Кто такой слепоглухой человек и какие меры социальной поддержки ему положены

Тифлокомментарий: черно-белая фотография, затемненная по бокам. Крупным планом голова темноволосого человека с косой челкой. Одна пара человеческих рук плотно закрывает ему глаза, вторая пара рук закрывает ему уши, третья пара рук смыкается перед его ртом.

Слепоглухоту называют особой формой инвалидности. Одновременное нарушение зрения и слуха существенно ограничивает самостоятельность и активную деятельность человека. Но сегодня участвовать в жизни общества ему помогают технические средства реабилитации, организация доступной среды, комплексная поддержка со стороны государства и некоммерческих организаций.

Рассказываем, что такое слепоглухота и какие меры социальной поддержки может получить человек с одновременным нарушением зрения и слуха.

История вопроса

Человека называют слепоглухим в том случае, если у него одновременно нарушены зрение и слух. Степень нарушений может быть разной, в связи с этим слепоглухих людей условно делят на четыре категории:

  • незрячие слабослышащие;

  • глухие слабовидящие;

  • слабовидящие слабослышащие;

  • тотально слепоглухие.

По данным Всероссийской переписи слепоглухих, проводимой благотворительным фондом «СО-ЕДИНЕНИЕ», в России насчитывается около 5000 людей с одновременным нарушением зрения и слуха (около четырех процентов от этого числа — тотально слепоглухие люди).

Технические средства реабилитации призваны компенсировать нарушенные функции слепоглухого человека, а значит ему могут, к примеру, понадобиться и тактильная трость, и слуховой аппарат.

Во время обучения ребенка с одновременным нарушением зрения и слуха педагог использует и рельефно-точечный шрифт Брайля, и дактильную азбуку. Именно благодаря такому комплексному подходу в процессе реабилитации слепоглухих людей мир узнал о Лоре Бриджмент, об Эллен Келлер и об Ольге Скороходовой. Эти слепоглухие с детства женщины при поддержке своих педагогов смогли научиться читать, писать, общаться при помощи жестового языка, получили образование и стали активными общественными деятелями.

В России обучением и реабилитацией слепоглухих людей занимались Иван Афанасьевич Соколянский и Александр Иванович Мещеряков. Результатом их работы стал успешно проведенный «Загорский эксперимент», в рамках которого четыре выпускника Загорского детского дома для обучения слепоглухих детей (Александр Суворов, Сергей Сироткин, Юрий Лернер, Наталья Корнеева) поступили на психологический факультет Московского Государственного Университета им. М. В. Ломоносова и с успехом окончили его.

Тифлокомментарий: черно-белая фотография. Три раскрытые человеческие ладони прикасаются друг к другу.

Но несмотря на положительные примеры обучения и социализации слепоглухих людей, их комплексные потребности долгое время оставались незамеченными.

В 2004 году, после организованной в ряде стран Европы кампании по пропаганде проблем слепоглухих, Европарламент принял декларацию о признании слепоглухоты особой, уникальной инвалидностью. В России о слепоглухоте как об уникальной инвалидности тоже говорили, но юридического признания этот факт до сих пор не нашел.

В 2007 году в институте «Реакомп» была выпущена книга «Этика взаимоотношений и общения со слепоглухими. Методическое пособие». Ее авторами стали Сергей Алексеевич Сироткин, участник «Загорского эксперимента», президент «Общества социальной поддержки слепоглухих „Эльвира“» и Ольга Ивановна Смирнова, генеральный директор «Центра реабилитации неслышащих „ОТОФОН“», член Совета по работе со слепоглухими при ЦП ВОС. При определении слепоглухоты в книге они использовали следующую формулировку: «Слепоглухота является отдельной, потому уникальной инвалидностью, создающей те особые проблемы и трудности, которые нельзя найти ни у инвалидов по зрению, ни у просто глухих людей».

Слепоглухота не была внесена в перечень причин инвалидности, но за несколько последних лет Министерство труда и социальной защиты населения опубликовало ряд приказов, благодаря которым оценка степени нарушения зрения и слуха людей во время прохождения МСЭ стала более объективной.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Крупным планом левая рука человека в темной кофте с длинным рукавом. Она тянется к яркому лучу солнца, который проникает в темную комнату через окно. В луче клубятся пылинки.

Критерии количественной оценки слепоглухоты

1 января 2020 года вступил в силу приказ Минтруда России № 585н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы». Количественная оценка степени выраженности нарушений функций организма определена в нем следующим образом:

Нарушение сенсорных функций, МКФ: В 210-229 (зрение), В 230-349 (слух).

  • Двусторонняя тугоухость III степени в сочетании с высокой степенью слабовидения (острота зрения лучше видящим глазом с максимально переносимой коррекцией 0,1 — 0,05) — 80%.
  • Высокая степень слабовидения (острота зрения (лучше видящим глазом с максимально переносимой коррекцией в пределах 0,1 — 0,05) в сочетании с глухотой — 90-100%.
  • Полная (тотальная) или практическая слепоглухота — 100%.
  • Полная (тотальная) или практическая слепота в сочетании с тугоухостью III-IV степени — 100%.

Количественная оценка степени выраженности нарушений функций организма для детей 0-17 лет:

Нарушение сенсорных, языковых и речевых, психических функций, МКФ: B 210.

  • 249 (слуха и зрения), B 310 — 399, B 110 — 199.
  • двусторонняя тугоухость III степени с высокой степенью слабовидения (острота зрения лучше видящим глазом с максимально переносимой коррекцией 0,1 — 0,05); наличие незначительных, умеренных или выраженных нарушений языковых и речевых и/или психических функций — 80%.
  • полная (тотальная) или практическая слепоглухота. Полная (тотальная) или практическая слепота в сочетании с тугоухостью III — IV степени односторонней или двусторонней; наличие нарушений языковых и речевых и/или психических функций различной степени выраженности — 100%.

  • высокая степень слабовидения (острота зрения (лучше видящим глазом с максимально переносимой коррекцией в пределах 0,1 — 0,05) в сочетании с односторонней или двусторонней тугоухостью III — IV степени; наличие нарушений языковых и речевых и/или психических функций различной степени выраженности — 90-100%.

Что положено

Людям, имеющим однвременное нарушение зрения и слуха, необходимы технические средства реабилитации, способные компенсировать или устранить их. Во время прохождения МСЭ слепоглухим человеком составляется его индивидуальная программа реабилитации, в которую вносятся нужные ему ТСР.

В зависимости от степени нарушения зрения и слуха, он может получить следующие технические средства реабилитации:

  • тактильную трость;

  • специальное устройство для чтения «говорящих книг»;

  • лупу;

  • собаку-проводника с комплектом снаряжения;

  • медицинский термометр и тонометр с речевым выходом;

  • сигнализатор звука световой и вибрационный;

  • слуховые аппараты, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления;

  • вкладыши ушные индивидуального изготовления (для слуховых аппаратов);

  • телефонное устройство с текстовым выходом;

  • дисплей Брайля;

  • программное обеспечение экранного доступа для компьютера.

Кроме того, незрячие и слабовидящие люди с глубоким нарушением слуха имеют право на получение услуг тифлосурдоперевода. Необходимое им количество часов тифлосурдоперевода также вносится в ИПРА:

  • при высокой степени слабовидения в сочетании с полной или практической глухотой — до 84 часов тифлосурдоперевода в год;

  • при полной или практической слепоглухоте, а также при полной или практической слепоте в сочетании с тугоухостью III — IV степени — до 240 часов тифлосурдоперевода в год.

Перечень показаний и противопоказания для обеспечения людей с инвалидностью техническими средствами реабилитации опубликован в приказе Министерства труда и социальной защиты населения РФ от 27 апреля 2023 г. 342н.

Кто поможет

Люди с одновременным нарушением зрения и слуха могут стать членами Всероссийского общества слепых и Всероссийского общества глухих. Они имеют возможность получать поддержку этих организаций и принимать участие в проводимых ими мероприятиях.

Пройти социальную реабилитацию и освоить ремесло слепоглухие люди могут в Центрах реабилитации ВОС, где специально для них разработаны отдельные программы обучения.

Пройти курс индивидуальной реабилитации, освоить бытовые навыки, а также навыки работы с цифровыми устройствами люди с одновременным нарушением зрения и слуха могут в ресурсном центре «Дом слепоглухих» в Пучково. Специалисты центра также проводят индивидуальную реабилитацию и оказывают комплексную поддержку слепоглухим людям в регионах по их месту жительства.

В 2014 году Агентством стратегических инициатив был учрежден благотворительный фонд помощи людям с одновременным нарушением зрения и слуха «СО-ЕДИНЕНИЕ». Программы фонда направлены на информирование общества о проблемах слепоглухих людей, на их образование, самореализацию, развитие их творческого потенциала, а также на подготовку специалистов в области тифлосрудопедагогики. С 2014 года фонд проводит Всероссийскую перепись слепоглухих людей.

В 1992 году была создана Межрегиональная общественная организация инвалидов «Общество социальной поддержки слепоглухих „Эльвира“», первым президентом которого стал один из участников «Загорского эксперимента» Сергей Алексеевич Сироткин. В ряде регионов действуют региональные отделения общества, председатели которых организуют досуговые мероприятия для слепоглухих людей. Отделения работают на базе региональных ячеек ВОС и библиотек для слепых. В настоящее время «Общество социальной поддержки слепоглухих „Эльвира“» тесно сотрудничает с благотворительным фондом «Дом слепоглухих».

В 1998 году в Москве была создана еще одна некоммерческая организация «Ушер-Форум». Она объединила людей с синдромом Ушера — сложным генетическим заболеванием, приводящим к слепоглухоте. В Москве регулярно проходят встречи членов организации «Ушер-форум», а первые выпуски единственного в России журнала для слепоглухих людей «Ваш собеседник» выходили при ее поддержке. Изданием руководит слепоглухая Наталья Борисовна Кремнева, которая собирает и публикует информацию о жизни людей с одновременным нарушением зрения и слуха:

Журнал «Ваш собеседник» выходит четыре раза в год. Узнать подробнее о журнале можно по ссылке.