Куда пойти учиться: Дальневосточный федеральный университет

Прослушать публикацию
Прослушать публикацию
Тифлокомментарий: цветная фотография. Главный корпус Дальневосточного федерального университета на фоне безоблачного неба. Это белое монументальное здание из стекла и бетона с огромной плоской крышей и выносной входной группой. На фасаде студенческого центра надпись ДВФУ и логотип университета в виде синей тройной спирали.

Дальневосточный федеральный университет основан в 1899 году во Владивостоке по указу императора Николая II. Сегодня на его 11 факультетах обучаются около 23 тысяч студентов. Большую часть своего времени они проводят на острове Русский, где чуть больше десяти лет назад возвели современный кампус с учебными аудиториями, общежитиями, библиотеками, магазинами, спортивными площадками и пунктами общественного питания.

Среди студентов ДВФУ есть и люди с нарушением зрения. Евгений Романов, специалист Департамента молодежной политики ДВФУ и Центра развития добровольчества, рассказал нам о том, как проходит их обучение.

О направлениях обучения

«Направления обучения в ДВФУ называются школами, — объяснил Евгений Романов, — к примеру, существуют школа педагогики, школа гуманитарных наук, школа естественных наук, инженерная школа и т. д. Большинство незрячих и слабовидящих студентов учатся в школе гуманитарных наук и в школе педагогики. Чаще всего они выбирают специальности, связанные с психологией, иностранными языками, юриспруденцией. Правда, несколько человек с нарушением зрения изучали в ДВФУ точные науки и получали профессии сферы ИТ».

В настоящее время в школе юриспруденции ДВФУ учится незрячая Ульяна Маначинская. Юристом она захотела стать еще в детстве и в старших классах специализированной школы для незрячих детей начала готовиться к поступлению в университет.

«Где-то в десять или одиннадцать лет я узнала, кто такие адвокаты, и очень заинтересовалась этой профессией, — рассказала Ульяна Маначинская, — я сразу же прочитала Конституцию РФ. Правда, она тогда показалась мне скучной, но идею стать юристом я не оставила и после двенадцатого класса поступила в юридическую школу ДВФУ. Этот вуз я выбрала по нескольким причинам. Во-первых, в нем уже учился один из незрячих выпускников нашей школы, а значит: к таким, как я, там готовы. Во-вторых, меня привлекал кампус — городок, населенный студентами, которые постоянно учатся, развиваются, создают что-то новое. В-третьих, университет находится не очень далеко от моего дома, есть возможность приезжать на выходные к родителям. Для меня это важно».

Тифлокомментарий: цветная фотография. Просторная учебная аудитория в стиле лофт. В помещении голубой пол, белые стены, на потолке закреплены световые панели. Около двух десятков студентов, сидят, каждый за своим столом, внимательно слушают девушку-докладчика. Материалы ее презентации видны на плазменной панели, рядом стоит преподаватель.

Незрячие и слабовидящие люди учатся в группах студентов без физических ограничений. Чаще всего преподаватели относятся с пониманием к обучающимся с инвалидностью по зрению и стараются объяснять материал с учетом их возможностей восприятия.

Отдельного центра поддержки инклюзивного образования в ДВФУ нет, если у студента с нарушением зрения возникают какие-либо трудности при общении с преподавателями или с однокурсниками, он может обратиться за поддержкой в Департамент молодежной политики университета.

«Департамент молодежной политики координирует взаимодействие между администрацией вуза и студентами, а также поддерживает студенческие объединения, — объяснил Евгений Романов, — специалисты Департамента помогают студентам решить любые вопросы, связанные с их обучением, проживанием в общежитии, участием в общественной жизни университета. Если у человека с инвалидностью возникают проблемы в обучении, мы стараемся разобраться с причиной этого: разговариваем с его преподавателями, при необходимости объясняем им, как можно помочь ему понять и усвоить материал. Я сам, будучи слабовидящим человеком, учусь в магистратуре по специальности „арт-менеджмент, музейное дело“ и хорошо понимаю, как может быть организован процесс обучения для людей с нарушением зрения».

Доступная среда

Большая часть учебных материалов доступна незрячим и слабовидящим студентам в электронных форматах. Они могут изучать их при помощи компьютера с программой экранного доступа и экранной лупой.

«Практически вся учебная литература для меня доступна, — сказала Елизавета Лошкарева, незрячая студентка школы юриспруденции, — в учебе мне помогают ноутбук, планшет и смартфон. С помощью программы „Экранный чтец“ я читаю все текстовые документы и учебники. Также мне помогают программы распознавания текста, например, Envision. Я часто пользуюсь приложениями и сайтами с учебной литературой — такими, как образовательная платформа Urait и электронная библиотечная система Znanium. И, конечно, как все студенты и практикующие юристы, я часто обращаюсь к сервису Garant».

В библиотеке ДВФУ есть специальная электронная лупа, благодаря которой люди с нарушением зрения могут в несколько раз увеличить текст (в том числе рукописный) и без труда прочитать его. Кроме того, при помощи специального принтера незрячие студенты имеют возможность распечатать тексты рельефно-точечным шрифтом Брайля.

«Студенты с нарушением зрения уверенно владеют техническими средствами реабилитации, помогающими им в обучении, — сказал Евгений Романов, — но если незрячему человеку нужна будет помощь, к примеру, в установке и настройке программы экранного доступа, специалисты Департамента молодежной политики помогут ему в этом».

На территории кампуса и учебных корпусов хорошая навигация, которая помогает слабовидящим студентам ориентироваться в пространстве. Тактильных направляющих, звуковых мнемосхем и табличек с надписями, сделанными шрифтом Брайля, в студенческом городке пока нет, но это не мешает тотально незрячим людям свободно передвигаться по его территории. В случае необходимости участники добровольческого движения университета всегда готовы помочь учащимся с нарушением зрения выучить новый маршрут или проводить их до нужного здания.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Внутренний двор в кампусе университета. На широкой центральной лестнице группами сидят студенты в повседневной одежде, они разговаривают, смеются. Среди них девушка хрупкого телосложения с тростью и в темных очках. По периметру пространство двора ограничено крытыми переходами.

Студенческая жизнь

По словам Евгения Романова, отношения между незрячими учащимися и их одногруппниками складываются хорошо. Студенты с нарушением зрения имеют возможность посещать музыкальные и спортивные секции, а также принимать участие во всех студенческих мероприятиях.

«Недавно при участии Департамента молодежной политики ДВФУ прошла школа инклюзивного волонтерства, в которой принимали участие незрячие и слабовидящие студенты, — рассказал Евгений Романов, — а пару дней назад мы провели Второй молодежный инклюзивный форум „Я могу“, на который пригласили как студентов с инвалидностью, так и старшеклассников специализированных школ для незрячих и глухих детей. В течение трех дней форумчане жили на базе отдыха и, принимая участие в общих мероприятиях, учились взаимодействовать друг с другом. Молодые люди с инвалидностью могли познакомиться со своими сверстниками без физических ограничений, раскрыться и проявить себя при выполнении коллективных заданий. А участники форума без инвалидности получили возможность пообщаться с незрячими и глухими людьми и понять, как они воспринимают окружающий мир и какая поддержка им может быть нужна. Подобные мероприятия помогают студентам научиться взаимодействовать друг с другом, а абитуриентам с инвалидностью — не бояться поступления в ДВФУ, где им всегда помогут однокурсники и волонтеры».

Общежитие

Основные корпуса общежития находятся на территории кампуса на острове Русский. В нем живут студенты с высоким уровнем успеваемости. Но молодые люди с инвалидностью 1 и 2 групп могут заселиться в общежитие вне рейтинга и не платить за проживание в нем.

«Кампус построен относительно недавно, и здания общежития современные и комфортные, — рассказал Евгений Романов, — в двухместных комнатах есть вся необходимая мебель: шкаф, кровати, письменные столы и стулья. На каждом этаже есть 2-3 кухни, где студенты могут готовить еду. Но многие из них, в том числе молодые люди с инвалидностью, предпочитают пользоваться мультиварками. Пообедать и выпить кофе студенты также могут в столовых и кафе, которые находятся в студенческом городке. Его территория, конечно, огромная и по ней курсируют бесплатные шаттлы. Незрячие и слабовидящие студенты чаще всего могут самостоятельно передвигаться между корпусами, но все-таки в плохую погоду они пользуются транспортом».

На территории кампуса есть все, что необходимо человеку: магазины, аптеки, пункты общественного питания. Два года назад в студенческом городке на острове Русский был открыт филиал одной из поликлиник Владивостока. В нем работают врачи разных специальностей, поэтому теперь получить качественную медицинскую помощь студенты могут, не покидая кампус.

О поступлении

«ДВФУ является одним из лидирующих вузов России, выпускники школ, конечно, про него знают, — сказал Евгений Романов, — но некоторые незрячие старшеклассники полагают, что учиться в вузе они не смогут. Мы регулярно приезжаем в Артемовскую школу для незрячих детей, встречаемся с учениками и рассказываем о том, как проходит процесс поступления и обучения в ДВФУ. Для абитуриентов с инвалидностью мы снимаем видеоролики, в которых рассказываем, почему здорово учиться в нашем университете. В этом году при участии приемной комиссии ДВФУ нам удалось снять видео с ответами на самые часто задаваемыми вопросами о поступлении».

При поступлении в ДВФУ учитываются результаты ЕГЭ. В случае, если абитуриент с инвалидностью не сдавал ЕГЭ, он может быть зачислен в университет по результатам вступительных испытаний. На каждом факультете есть определенное количество квотируемых мест для льготной категории граждан. Если число абитуриентов с инвалидностью больше количества квотируемых мест, то зачисляться на факультет они будут по результатам конкурса.

«В школе я сдавала не ЕГЭ, а ГВЭ, который представляет собой упрощенную форму выпускного экзамена, — рассказала Елизавета Лошкарева, — при подаче документов в ДВФУ я узнала, что результаты ГВЭ не учитываются при зачислении, мне необходимо сдавать вступительные экзамены на базе университета. На экзаменах мне помогали ассистенты, которые зачитывали вопросы, записывали мои ответы и помогали заполнять документы. Экзамены я сдала хорошо и вскоре в личном кабинете абитуриента на сайте университета появилась информация о том, что я зачислена в школу юриспруденции».

Более подробную информацию о правилах зачисления в ДВФУ и телефон приемной комиссии можно найти на сайте университета.