В этом году храму Воскресения Христова в Сокольниках исполняется 110 лет. Инициатором его строительства был известный московский протоиерей Иоанн Кедров, который и стал первым настоятелем храма. А еще отец Иоанн впервые пригласил незрячих людей петь на клиросе и тем самым положил начало существованию уникального хора незрячих певчих.
Регент хора незрячих певчих Екатерина Власова рассказала «Особому взгляду» о том, как сегодня сохраняются традиции и почему многие церковные песнопения можно изучать только на слух.
О появлении хора
Сейчас район Сокольники считается чуть ли не центром города, но сто лет назад это была небогатая окраина столицы. По словам Екатерины Власовой, отец Иоанн долго собирал деньги на возведение храма, но средств все равно не хватало. Завершилось строительство только благодаря помощи благотворителей.
«Заметив на паперти нового храма незрячих нищих, просящих милостыню, отец Иоанн принял решение обучить их певчему делу и дать возможность трудиться и зарабатывать деньги. Несколько незрячих человек он пригласил на клирос и сам обучил их несложным песнопениям. Это и были первые певчие хора», — сказала она.
В период гонений на церковь храм Воскресения Христова не закрывался, хор незрячих певчих продолжал участвовать в его богослужениях.
Тифлокомментарий: цветная фотография. Те же певчие стоят в храме полукругом, поют. Их пальцы скользят по листам с песнопениями, набранными шрифтом Брайля. За их спиной стоит икона Богородицы в золотом окладе, перед ними горят свечи.
О певчих
На сегодняшний момент в хоре насчитывается
Сегодня в хоре участвуют выпускники Российской Государственной специализированной академии искусств, Курского музыкального училища, музыкальных школ, а также люди без музыкального образования, но имеющие голос и желание исполнять церковные песнопения.
«Хор — это особый организм, в котором певчие с музыкальным образованием и певчие без специальной музыкальной подготовки трудятся на равных правах. Главное, чтобы у человека было желание петь. В наш хор приходят незрячие люди без музыкального образования, но с большим желанием петь и достаточно быстро догоняют опытных певчих», — сказала Екатерина Власова.
О вере
Регулярное участие в церковной жизни не является решающим фактором при зачислении в хор, но, по словам Екатерины Власовой, даже неверующие люди, приходя петь на клирос, знакомятся с текстами богослужений, погружаются в приходскую жизнь храма, общаются с православными христианами и постепенно воцерковляются.
«Многим незрячим людям пение в церковном хоре помогло стать верующими христианами, искренне полюбившими жизнь церкви», — сказала она.
Прихожане храма, по ее словам, с большим уважением относятся к незрячим певчим и при необходимости всегда оказывают им помощь. После богослужения они нередко подходят к хористам и благодарят за молитвенный труд.
Тифлокомментарий: цветная фотография крупным планом. Девушка держит в руках белый лист с текстом, набранным шрифтом Брайля.
О разучивании церковных песнопений
Церковное пение — это особый жанр хорового искусства. Существует много мелодий, которые используются только певчими на клиросе, и профессиональные вокалисты, получившие светское образование, не знают их.
«Церковный обиход передается из уст в уста. Есть народное творчество, а есть церковное народное творчество, песнопения которого люди зачастую изучают не по нотам, а на слух», — пояснила Екатерина Власова.
Помимо ежедневного участия в богослужениях, незрячие певчие регулярно репетируют и изучают новые церковные песнопения. Их тексты они под диктовку коллег без нарушения зрения переписывают шрифтом Брайля, так как церковная литература практически не издается рельефно-точечным шрифтом.
За годы существования хора незрячих певчих в храме Воскресения Христова сформировалась целая библиотека богослужебных текстов. Большая часть из них из года в год повторяется на богослужениях.
«Переписанные шрифтом Брайля тексты мы систематизируем и бережно храним, есть тексты песнопений, которые на богослужениях повторяются с определенной периодичностью. Их участники хора достаточно быстро выучивают. Но есть тексты, которые на богослужениях появляются редко, и их певчие находят в библиотеке», — сказала Екатерина Власова.
В церковном обиходе многие богослужебные тексты поются по гласам (мелодиям), их незрячие певчие хорошо знают. Во время богослужений разные молитвы могут исполняться на один и тот же глас, и на репетициях хористы повторяют их на слух.
Кроме того, российские композиторы создали большое число прекрасных произведений на молитвенные тексты, многие из них регулярно исполняются на клиросах в храмах. Хор незрячих певчих тоже старается добавлять в свой репертуар такие произведения. Они сложные в исполнении, разучивать их хористам приходится уже не на слух, а по нотам.
«Конечно, люди без музыкального образования, приходя к нам в хор, начинают учить нотную грамоту и со временем пользоваться ей. Это необходимо, потому что мы изучаем большое число произведений, написанных композиторами для клироса, и освоить такие объемы без использования нот просто невозможно», — сказала Екатерина Власова.
О руководстве регента
Во время исполнения богослужебных песнопений хористы без нарушения зрения следят за движением рук регента. Движения подсказывают им ритмический рисунок мелодии, характер акцентов и динамику отдельных ее отрезков. Незрячие певчие движения рук регента не видят, и в общении с ним используют невизуальные знаки.
«Со своими певчими я многое проговариваю на репетициях, время вступления, динамические оттенки и тембровую окраску мелодий мы стараемся заранее хорошо отработать. Иной раз на богослужениях я могу напомнить хористам о наших договоренностях или простучать им ритм, но все-таки стараюсь все детали отработать с ними заранее. Во многом важна „спетость“ коллектива. Если люди поют вместе хотя бы год, они уже чувствуют друг друга: одновременно берут дыхание и вовремя вступают (начинают петь). Я сама пришла в хор незрячих певчих в качестве хориста больше десяти лет назад и знакомилась с его традициями на практике. Три года назад мне предложили стать руководителем хора. По образованию я музыкальный педагог, хормейстер, регент церковного хора», — добавила Екатерина Власова.
О работе
Пение в хоре для незрячих певчих — работа. Петь на клирос они приходят, согласно рабочему расписанию, за это получают денежное вознаграждение. Богослужения в храме Воскресения Христова проходят ежедневно, но и выходные дни у хористов бывают.
«Из общего числа певчих формируются разные составы, — объяснила Екатерина Власова, — и эти небольшие группы поют на клиросе в разные дни недели. Именно поэтому каждый певчий должен уметь петь как в хоре, так и один».
Не только в храме
Хор незрячих певчих поет не только на клиросе, но также принимает участие в концертах и в музыкальных фестивалях. Во время этих мероприятий хор исполняет как церковные, так и светские музыкальные произведения.
«Мы стараемся принимать активное участие в мероприятиях, посвященных церковной музыке, — сказала Екатерина Власова. — Выступаем на концертах в разных районах Москвы, участвуем в международных конкурсах и даже дважды становились их лауреатами».
Сейчас хор незрячих певчих под руководством Екатерины Власовой участвует в записи компакт-диска с богослужебными песнопениями в своем исполнении. Его выход будет посвящен
«Многие певчие являются выпускниками Московской школы-интерната № 1 для слепых и слабовидящих детей. Это тоже своего рода традиция. В начале прошлого столетия школа находилась в Мещанской слободе (в районе современного проспекта Мира), а это совсем недалеко от парка „Сокольники“. Незрячие ученики со своими воспитателями часто гуляли в парке и заходили в храм Воскресения Христова, который был построен рядом с ним. Они узнавали о том, что на клиросе в храме поют незрячие люди, после окончания школы снова приходили в храм, но уже в качестве певчих», — рассказала Екатерина Власова.