iZotope, EastWest, Arturia и многие другие. Существует и достаточное количество пользовательских библиотек NKS-совместимости (например, для синтезаторов Xfer Serum, VPS Avenger и многих других). Эти пользовательские пакеты в основном распространяются за деньги, что вполне логично.
«Кроме этого, я бы выделил проект Дениса Агабабяна Magic Keys. Он интересен не только тем, что это некоммерческий продукт, но и тем, что он нацелен на пользователей NVDA. Поскольку проект некоммерческий и скорее является хобби для Дениса, требовать многого невозможно — но с семплером Native Instruments Kontakt в Magic Keys работать можно на достаточном и необходимом уровне», — говорит Александр Евдокимов.
Поиск работы
Александр советует начинающим незрячим музыкантам не бояться выходить из зоны комфорта и браться за новые проекты. Ни в коем случае не стоит избегать новаторств и стесняться предлагать услуги по интересным для самого себя ценам. Однако, отмечает специалист, сразу завышать ценник не стоит. Сначала лучше завоевать доверие клиентов качеством.
«Кроме этого, чтобы найти себе работу с достойным заработком, нужно быть по-хорошему наглым и настойчивым. Иметь просто глубокие знания сейчас недостаточно. Тем более для незрячего. Нужно удивить заказчика и показать ему свой профессионализм, чтобы он возвращался к вам вновь и вновь. Для этого необходимо на высоком уровне освоить гармонию, оркестровку, работу с программным обеспечением для аранжировки. Кроме этого, [надо] слушать много хорошей музыки, учиться у великих и иметь в голове обширную базу композиций», — говорит Александр.
Послушать музыкальные композиции Евдокимова можно на большинстве музыкальных стриминг-платформ. Например, в 2018 году вышел альбом «За гранью сумерек», а в 2021-м состоялся релиз альбома «Осенняя любовь». В обоих играет музыка композитора Александра Евдокимова, а поет его коллега, Александра Липницкая.
За время своей карьеры композитора-аранжировщика Ирина писала музыку для фильмов, спектаклей и документального кино, но особое удовольствие ей доставляет написание музыки для детских мультфильмов. Например, ее музыка сопровождает героев мультика «Хомки Шоу», а также представлена в мультипликационном сериале «Секретные приключения Арса». В нем рассказывается о похождениях секретного агента КГБ и очень умного пса, которые поставили перед собой задачу пересажать всех преступников.
«Хорошему незрячему специалисту нужно еще обладать и отличной фантазией. Если зрячий композитор может посмотреть спектакль и визуально расставить для себя в нем динамические моменты, всплески эмоций и т.д., то незрячему все это нужно представить и прочувствовать. Например, чтобы музыка больше соответствовала настроению спектакля "Серая шейка" я просила своих коллег все происходящее на сцене мне подробно описывать. А дальше вовсю работала моя фантазия, и это помогло мне сделать музыку, подчеркивающую особые моменты спектакля и украшающую его в целом», — говорит Ирина. Сейчас она работает над аранжировками композиций для проекта «Хип-хоп Классика». В его рамках симфонический оркестр в классическом ключе исполняет хиты русскоязычных рэп-исполнителей.
Даниил Большаков пишет музыку для начинающих певцов, создает саундтреки к короткометражным фильмам и готовит музыкальное сопровождение к литературным альманахам поэзии. По его словам, начинающему специалисту на первой стадии нужно уметь находить себе рынок сбыта: не стесняться предлагать услуги друзьям, выкладывать предложения на фриланс-платформах. Со временем, как говорит Даниил, заработает сила сарафанного радио, и работа будет сама находить специалиста.
«Думаю, что для незрячего специалиста это должно быть призванием. То есть тем, чем ты готов заниматься даже бесплатно — и при этом испытывать драйв от процесса. Дальше нужно думать, как монетизировать. А еще постоянно пробовать новое, чтобы любовь к делу и музыке не угасала», — заключил Даниил Большаков.
«В современном мире выигрывает тот, кто обладает мультипрофессией, включающей в себя набор инструментов, позволяющий создать готовый продукт — от идеи до финала. Композитор-аранжировщик — как раз про это. Такой специалист умеет с нуля придумать мотив, наиграть мелодию, добавить подходящие партии инструментов, при этом соблюдая правила композиции и гармонии. Этот же специалист должен уметь обработать музыку, придать ей нужное звучание и настроение. При необходимости — и записать ее в хорошем качестве», — говорит Даниил Большаков из Санкт-Петербурга.