Самое горячее время у инструкторов по ориентированию и мобильности — август. Именно в этом месяце многие осознают, что начало обучения не за горами и нужно что-то делать.
Вот одна история: незрячий парень из региона поступил в МГУ, но так получилось, что он никогда в руках не держал белую трость. Каждый год перед сентябрем начинаются звонки. «Что делать?» — спрашивают мамы. И это интересный вопрос: получается, что незрячие дети часто имеют отличные академические знания, но порой совершенно не владеют социальными навыками, а именно навыками самостоятельного передвижения и самообслуживания.
Тифлокомментарий: цветная фотография. Идет лекция в большой аудитории. Вид с последнего ряда на кафедру. Преподаватель в белой рубашке пишет мелом на доске, несколько десятков студентов слушают и конспектируют.
Что же делать?
Если вы только выбираете учебное заведение, то стоит подумать, будет оно в вашем городе или в другом. Выбирать нужно лучшее из предложений, которые есть по интересующему ребенка направлению. Не ориентируйтесь только на то, в каком городе находится учебное заведение, ведь цель не обучение, а его результат. Незрячий студент должен получить хорошие знания для того, чтобы стать отличным специалистом и быть конкурентоспособным на рынке труда.
Если интересующее учебное заведение находится в вашем городе, то это, конечно, более простой вариант для адаптации незрячего подростка. Но давайте рассмотрим разные варианты.
1. Незрячий подросток поступил в учебное заведение в своем городе.
Не пожалейте, потратьте лето на изучение пространства вокруг учебного заведения. Изучите маршруты от одного корпуса до другого. Договоритесь с администрацией учебного заведения о посещении учебного корпуса и территории во внеурочное время. Придите, когда в здании минимум людей для того, чтобы комфортно и спокойно посмотреть основные маршруты и расположение кабинетов. Изучите отдельно каждый этаж. Посмотрите расположение и устройство туалетов, основных кабинетов, столовой, лестничных маршей, лифтов, гардероба. Может быть, вам разрешат заранее посмотреть несколько учебных аудиторий.
Тифлокомментарий: цветная фотография. Ясный летний день. На фоне голубого неба возвышается главное здание Московского государственного университета. Центральную белую башню венчает шпиль со звездой, рядом стоят корпуса пониже. К университету ведет широкий проспект с зеленой аллеей.
Отработайте маршрут от входа до гардероба, до лестничного марша и т. д. Проработайте маршрут от дома до института и обратно, от института до ближайшего магазина и обратно. Это очень облегчит начало обучения. Пространство уже будет знакомым.
Да, родители могут каждый день провожать ребенка от дома до института. Иногда они даже увольняются с работы для того, чтобы водить ребенка до института и до аудиторий. Но таким образом семья только усложняет себе жизнь. Оттягивается момент наступления истинной самостоятельности.
2. Незрячий подросток поступил в учебное заведение в другом городе.
Готовиться к такой ситуации нужно заранее, как минимум за несколько месяцев. Иногда к моменту переезда незрячего студента в другой город семья осознает, что ребенок не может в полной мере себя обслужить, не умеет готовить, не может совершать покупки, не владеет финансовой грамотностью и т. д. Порой единственным решением проблемы кажется совместный переезд в другой город или переезд одного из членов семьи для проживания с незрячим студентом. В таком случае снимают квартиру рядом с институтом, а родственник (как правило, мама или бабушка) обслуживает студента в бытовом плане и водит его в институт. Если у членов семьи нет возможности сопровождать незрячего студента, родители находят в городе обучения волонтеров, компаньонов или платят одногруппникам за помощь.
Мы как-то сталкивались с ситуацией, когда мама незрячего студента из ближнего зарубежья ездила к сыну каждую неделю в Москву, привозила продукты на неделю и забирала грязное белье. Во время отсутствия мамы обязанность помогать парню возложили на соседа по комнате. Для того ситуация в скором времени стала в тягость, так как ему приходилось каждый день сопровождать юношу от общежития и обратно и помогать в быту.
Чему обязательно нужно научить заранее, если незрячий подросток собирается уезжать жить в другой город:
- Полностью самостоятельно и без напоминаний соблюдать навыки личной гигиены: мыть голову, бриться, решать вопросы маникюра и педикюра, чистить зубы, мыться.
- Следить за чистотой одежды и обуви, уметь стирать нижнее белье и носки. Знать, когда нужно менять одежду и т. д. Уметь подобрать гардероб в соответствии с ситуацией.
- Уметь пользоваться электроприборами для приготовления пищи: чайник, микроволновка, мультиварка, плита. Купить бытовую технику нужно заранее, для того чтобы незрячий ребенок имел возможность дома накопить опыт самостоятельного приготовления еды. Если необходимо, бытовую технику нужно адаптировать тактильными метками.
- Уметь готовить себе несколько базовых блюд. Научите ребенка самостоятельно готовить
3-5 блюд. Отработайте полностью весь цикл приготовления блюда до такой степени, чтобы незрячий подросток самостоятельно мог спокойно и уверенно приготовить себе еду. - Уметь полностью самостоятельно делать покупки в супермаркетах и в интернет-магазинах.
- Владеть навыками использования белой трости и иметь опыт самостоятельного передвижения по маршрутам. Желательно уметь просить помощи у прохожих и пересекать перекрестки на слух.
Как вы видите, в описанных выше умениях нет ничего невозможного, но на все это нужно время. Переезд, обучение в новой обстановке со студентами без нарушения зрения, новые контакты, изучение учебного материала, все это может вызывать стресс у незрячего подростка. И если сюда добавляются еще и бытовые вопросы, то ноша может быть неподъемной. В результате навалившиеся проблемы могут привести к нервному срыву.
Незрячие студенты прекрасно могут самостоятельно учиться, самостоятельно жить, передвигаться и участвовать в студенческой жизни. Но для этого ребенка нужно готовить заранее, а не за неделю до начала учебного года.
Многих интересует вопрос: сколько нужно времени для того, чтобы научиться самостоятельно передвигаться? Здесь все индивидуально. Зависит от имеющегося опыта у человека, его памяти, способности учиться новому, мотивации. Кто-то за несколько часов может изучить и выучить сложный маршрут туда и обратно. Кто-то несколько месяцев изучает маршрут в одну сторону из точки А в точку Б.
Отсутствие самостоятельности на момент поступления — огромный дополнительный стресс для незрячего студента. Помимо сложностей учебы и социализации, в новых условиях на него сваливаются трудности быта.
Если не получилось заранее научить бытовым навыкам и самостоятельному передвижению, то максимально используйте летние месяцы перед переездом. Приезжайте в новый город не за три дня, а как можно раньше. Изучите институт, основные маршруты. Если студент будет жить в общежитии, изучите его: расположение комнат, туалетов, душевой. Решите вопрос с питанием: где можно купить продукты, где готовить и т. д.
Иногда родители говорят: «Мы не могли приехать раньше в новый город, так как были поздно объявлены результаты экзаменов и т. д». Да, возможно, вы не будете знать заранее, поступите в конкретное учебное заведение или нет, но вы можете отрабатывать бытовые навыки дома, обучаться базовым навыкам ориентирования и мобильности. Делайте это постепенно, в комфортном темпе, а не в авральном режиме.
Приезд родственника в новый город на первое время, на несколько месяцев или на полгода, конечно, облегчит процесс адаптации. Но только в том случае, если вы, как родитель, это время будете использовать с пользой, а именно — обучать незрячего подростка самостоятельной жизни.
Если же родитель, приезжая в общежитие, полностью обслуживает ребенка, то он не облегчает адаптацию, а усугубляет ее и отсрочивает время наступления самостоятельности. Рано или поздно незрячий подросток столкнется со всеми трудностями быта.
Но на самом деле не важно, в каком городе обучается незрячий студент, он в любом случае должен быть самостоятельным. Когда студент закончит учебное заведение, он должен выйти специалистом, готовым приступить к работе, а для этого недостаточно только владеть академическими знаниями. Специалист должен уметь дойти до работы, передвигаться по зданию, должен уметь принимать решения, брать на себя ответственность, знать правила этикета. И все это вне зависимости от того, есть у человека нарушение зрения или нет.
Ниже мы приведем истории двух незрячих людей, которые уже окончили учебное заведение.
Регина: «Вышло так, что в моей жизни не было специализированной школы, до 18 лет я жила дома. Обо мне заботились и очень любили, но это не всегда идет на пользу даже условно здоровым людям, а уж тем более людям с инвалидностью.
Когда я решила, что хочу уехать учиться за 4000 км, все родные, конечно, были удивлены и возмущены. Я на тот момент не умела совершенно ничего.
Могу сказать, что было очень сложно. Я не могла полностью сосредоточиться на учебе, так как нужно было привыкать готовить, стирать, убираться и учиться ориентироваться в пространстве. Если бы я на момент отъезда уже умела все вышеперечисленное, то у меня бы отнимало это гораздо меньше сил и времени. Именно так и было у моих друзей, которые обучались в школе-интернате для детей с нарушением зрения и которых к поступлению и самостоятельной жизни готовили заранее. Им хватало времени на все, в том числе и на то, чтобы учить меня убирать, обращаться с мультиваркой и плитой, готовить хотя бы что-то элементарное. а обращаться за помощью, просить, признавать, что не умеешь, было стыдно. С этим тоже пришлось справляться.
Потом, когда я забеременела и ушла в декрет, времени на быт стало больше.
Сейчас я живу уже не в общежитии, где все-таки была помощь как социальных работников, так и более опытных незрячих друзей, а в собственной квартире вместе с сыном. Трудностей в бытовом плане у меня практически не возникает. Активно приучаю к порядку зрячего сына, у него появляются обязанности, вместе мы отлично справляемся.
Детей очень важно готовить к самостоятельной жизни вне зависимости от того, есть ли у них инвалидность. Умение обслуживать себя пригодится каждому».
Тифлокомментарий: цветная фотография. В небольшой мультимедийной аудитории идет занятие. Молодой лектор в цветной рубашке стоит за кафедрой и что-то эмоционально рассказывает. На экран рядом с ним выведено изображение с проектора.
Даниил: «Когда я поступал на первый курс университета, у меня уже был опыт в ориентировании в пространстве и перемещении с белой тростью. Учиться этому я начал еще с 7 класса школы, когда начал терять зрение. В итоге я смог самостоятельно перемещаться до корпуса, не напрягая родственников и одногруппников, а спустя какое-то время и ходить от аудитории к аудитории. Я считаю, что умение дойти до необходимого объекта без помощи человека с хорошим зрением или с его минимальной помощью очень важно.
Сейчас я поступаю в магистратуру в другом городе. Я могу это сделать, так как не завишу от других людей как в плане перемещения, так и в плане самообслуживания. Это не будет сильно сложным. Но учился я всему этому не один год. Зная, что мне предстоит переезд, я учился готовить с Мартой Любимовой на специальных занятиях, организованных программой „Особый взгляд“. Безусловно, обучаться гораздо проще на знакомой кухне и в знакомом городе, под присмотром человека, который уже это знает, нежели постигать все на ходу, делая ошибки, которых можно было бы избежать».
«От сессии до сессии живут студенты весело!»: нередко при поступлении в высшее или среднее учебное заведение эта фраза — единственное, что слышал незрячий подросток о студенческой жизни. Как сделать так, чтобы жизнь незрячего человека в стенах вуза была комфортной? Как помочь подростку найти время на отдых, чтобы потом он смог вспомнить студенческие годы как лучшие? Об этом рассказывает тифлопедагог, специалист по ориентированию и мобильности, колумнист портала «Особый взгляд» Марта Любимова.