«Помогая другим — помогаешь себе»: как устроена служба психологической помощи, где работают люди с инвалидностью

Тифлокомментарий: цветная фотография. Крупный план молодой девушки со светлыми прямыми волосами. На ней черные очки и массивные наушники с микрофоном, который она придерживает левой рукой.

Телефон доверия называют скорой психологической помощью. Но есть служба, помощь в которой получают не только обратившиеся, но и ее сотрудники. В проекте «Помогая другим — помогаешь себе» клиентов консультируют психологи с инвалидностью, в том числе с нарушением зрения.

О работе проекта «Особому взгляду» рассказали его создатель и руководитель Вера Юрьевна Захарова и незрячий психолог Алена Зирко.

О проекте

Тифлокомментарий: цветная фотография, сделанная из-за спины мужчины в рубашке в черно-красную крупную клетку. На деревянном столе перед мужчиной лежит развернутая книга, а слева от нее стоит раскрытый ноутбук. На экране ноутбука молодой мужчина в очках.

«В результате профессиональной деятельности служба ’’Помогая другим — помогаешь себе’’ оказывает помощь двум категориям населения: одна категория — это наш внешний вектор работы, те, кого мы консультируем, люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Мы оказываем им экстренную психологическую помощь в формате переписки на форуме или в голосовом формате по скайпу или по телефону. Вторая категория населения — это специалисты, психологи с инвалидностью, которым трудно найти работу на общем рынке труда», — рассказала Вера Юрьевна.

По ее словам, изначально цель создания службы заключалась в том, чтобы найти такую форму организации рабочего пространства, которая позволяла бы психологам с инвалидностью (главным образом — маломобильным людям) адаптироваться на общем рынке труда. Эта задача была непростая.

«Мы видели, что психологи с инвалидностью, если и вписывались в обычную службу, то, во-первых, „вписывание“ происходило сложно, во-вторых, руководители служб не сильно радовались сотруднику с инвалидностью, принятие его на работу приравнивалось к подвигу», — сказала Вера Юрьевна.

По ее словам, адаптироваться сотрудникам с нарушением здоровья к рабочему пространству было непросто: коллектив не был обучен тому, чтобы учитывать особенности людей с инвалидностью, создавать удобное для них пространство, в каких-то моментах идти им навстречу.

Качественного социального взаимодействия не получалось. Успешные случаи трудоустройства психологов с инвалидностью в службы доверия были единичные, а широкой профессиональной адаптации не существовало.

«Мы создали такую службу, чтобы маломобильные специалисты (люди, передвигающиеся на инвалидных креслах-колясках, имеющие стойкие нарушения здоровья после перенесенных автокатастроф, или люди с ДЦП и сохранным речевым аппаратом, с тяжелыми наследственными заболеваниями, приводящими к атрофии мышц, или люди с нарушением зрения и слуха) могли без проблем работать консультирующими психологами. Мы думали, что наша служба будет промежуточной площадкой, на которой психологи с инвалидностью с дипломами специалистов, но не имеющие достаточной практики, будут получать опыт работы, а потом трудоустраиваться в другие службы, но оказалось, что общество не готово к этому», — добавила Вера Юрьевна.

Все силы организаторов были направлены на то, чтобы создать максимально комфортное рабочее пространство для специалистов с инвалидностью и удобный виртуальный рабочий кабинет. Кроме того, в проекте создана атмосфера взаимной поддержки и взаимопомощи, которая позволяет учитывать особенности специалистов с инвалидностью и быстро решать возникающие рабочие вопросы.

«Мы гибкие, открыты ко всем новшествам. Мы любим экспериментировать в работе и находить новые пути решения рабочих задач. Но я должна сразу сказать: наш штат ограничен. Служба работает несколько часов в день, хотя, если бы позволяли финансовый и административный ресурсы, могла бы работать круглосуточно. Мы существуем только за счет благотворительных средств, пожертвований и грантов. В проекте может быть задействовано максимально 18–20 человек, в последний год только 7–8 специалистов работает на линии психологической помощи, большая часть из них делает это на волонтерских началах или с минимальной оплатой труда. Но для любого психолога с инвалидностью наша платформа является мощным инструментом повышения профессиональных навыков и примером реализации принципа взаимопомощи и взаимовыручки в коллективе», — сказала Вера Юрьевна.

Кроме того, по ее словам, в проекте существует супервизорская профессиональная поддержка, которая становится фактором вовлечения молодых специалистов в профессию. Многие молодые люди, пришедшие в проект несколько лет назад, сегодня, в том числе благодаря работе в нем, являются высококвалифицированными специалистами.

Как строится работа на телефоне доверия

Тифлокомментарий: цветная фотография. Крупный план коричневой высокой кофейной чашки, стоящей на краю деревянного стола. На заднем плане еще один деревянный стол, за которым сидит молодой человек в светлой рубашке. На столе перед ним открыт ноутбук.

Незрячий психолог Алена Зирко начала работать в службе «Помогая другим — помогаешь себе» еще во время учебы в Высшей школе экономики. Вера Юрьевна, познакомившись с незрячей студенткой на одном из обучающих курсов вуза, пригласила ее принять участие в проекте. Для Алены это стало одной из отправных точек в ее профессиональной деятельности.

«Мои основные обязанности в службе — это прием входящих звонков. В определенные часы я выхожу на линию и принимаю звонки по телефону или по скайпу. Помимо этого, я посещаю супервизорские встречи, во время которых мы созваниваемся с коллегами в формате конференции и обсуждаем случаи из практики, вызывающие у нас сомнения и затруднения. Такие супервизии усиливают нас как специалистов, учат поддерживать и помогать друг другу. Также каждому из нас необходимо заполнять отчеты о проделанной работе. Иногда мы это делаем самостоятельно, иногда помогаем друг другу. В отчете мы пишем количество звонков и их примерные темы. Конечно, все звонки на наш телефон доверия анонимные, даже в своих рабочих отчетах мы не называем имен клиентов. За пределы нашего коллектива никакая информация о звонках не выходит», — рассказала Алена.

Зачем люди обращаются на телефон доверия

По словам Алены, на телефон доверия люди звонят, испытывая желание срочно поговорить, обращаются к психологам в ситуациях, с которыми, как им кажется, они самостоятельно не справляются.

«Бывают ситуации потери близких людей, ужас, горе, отчаяние от того, что близкий человек ушел из жизни. Бывают звонки, связанные со сдачей экзаменов, с переживанием ссор с друзьями или с партнерами, с самоопределением в профессии, с общими кризисными событиями, происходящими в последнее время. Каждый человек звонит с какой-то своей проблемой, наша задача — помочь ему сориентироваться в ней: возможно, снять острое психологическое состояние или дать возможность высказаться, направить в другую узкоспециализированную организацию, где ему окажут помощь», — рассказала Алена.

По ее словам, иногда человеку достаточно один раз позвонить на телефон доверия для решения своей проблемы, но порой необходима многолетняя работа, которую будут вести специалисты уже другой организации.

О работе незрячего психолога

Алена уверена, что незрячий человек может быть успешным консультирующим психологом.

«Человек с нарушением зрения может работать на телефоне доверия, и наш проект хороший старт для начинающего психолога с инвалидностью. В других службах телефона доверия, на мой взгляд, он тоже может консультировать, но многое зависит от их руководителей, коллектива и технической базы», — рассказала она.

В проекте «Помогая другим — помогаешь себе», по словам Алены, гибкое руководство и все делается для того, чтобы у каждого консультанта рабочее место было максимально адаптировано под его особенности. В других службах с адаптацией рабочего места незрячего специалиста возможны трудности: могут не разрешить установить на компьютер программу экранного доступа, база данных, в которой ведется отчетность, будет недоступна для человека с нарушением зрения.

«У меня мало опыта взаимодействия с другими службами телефона доверия, но в этом и не было необходимости. Я понимаю, что если мне надо будет трудоустраиваться в такую службу, это окажется энергозатратно, мне надо будет проявлять инициативу в вопросах адаптации рабочего пространства и принятия меня как сотрудника с инвалидностью в коллектив», — сказала она.

Алена считает, что незрячему психологу надо быть готовым к возможным трудностям при трудоустройстве: к примеру, взять с собой на собеседование ноутбук или флешку с NVDA и рассказать потенциальному работодателю о возможностях управления компьютером при помощи программ экранного доступа. Незрячий психолог, по мнению Алены, может работать не только на телефоне доверия, но и очным консультантом, и специалистом по работе с незрячими детьми, и ведущим психологических тренингов, и преподавателем в вузе.

«Конечно, трудности при выполнении рабочих обязанностей могут возникать, следует быть готовым к ним. Надо пробовать разные варианты своей профессиональной самореализации и иметь большой спектр самоопределения. Необходимо искать способы адаптировать себя к рабочему процессу и влиться в коллектив, находить единомышленников — людей, которые будут принимать нас такими, какими мы являемся, и поддерживать нас», — добавила Алена.

Успешность психолога в профессиональной сфере, по ее мнению, не связана с отсутствием или наличием у него зрения.

«Если незрячий человек задумывается о своей работе, если он любит ее, постоянно развивается в выбранном направлении профессиональной деятельности, регулярно проходит обучение, повышая уровень своей квалификации, он может быть более успешным и востребованным специалистом, нежели его зрячие коллеги», — сказала Алена.

Молодым людям с нарушением зрения, которые только задумываются о специальности психолога, Алена советует слушать себя и выбирать дело, которым хочется заниматься.

«Заканчивая школу, я выбирала направление дальнейшего обучения и думала о том, хочу ли я стать музыкантом, переводчиком иностранных языков или психологом. Я переживала, что не смогу найти работу по выбранной специальности, а этого делать не надо. Конечно, следует понимать, что найти работу незрячему специалисту будет непросто, но для этого надо будет стараться развивать профессиональные навыки, понимать свои сильные и слабые стороны в профессии и корректировать их. Уже на этапе обучения в вузе надо стараться получать не только теоретические знания, но и практический опыт работы. С одной стороны, нужно посещать занятия, хорошо готовиться к ним, формировать надежную теоретическую базу знаний, а с другой — находить возможность практиковаться в выбранной специальности, может быть, получать опыт работы в качестве волонтера. И если научиться сохранять баланс между обучением и практикой так, чтобы к пятому курсу иметь и базу теоретических знаний, и опыт практической работы, то можно будет не бояться процесса трудоустройства и быть уверенным, что обязательно получится найти для себя интересную работу», — рассказала она.