Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н. Г. Столетовых — ведущий вуз Владимирской области. На сегодняшний день в нем получают образование 20 тысяч человек, среди которых есть и студенты с нарушением зрения.
О том, как строится процесс обучения, рассказала заместитель директора Регионального ресурсного учебно-методического центра инклюзивного образования университета Анна Мещерякова.
— На каких факультетах чаще всего обучаются незрячие и слабовидящие люди?
— Незрячие абитуриенты имеют право поступать на любые специальности. Если говорить о наиболее адаптированных для них направлениях подготовки, то это психологические, филологические, исторические и дефектологические специальности.
Обучение студентов с нарушением зрения происходит при поддержке Регионального ресурсного учебно-методического центра инклюзивного образования. В этом центре работают психологи, дефектологи, технические специалисты, которые адаптируют образовательный процесс в соответствии с потребностями студентов с инвалидностью. Их обучение проходит в общих группах, но для каждого из них составляется индивидуальная программа, включающая в себя адаптационные дисциплины. Учебный план, наряду с базовыми предметами, включает в себя вариативную часть, то есть дисциплины, изучение которых не является обязательным. Они могут быть заменены предметами, необходимыми именно незрячим и слабовидящим обучающимся, например, занятиями по ориентировке в пространстве.
Сотрудники учебно-методического центра находят учебные материалы, необходимые студентам с нарушением зрения, и адаптируют их. Они распечатывают укрупненным плоскопечатным шрифтом или рельефно-точечным шрифтом Брайля расписание занятий, тесты, задания контрольных работ, лекции, научные статьи и фрагменты книг.
У нас есть лаборатория с оборудованием, которое помогает незрячим и слабовидящим учащимся прочитывать плоскопечатные тексты. Это и компьютеры с программами экранного доступа и экранного увеличения, электронные видеоувеличители с функцией чтения, и система оптического распознавания текста, и дисплеи Брайля, и принтер Брайля, и термонагреватель для создания рельефной графики.
В задачи учебно-методического центра также входит работа с преподавателями: организация и проведение курсов повышения квалификации, инструктажей и консультаций, в ходе которых они узнают, как работать со студентами с инвалидностью, какие у них особые образовательные потребности. Центр проводит дополнительные внеаудиторные мероприятия реабилитационной или просветительской направленности. Их тематика зависит от того, какой дефицит необходимо компенсировать в данный момент.
— Как часто незрячие и слабовидящие студенты обращаются за помощью в учебно-методический центр?
— Мы взаимодействуем со студентами с инвалидностью постоянно. Они в равной степени относятся к кафедре, на которой проходят обучение, и к нашему центру. Они приходят к нам, рассказывают о своих проблемах, мы помогаем их решить. Центр оказывает поддержку учащимся с разной формой инвалидности, но традиционно с нами систематически взаимодействуют студенты с нарушением зрения и с нарушением слуха. Сенсорные ограничения оказывают наиболее существенное влияние на познавательную деятельность человека.
Тифлокомментарий: цветная фотография. Солнечный осенний день. Вид с высоты птичьего полета на уже знакомый нам главный корпус Владимирского государственного университета. На одном из его фасадов мозаичное панно. Между третьим и четвертым этажами крупная белая надпись с названием университета. Вокруг корпуса раскинулись скверы, изобилующие зелеными лужайками и деревьями с желтеющей листвой. Вдали виднеется плотная городская застройка.
— Для людей с нарушением зрения доступны только очные формы обучения или у них есть возможность получать образование дистанционно?
— Абитуриенты с инвалидностью по зрению могут выбрать очную или дистанционную форму обучения. Платформы и программы, с помощью которых осуществляется дистанционное обучение, доступны для работы со скринридерами. В настоящее время одна студентка с нарушением зрения дистанционно получает образование.
Но я не рекомендую незрячим и слабовидящим людям выбирать эту форму обучения, потому что для них нахождение в университете — это не только обучение, но и социализация. В вузе они учатся быть самостоятельными в решении учебных и бытовых задач, взаимодействовать с преподавателями, выстраивать отношения со сверстниками без инвалидности.
— Могут ли иногородние студенты с нарушением зрения проживать в общежитии и оказывает ли университет им поддержку в решении социально-бытовых задач?
— Незрячие и слабовидящие студенты могут проживать в общежитии, которое находится в
По зданию самого университета незрячие и слабовидящие студенты тоже передвигаются сами. Сначала сотрудники учебно-методического центра помогают им выучить маршруты до нужных аудиторий при помощи карт и макетов, а затем они легко находят их самостоятельно.
Сотрудники студенческой столовой знают, как правильно оказать помощь посетителям с нарушением зрения. Они всегда готовы рассказать им, какие есть блюда, помочь налить чай или отнести поднос с тарелками до стола.
Если незрячим и слабовидящим студентам необходима помощь иного рода, например, в выборе одежды в магазине, они в любой момент могут обратиться к сотрудникам учебно-методического центра или к волонтерам университета. Хотя на самом деле вопросы, подобные этому, чаще всего им помогают решать одногруппники или соседи по общежитию. Учащиеся с нарушением зрения хорошо общаются со студентами без инвалидности, между ними нередко складываются дружеские отношения. К примеру, девушки идут в салон красоты делать маникюр и, конечно, берут с собой свою незрячую подружку.
— Молодые люди с нарушением зрения обучаются вместе со студентами без физических ограничений. Как проходит процесс их знакомства друг с другом?
— Сотрудники учебно-методического центра стараются выстроить процесс взаимодействия студентов в инклюзивных группах грамотно. В течение первых двух месяцев проводится серия мероприятий, направленных на постепенное сближение студента с инвалидностью по зрению с одногруппниками. Это просветительские беседы и лекции, которые знакомят нормально видящих студентов с жизнью незрячих людей, тренинги в темноте, во время которых студенты могут лучше понять ощущения своего незрячего одногруппника, мастер-классы по изучению приемов взаимодействия с людьми с инвалидностью по зрению. Такие мероприятия проводятся без участия незрячего студента, он подключается уже на этапе проведения деловых игр и проектных сессий, направленных на получение опыта взаимодействия с незрячими и слабовидящими сверстниками.
Тифлокомментарий: цветная фотография. Светлая учебная аудитория. Студенты сидят за деревянными партами, что-то записывают в тетради.
Молодые люди постепенно сближаются, дальше их отношения во многом зависят от самого незрячего человека. Задача центра — подготовить почву для общения, объяснить первокурсникам, кто такой человек с инвалидностью, который с ними учится, какие у него могут быть проблемы, как вести себя, чтобы не создавать ему лишних трудностей, а грамотно оказать помощь. Молодой человек с нарушением зрения тоже должен проявлять доброжелательность и открытость в общении с одногруппниками, не только быть потребителем их помощи, но и сам стараться хоть чем-то быть им полезным.
Так или иначе, но в подавляющем большинстве случаев отношения между незрячим учащимся и студентами без инвалидности складываются хорошо. Надо заметить, что общая политика университета отличается лояльным отношением к людям с инвалидностью, сами студенты стараются ее придерживаться.
— Как незрячие и слабовидящие люди узнают о том, что у них есть возможность получить высшее образование во Владимирском государственном университете?
— Сотрудники центра отправляют информацию об университете в реабилитационные центры и в специализированные школы, где обучаются незрячие и слабовидящие дети. В штате университета есть незрячий психолог, который общается с людьми с нарушением зрения в социальных сетях и рассказывает им о том, какими специальностями они могут овладеть. Периодически специализированные СМИ делают материалы о том, как незрячие люди обучаются во Владимирском государственном университете, и это тоже привлекает новых абитуриентов.
— Как складывается трудовая деятельность выпускников с нарушением зрения? Удается ли им найти работу?
— На мой взгляд, этот вопрос проработан еще плохо. Университет был бы рад взять в штат всех своих выпускников с нарушением зрения, но это невозможно. Сейчас в вузе работает один из его первых незрячих выпускников. И я, будучи незрячим человеком, тоже в свое время закончила филологический факультет Владимирского государственного университета и стала работать в нем сначала как методист, а затем как преподаватель и сотрудник учебно-методического центра.
Вопрос трудоустройства по специальности людей с нарушением зрения всегда стоит остро. Если незрячий человек хочет устроиться на любую работу, то это большого труда не составляет. Даже наши студенты с нарушением зрения нередко подрабатывают операторами колл-центра. Но если незрячий человек хочет трудоустроиться именно по специальности, то он может потратить на это несколько лет. Закончив университет, выпускник ищет работу, продолжая совершенствоваться в выбранной специальности, проходит дополнительное обучение, чтобы оказаться конкурентоспособным на открытом рынке труда. Возможно, ему какое-то время даже придется поработать на волонтерских началах, чтобы получить трудовой опыт. К примеру, сейчас на третьем курсе психологического факультета учится студентка с нарушением зрения, которая параллельно с учебой работает в специализированной школе. После того как она прошла там практику, ей предложили оформиться на работу по трудовой книжке.
Сотрудники учебно-методического центра стараются решать проблему трудоустройства незрячих и слабовидящих выпускников: выстраивают взаимодействие с потенциальными работодателями и с центрами занятости населения. Они проводят тренинги для различных компаний, во время которых объясняют, что сотрудники с нарушением зрения могут выполнять трудовые обязанности на высоком уровне и надо дать им шанс проявить себя. В планах увеличение количество таких тренингов, мероприятий, мастер-классов, а также создание базы работодателей, с которыми университет мог бы постоянно взаимодействовать на тему трудоустройства своих выпускников с нарушением зрения.